Столь разительный контраст в медиа-подаче очень похож на отвлекающий манёвр, призванный отвлечь внимание от других проблем, либо участников. Эта коварная уловка скрывает за ужасами войны идеологический накопитель ИГ, роль которого выполняет «мирная» «Партия исламского освобождения» — «Хизб ут-Тахрир аль Ислами». Биографии многих задержанных игиловцев показывают, что начинали они свою деятельность именно в «Хизбуте». Внешне мирная организация, «Партия исламского освобождения» создаёт питательную среду для исламистских идей , а с самой ИГ имеет один и тот же идеологический фундамент – установление «Всемирного исламского халифата» за счёт устранения немусульманских правительств.
Официально «Хизб ут-Тахрир» позиционирует высокие гуманные цели – просвещение мусульман праведной доктриной Корана. Однако в действительности маскирует под религиозной риторикой экстремистские цели. Так, ещё в 90-е годы хизбутовцы планировали установить шариатское правление в Центральной Азии, Азербайджане и даже на Украине. В 99-ом году они совершили покушение на президента Узбекистана Ислама Каримова, чтобы создать «халифат» в Ферганской долине, а в 95-ом азербайджанские спецслужбы предотвратили покушение на Гейдара Алиева и Леонида Кучму, когда их кортеж пересекал мост при въезде в Баку. В планах «Партии» — приход к власти также в мусульманских регионах России, что подтверждает география недавних арестов ФСБ: Нижний Новгород, Башкирия, Челябинск.
В идеологии «Исламского халифата» интерес к России сфокусирован на «Эмирате Кавказ», в то время как «Хизб ут-Тахрир» интересуют в РФ все регионы с преобладающим мусульманским населением. Однако существующая между ними связь и идеологическое единство целей подтверждают общую точку приложения в сторону России. При этом концентрирование ИГ в Ираке и Сирии стимулирует активность «Хизб ут-Тахрир» в других регионах по принципу «волн от брошенного камня». Когда «вооружённый конфликт» в одной части планеты усиливает возможности «террористических сетей» в другой, позволяя им использовать идеологию «противостояния цивилизаций» для успешного ведения своей агитации.
Адрес «Хизб ут-Тахрир» — штаб-квартира находится в Лондоне – красноречиво выдаёт внешних политических игроков, которые используют ислам как прикрытие для борьбы за нефтяные и человеческие ресурсы. С одной стороны, религиозный терроризм вызван политикой военного вмешательства на Ближний Восток государств «золотого миллиарда» во главе с США. С другой, невероятно выгоден, так как «мандат от Бога» делает акты религиозного терроризма наиболее кровавыми и массовыми. При этом страдают, в первую очередь, сами мусульмане, так как и «Хизб ут-Тахрир», и «Исламское государство» ориентированы на трансформацию, прежде всего, существующего исламского мира, обвиняя традиционных мусульман в «такфире» — неверии.
Однако в отличие от ИГ, «Хизб ут-Тахрир» позиционирует себя в качестве партии. В её уставе чётко сказано, что «её дело» «не обучение» и «не проповедническая деятельность», а «политика».Ещё в 60-е годы основатель Партии – иерусалимский судья Ан-Набхани на предложение включить Коран в программу обучения партийных ячеек ответил: «… не портите молодёжь – партии не нужны убогие святоши». «Партия» распространяет религиозные нормы на политическую жизнь, вменяя «партийный такфир» в вину правительствам и силовикам, и обвиняет светские режимы в вероотступничестве. Такая методика позволяет ей мотивировать своих последователей на ведение «джихада» против «кяфиров» («неверных») и «такфиров» («вероотступников», «неверующих») в извращённом смысле этого слова. Такую же методику использует ИГИЛ.
Тем не менее, у ИГ и «Хизбута» разные корни. ИГ вырос из иракской «Аль-Каиды», в то время как «Хизб ут-Тахрир» восходит к палестинскому движению «Братьев-мусульман». Однако в обоих случаях исламистские движения возникли как национально-освободительные, когда утопия справедливого «исламского халифата» противопоставлялась американской и израильской оккупации. Первоначально целью «Хизбута» был создание государства Палестина, однако в 1979 году Партия взяла центрально-азиатское направление, а в 2006 году объявила «джихад» России. В 2003 году «Хизбут» официально заявил о «военном джихаде». Тогда же эта организация была запрещена в России.1979 год – это Исламская революция в Иране, когда в результате свержения марионеточного шаха США утратили своё влияние над этой страной. 2006 год – приём в России делегации ХАМАС, победившей на выборах в Палестине.
Хронология переориентации «Хизб ут-Тахрир» от своей первоначальной платформы выдаёт явный ангажированный характер этих перемен, связанный с политикой США в отношении Ирана и России. «Хизб ут-Тахрир» постигла судьба большинства арабских национально-освободительных движений, переориентированных ЦРУ от борьбы с колонизаторами на оппонентов США. Проект «Исламского государства» направлен сегодня на установление контроля над нефтегазовыми запасами Ирака и логистикой углеводородов через Сирию в Европу. В системе ИГ «Хизб ут-Тахрир» выполняет роль партийного штаба, идеи которого в масштабах целых государств ИГ и воплощает.