Сегодня Бог даровал нам встретиться снова. Библия говорит нам, что "Бог слышит крик своего народа", и я хочу присоединить мой голос к вашим, призывая [дать] земли, жилье и [возможность] трудиться всем нашим братьям и сестрам. Я сказал это, и я повторяю это: это - священные права. Это важно, это хорошо, и стоит бороться за них. Может быть, этот призыв будет услышан в Латинской Америке и во всем мире.
Понимаем ли мы, что-то не так [происходит] в мире, где так много сельскохозяйственных рабочих без земли, поэтому многие семьи без дома, так много рабочих без прав, так много людей, чье достоинство не соблюдается?
Понимаем ли мы, что-то не так [устроено в мире], где ведется так много "бессмысленных" войн, и акты насилия и братоубийство происходят на самом пороге нашем? Понимаем ли мы, что-то не так [устроено в мире], где почва, вода, воздух и живые существа находятся под постоянной угрозой?
Так что давайте не бойтесь, скажите: мы обязательно изменим; мы хотим изменить.
Интересно, сможем ли мы увидеть, эти разрушительные реалии, являющиеся частью системы, которая уже стала глобальной. Понимаем ли мы, что эта система ввела менталитет "прибыль любой ценой", не заботясь о социальной деградации или уничтожении природы?
1. Пусть мы начнем с признания, что изменения необходимы. Здесь я хотел бы уточнить,, чтобы не было недоразумений, что я говорю о проблемах, общих для всех латиноамериканцев, и, в более общем случае, для человечества в целом. Они являются глобальными проблемами, которые сегодня не одно государство не может решить самостоятельно. После этого разъяснения, я предлагаю ответить на следующие вопросы:
Понимаем ли мы, что-то не так [происходит] в мире, где так много сельскохозяйственных рабочих без земли, поэтому многие семьи без дома, так много рабочих без прав, так много людей, чье достоинство не соблюдается?
Понимаем ли мы, что-то не так [устроено в мире], где ведется так много "бессмысленных" войн, и акты насилия и братоубийство происходят на самом пороге нашем? Понимаем ли мы, что-то не так [устроено в мире], где почва, вода, воздух и живые существа находятся под постоянной угрозой?
Так что давайте не бойтесь сказать: мы обязательно изменить; мы хотим изменить.
В своих письмах и на наших встречах, вы упомянули многие формы отчуждения и несправедливости, которые вы испытываете на рабочем месте, в окрестностях и по всей земле. Их много и они разнообразны, как много и как разнообразны способы, которыми вы противостоите им. Тем не менее, есть невидимая нить, соединеняющая все эти формы отчуждения: можем ли мы распознать их? Это не единичные вопросы. Интересно, сможем ли мы увидеть, что эти разрушительные реалии являются частью системы, которая стала глобальной. Понимаем ли мы, что эта система ввела менталитет "прибыль любой ценой", не заботясь о социальной изоляции или уничтожении природы?
Если это так, я буду настаивать, давайте не будем бояться сказать: мы хотим это изменить, [нам нужны] реальные изменения, структурные изменения. Эта система сейчас невыносима: сельскохозяйственные рабочие считают её недопустимой, рабочие считают её недопустимой, общины считают её недопустимой, народы считают её недопустимой... сама земля - наша сестра, Мать Земля, как сказал бы Святой Франциск - также считает её недопустимой.
Мы хотим изменить нашу жизнь, в наших районах, в нашей повседневной реальности. Мы хотим, таких изменений, которые могут повлиять на весь мир, так как глобальная взаимозависимость требует глобальных ответов на местные проблемы. Глобализация надежды, надежды, которые пробуждают народы и внедряется среди бедных, необходимо заменить глобализацию изоляции и равнодушия!
Сегодня я хочу призвать с вами к изменениям, которые мы хотим и должны [потребовать]. Вы знаете, что недавно я писал о проблемах изменения климата. Но теперь я хотел бы поговорить об изменении в другом смысле. Позитивные изменения, изменения в том, что хорошо для нас, изменение - мы можем сказать, - искупительное. Потому что мы в нем нуждаемся. Я знаю, что вы ищете [пути провести такие] изменения, и не только вы одни: в моих различных совещаниях, в моих путешествиях, я чувствовал ожидание, тоску, тоску по изменениям у людей во всем мире. Даже в этом все уменьшающемся меньшинстве, которое считает, что "нынешняя система выгодна", есть широко распространенное чувство неудовлетворенности и даже отчаяния. Многие люди надеются на изменения, способные высвободить их от рабства индивидуализма и уныния, которое он плодит.
Время, мои братья и сестры, кажется, уходит; мы еще не разрываем друг друга на части, но мы разрываем наш общий дом. Сегодня научное сообщество понимает, "что [такое] плохо" - уже давно сказали нам: вред, возможен необратимый вред для экосистемы. Земля, целые народы и отдельные лица жестоко наказываются. И за всем этим - болью, смертью и разрушениями стоит зловоние, которое Василий Кесарийский называет "дерьмо дьявола". Неограниченный погоня за деньгами стала правилом. Служба общему благу осталась позади. Когда капитал становится идолом и направляет решения людей, когда жадность к деньгам председательствует над всей социально-экономической системой, это разрушает общество, осуждает и порабощает мужчин и женщин, он разрушает человеческое братство, он настраивает людей друг против друга, и, как мы ясно видим, , он даже ставит под угрозу наш общий дом.
Мне не нужно переходить на описании злых последствий этой тонкой диктатуры: вы хорошо осведомлены о них. И не достаточно только указать на структурные причины сегодняшнего социального и экологического кризиса. Мы страдаем от "избытка диагностики", который порой приводит к умножению слов и злоупотреблению пессимизмом и негативом. Глядя на ежедневные новости, мы считаем, что не можем сделать ничего, кроме как заботиться о себе и узком круге нашей семьи и друзей.
Что я могу сделать, если я собираю макулатуру, старую одежду или металлолом, со всеми этими проблемами, если я едва имею денег, чтобы купить еды на стол? Что я могу сделать, как мастер, уличный торговец, водитель грузовика, загнанный работник, если я даже не пользуюсь правами трудящихся? Что может сделать женщина на ферме, простая женщина, рыбак, которые вряд ли смогут бороться с господством крупных корпораций? Что я могу сделать с моим маленьким домом, моим шалашом, моей деревушкой, моими правами, когда я ежедневно встречаюсь с дискриминацией и маргинализацией? Что можно сделать с помощью тех студентов, тех молодых людей, тех активистов, этих миссионеров, которые приезжают в мой район с сердцами, полными надежд и мечтаний, но без реальной [возможности] решения моих проблем? Много! Они могут сделать многое. Вы, смиренные, эксплуатируемые, бедные и обездоленные, можете сделать и делаете многое. Я бы даже сказал, что будущее человечества в значительной степени в ваших собственных руках, через умение организоваться и осуществлять творческие альтернативы, через ваши ежедневные усилия по обеспечению триединства (труд, жилье, земля) и через ваш активное участие в великих процессах изменений на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Не отчаивайтесь!
2.Вы являетесь сеятелями изменений. Здесь, в Боливии я слышал фразу, которая мне нравится: "Процесс изменения". Изменение нужно рассматривать не как нечто, что [придет] в один прекрасный день в результате некоторого политического решения или изменения в социальной структуре. Мы знаем из печального опыта, что изменения структуры, которые не сопровождаются искренним преобразованием ума и сердца, рано или поздно попадают в бюрократизацию, коррупцию и терпят неудачи. Вот почему, мне нравится образ «процесса», где бросают зерно, поливают семена, чтобы другие увидели росток, он заменяет стремление занять все доступные позиции власти и увидеть немедленные результаты. Каждый из нас является лишь частью сложного и дифференцированного целого, взаимодействуя во времени: народы борются, чтобы найти смысл, предназначение, и жить с достоинством в "лучшей жизни".
В качестве членов народных движений, вы выполняете свою работу, вдохновленную братской любовью, которую вы демонстрируете в противоположность социальной несправедливости. Когда мы смотрим в глаза страданию, когда мы видим лица под угрозой исчезновения, крестьянских бедняков, забитых соседей, бездомные семьи, преследуемых мигрантов, безработных молодых людей, эксплуатируемых детей, матерей, которые потеряли своих детей в перестрелке из-за полей, захваченных наркоторговцами, отцов, которые потеряли порабощенных дочерей... когда мы думаем обо всех этих именах и лицах, наши сердца разрываются, так много здесь горя и боли. И мы глубоко тронуты.... Мы переехали, потому что "мы видели и слышали", не холодная статистика, но боль страдающего человечества - наша собственная боль, наша собственная плоть. Это что-то совсем другое, чем абстрактное теоретизирование или красноречивое негодование. Это побуждает нас; это делает нас внимательными к другим, с тем чтобы двигаться вперед вместе. Это эмоция, которая превращается в общественную деятельность, не то, что можно понять в одиночку: имеются высшие смыслы, который только народы [могут] понять, и это придает особый вид подлинно народным движениям.
Каждый день вы захвачены бурями жизни. Вы говорили мне об их причинах, вы поделились своей собственной борьбой со мной, и я благодарю вас за это. Вы, дорогие братья и сестры, часто делаете малые дела, в местных условиях, на фоне всех форм несправедливости, которые вы не только не принимаете, но и активно им сопротивляетесь, противостоя идолопоклоннической системе, которая отвергает, унижает и убивает. Я видел, как вы неустанно работаете, обрабатывая землю и посевы в Campesinos, на своих землях и в кооперативах, для увеличения местной экономики, для улучшения их домов и населенных пунктов; вы помогли им построить свои собственные дома и развивать инфраструктуру общин. Вы также способствовали многим общественным мероприятиям, направленным на утверждение минимальных и, бесспорно, необходимых прав "триединства": земли, жилья и труда.
Это укоренилось в Баррио, земля, офисы, профсоюз, способность видеть себя в лицах других, ежедневная близость к их доле, неприятностям, и их маленький героизм: это то, что позволяет на практике исполнить Заповедь любви, а не отвлеченные идеи и понятия, а основа подлинного межличностного столкновения. Мы не любим концепции или идеи; мы любим людей ... это обязанность, истинная приверженность, которая рождается из любви мужчин и женщин, детей и пожилых людей, народов и общин ... чьи имена и лица заполняют наши сердца. Из этих семян надежды, терпеливо посеянных в забытых окраинах нашей планеты, из тех слабых саженцев, которые борются в тени отвержения, вырастут великие деревья, большие рощи надежды, и дадут кислород в наш мир.
Так что я рад видеть, как вы работаете с ближними, ухаживаете за этими саженцами, но, в то же время, с более широкой точки зрения, защищаете "весь лес". Цель вашей работы лежит за горизонтом, и концентрируясь на своей собственной конкретной области, вы также стремитесь решить в корне более общие проблемы бедности, неравенства и отвержения.
Я поздравляю вас с этим. Важно, что наряду с защитой своих законных прав, народов и их общественных организаций люди смогут построить гуманную альтернативу глобализации, которой люди становятся не нужны. Вы - сеятели изменений. Дай Бог вам мужество, радости, упорства и страсти, чтобы продолжить "сев". Мы уверены, что рано или поздно мы увидим плоды. Я прошу ваше руководство: будьте творцами и не останавливайтесь укоренением в местных реалиях, поскольку "отец лжи" (дьявол -пер.) может узурпировать благородные слова, чтобы способствовать интеллектуальным извращениям и занять ими идеологические позиции. Но если вы строите на прочном фундаменте, на реальных потребностях и жизненном опыте ваших братьев и сестер из Campesinos, местных жителей, уволенных рабочих и отверженных семей, вы, безусловно, будете на правильном пути.
Церковь не может и не должна оставаться в стороне от этого процесса, в провозглашении Евангелия. Многие священники и пастырские работники проводят огромную работу по сопровождению и продвижению изменений во всем мире, наряду с кооперативами, помогая предприятиям, в обеспечении жильем, работают щедро в области здравоохранения, спорта и образования. Я убежден, что уважительное сотрудничество с народными движениями могут оживить эти усилия и укрепить процессы изменения.
Имейте всегда в сердце образ Девы Марии, скромной девушки из малых людей, затерянных на окраинах великой империи, бездомных матерей, которым и ясли для скота стали домом для Иисуса, имевшей только несколько лоскутов для пеленания и много нежности. Мария - знак надежды для народов, страдающих от мук "родов правосудия". Я молюсь, чтобы Богоматерь на горе Кармель, покровительница Боливии, позволила этой нашей встрече стать закваской перемен.
3. И последнее, я хотел бы, чтобы мы все рассмотрели некоторые важные задачи для данного исторического момента, так как мы хотим положительных изменений на благо всех наших братьев и сестер. Мы знаем, что это. Мы желаем развития изменений в сотрудничестве правительств, народных движений и других общественных сил. Это мы тоже знаем. Но не так легко определить содержание изменения - другими словами, социальная программа, которая может воплотить этот проект братства и справедливости, которые мы ищем. Так что не ожидайте "рецепта от Папы Римского". Ни папа, ни Церковь не обладают монополией на интерпретацию социальной реальности или на предложение решений современных проблем. Я осмелюсь сказать, что никакого рецепта не существует. История делается каждым поколением, это следует по стопам тех, кто прошел ранее, но она ищет свой собственный путь и уважает ценности, которые Бог вложил в сердце человека.
Я хотел бы, все же, предложить три большие задачи, которые требуют решительного и общего вклада от народных движений:
3.1 Первая задача - поставить экономику на службу народам. Люди и природа не должны быть на службе денег. Скажем НЕТ"!!! экономике отчуждения и неравенства, где правят деньги, а не взаимные услуги. Эта экономика убивает. Эта экономика отвергает. Эта экономика разрушает Мать-Землю.
Экономика не должна быть механизмом для накопления [денег от продажи] товаров, а надлежащим управлением нашего общего дома. Это влечет за собой обязательства по уходу за этим домом и обязанность распределения своих товаров среди всех. Это не только об обеспечении запаса пищи или "достойного" "хлеба насущного". Также, хотя это уже большой шаг вперед, нужна гарантия триединства земли, жилья и труда, для которых вы работаете. Действительно общинной экономикой можно назвать экономику христианского вдохновения, она должна обеспечить достоинство народов и их "общее, современной благополучие и процветание". [1] Это включает в себя "триединство", но и доступ к образованию, здравоохранению, новым технологиям, художественным и культурным проявления, связи, спорту и отдыху. Только эта экономика должна создать условия для всех, чтобы иметь возможность дать детство без нужды, чтобы развивать свои таланты с молодости, работать с полными правами во время активных лет и наслаждаться достойной пенсией в я старости. Это экономика, где человеческие существа, в гармонии с природой, структурой всей системы производства и распределения, таким образом, что способности и потребности каждого человека нашли подходящее выражение в общественной жизни. Вы, и другие народы выражаете это желание в простом и красивом выражении: "жить хорошо".
Такое экономика не только желательна и необходима, но также и возможна. Это не утопия и не химера. Это чрезвычайно реалистичная перспектива. Мы можем добиться этого. Доступных ресурсов в нашем мире, плодов трудов поколений народов и даров творения, более чем достаточно для интегрального развития "каждого человека и всего человечества". [2] Проблема другого рода. Существует "система с разными целями". Система, которая безответственно ускоряет темпы производства с помощью промышленных и сельскохозяйственных методов, которые повреждают Мать-Землю, во имя "эффективности", продолжает отвергать многие миллионы наших братьев и сестер ,их самые элементарные экономические, социальные и культурные права. Эта система противоречит "плану Иисуса".
Работа для справедливого распределения плодов земли и человеческого труда - это не просто благотворительность. Это моральное обязательство. Для христиан, ответственность еще больше: это заповедь. Это право бедных и народов, оно является их по праву. Всеобщее назначение товаров - не фигура речи в социальном учении Церкви. Это реальность частной собственности. Недвижимость, особенно, когда это влияет на природные ресурсы, должна всегда удовлетворять потребности народов. И эти потребности не ограничиваются потреблением. Этого недостаточно, стряхнуть " несколько капель" , когда бедные протягивают чашу, которая никогда не бывает наполнена. Благотворительные программы, направленные на определенные чрезвычайные ситуации, могут рассматриваться только как временные ответы. Они никогда не будут в состоянии заменить настоящую участие, участие, которое обеспечивает достойную, свободную, творческую и солидарную работу.
На этом пути, народные движения играют существенную роль, не только выдвигают требования и протесты, но еще более - основаны на творчестве. Вы социальные поэты: создатели работы, строители жилья, производители продуктов питания, прежде всего, для тех, кто остался на мировом рынке.
Я видел из первых рук различный опыт, где работники объединены в кооперативы и другие формы общественной организации, они смогли создать работу, там, где идолопоклонническая экономика оставляет только отбросы. Предприятия по переработке вторсырья, местные базы и кооперативы по сбору макулатуры - примеры этой "народной экономики", который родилась как маргинальная, и которая медленно, терпеливо и решительно принимает солидарные формы, которые придают ей достоинство. Как это отличается от ситуации, с теми, кто остались отвергнуты организованным рынком и эксплуатируются как рабы!
Правительства чья обязанность поставить экономику на службу народам, должны способствовать укреплению, улучшению координации, и расширению этих форм народного хозяйства и общинного производства. Это влечет за собой улучшение процессов работы, обеспечение надлежащих инфраструктур и обеспечения полных прав рабочих в этом альтернативном секторе. Когда государственные и общественные организации присоединится к работе по "триединству", принципы солидарности и субсидиарности вступят в игру, и это позволит достичь общего блага при полном и демократичном участии.
3.2. Вторая задача объединить наши народы на путь мира и справедливости.
Народы мира хотят быть строителями своей судьбы. Они хотят перейти к мировой справедливости. Они не хотят форм опеки или вмешательства, где те, у кого больше сил подчиняют тех, у кого их меньше. Они хотят, чтобы их культура, их язык, их социальные процессы и их религиозные традиции соблюдались. Никакая фактическая или явочная власть не имеет права лишать народы полного осуществления своего суверенитета. Всякий раз, когда они это делают, мы видим появление новых форм колониализма, которые серьезно нарушают возможность достижения мира и справедливости. Исходя из принципа: "мир основан не только на уважении "прав человека", но и на уважении прав народов, в частности права на независимость". [3]
Народы Латинской Америки боролись, чтобы получить политическую независимость в течение почти двух веков, их история была драматичной и наполненной противоречиями, но они стремились достичь полной независимости.
В последние годы, после многих недоразумений, многие страны Латинской Америки увидели рост братства между их народами. Правительства региона объединили силы для того, чтобы обеспечить уважение суверенитета своих стран и всего региона, который наши предки так красиво называется "большая страна". Я прошу вас, мои братья и сестры народных движений, стимулировать и развивать это единство. Необходимо поддерживать единство перед лицом всех усилий по его расколу, чтобы регион развивался в мире и справедливости.
Несмотря на достигнутый прогресс, существуют факторы, которые по-прежнему угрожают этому справедливому человеческому развитию и ограничивают суверенитет стран «большой страны» и в других областях нашей планеты. Новый колониализм заходит с разных сторон. Порой он принимает вид анонимного влияния богатства: корпораций, кредитных учреждений, определенных «договоров свободной торговли», и введения "мер жесткой экономии", которые всегда затягивают ремни на работниках и бедняках. Епископы Латинской Америки осуждают это с предельной ясностью в "Документе Апаресида", заявляют, что "финансовые учреждения и транснациональные компании становятся сильнее, это ведет к тому, что местная экономика становится подчиненной, особенно при ослаблении региональных государств, которые, кажется, еще более бессильны осуществить разработку проектов для пользы своего населения"[4] В других случаях, в неоколониализм выступает под "благородным видом" "борьбы с коррупцией", "незаконным оборотом наркотиков" и "терроризмом" -. серьезные пороки нашего времени, которые требуют скоординированных международных действий - и мы видим государства, обремененные мерами, которые имеют мало общего с разрешением этих проблем и которые нередко только ухудшают ситуацию.
Точно так же, [империализм проявляется в ] монополизации средств массовой информации и связи, которые навязывают отчуждение и пропагандируют примеры потребительства и определенную "культурную однородность", которая является еще одной из форм, принимаемых неоколониализмом. Это идеологический колониализм. Как отмечают африканские епископы, бедные страны часто рассматриваются как "части машины, винтики в гигантском колесе". [5]
Следует признать, что ни одна из серьезных проблем человечества не может быть решена без взаимодействия государств и народов на международном уровне. Каждое значимое действие осуществляемое в одной части планеты, имеет всемирные экологические, социальные и культурные последствия. Даже преступность и насилие стали глобальным. Следовательно, ни одно правительство не может действовать независимо от общей ответственности. Если мы действительно хотим позитивных изменений, мы должны смиренно принять нашу взаимозависимость. Взаимодействие, однако, не то же, что зависимость; это не подчинение некоторых интересам других. Колониализм, и старый и новый, оставляет бедным странам роль простых поставщиков сырья и дешевой рабочей силы, порождает насилие, бедность, вынужденную миграцию и всяческое зло, которое идет рука об руку с ними, именно потому, что, назначив "периферию на службу центру", он отрицает в этих странах право на целостное развитие. Это - неравенство, и неравенство порождает насилие, которое ни полицейские, ни военные, ни разведывательные ресурсы не могут контролировать.
Скажем НЕТ!!! формам колониализма, старым и новым. Скажем ДА!!! сближению между народами и культурами. Блаженны миротворцы!
Здесь я хочу поднять важный вопрос. Некоторые могут с полным правом сказать: "Когда папа говорит "колониализм", он выходит за определенные рамки действий Церкви". Я говорю вам это с сожалением: многие серьезные грехи, совершенные против коренных народов Америки, прикрывались именем Бога. Мои предшественники признали это, СЕЛАМ сказал об этом, и я тоже хочу сказать. Как святой Иоанна Павел II, я прошу, чтобы Церковь "на коленях перед Богом умоляла о прощении за прошлые и настоящие грехи своих сыновей и дочерей". [6] Я хотел бы также сказать и здесь: я хочу быть вполне понятым, как это было со Святым Иоанном Павлом II: Я смиренно прошу прощения, не только за преступления самой Церкви, но и за преступления, совершенные против коренных народов в ходе так называемого завоевания Америки.
Я также прошу всех, верующих и неверующих, подумать о тех многих епископах, священниках и мирянах, которые проповедовали и продолжают проповедовать Благую Весть Иисуса с мужеством и смирением, почтением и мирно; которые оставили после себя впечатляющие произведения человеческого подвига и любви, часто стоя рядом с коренными народами или сопровождая их народные движения вплоть до мученичества. Церковь, ее сыновья и дочери, являются частью самобытности народов Латинской Америки. Идентичность, которая живет здесь, как и в других странах, некоторые власти стремятся стереть, порой потому, что наша вера является "революционной", потому, что наша вера бросает вызов тирании богатства. Сегодня мы встревожены, глядя, как на Ближнем Востоке и в других местах в мире, многих из наших братьев и сестер преследуют, пытают и убивают "за их веру в Иисуса". Это тоже нужно осудить: в этой третьей мировой войне, которую мы сейчас переживаем, идет формирование геноцида, и с этим должно покончить.
Для наших братьев и сестер в латиноамериканском движения коренных народов, позвольте мне выразить мою глубокую любовь и признательность за их усилия по сосуществованию народов и культур вместе в виде, который я бы назвал "многоядерным", где каждая группа сохраняет свою идентичность путем строительства множества, которое не угрожает, а усиливает единство. Ваши поиски межкультурных связей, которые сочетают в себе защиту прав коренных народов в отношении территориальной целостности государств, являются для всех нас источником обогащения и поддержки.
3.3. Третья задача, возможно, самая важная, которая стоит перед нами сегодня, является защита Матери-Земли.
Наш общий дом расхищается, разоряется и повреждается безнаказанно. Трусость при его защите - это тяжкий грех. Мы видим, с ростом разочарования, как один международный сеймец за другим проходят без какого-либо значительного результата. Существует ясный, определенный и продавливаемый этический императив - осуществить то, что еще не было сделано. Мы не можем позволить определенным интересам - интересам, которые являются глобальными, но не всемирными - присвоить себе доминирование над государствами и международными организациями, а также продолжать разрушать творение Божье. Люди и их движения призывают "мобилизоваться и требовать - мирно, но твердо", - что исполнить надлежащие и архинужные меры. Я прошу вас, во имя Бога, защитить Мать-Землю. Я должным образом осветил этот вопрос в моей энциклике "Laudato Si".
4. Вывод, я хотел бы повторить: будущее человечества лежит не только в руках великих лидеров, великих держав и элит. Это принципиально - оно в руках народов и в их способности организоваться. Именно в их руках, которые могут определять направление "со смирением и убежденностью" этого процесса перемен. Я с вами. Давайте вместе скажем, от сердца: нет семье без жилья, сельскому работнику без земли, рабочему без прав, людям без суверенитета, ни один человек должен жить без достоинства, ни один ребенок не должен быть лишен детства, а молодой человек - будущего, нет пожилым без почтенной старости. Не оставляйте вашу борьбу и, пожалуйста, возьмитесь с большей заботой за Мать-Землю. Я молюсь за вас и я с вами, и я прошу Бога Отца нашего, сопровождать вас и благословить вас, наполнить вас его любовью и защищать вас на вашем пути, предоставив вам в изобилии сил, которые держат нас на наших ногах: силу надежды, надежды, которая не разочарует. Спасибо, и я прошу вас, пожалуйста, молитесь за меня.