3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
А теперь открываем Конституцию Украины:
Статья 121. Прокуратура Украины составляет единую систему, на которую возлагаются:
1) поддержание государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;
5) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.
Таким образом, несмотря на то, что в Конституции Украины указано пять функций прокуратуры, Законом предусмотрено только четыре, в результате чего со вчерашнего дня органам прокуратуры, вопреки конституционным предписаниям, запрещается рассматривать жалобы граждан на нарушение чиновниками их прав и свобод, произвол контролирующих органов или бесчинства налоговиков.
Также с сегодняшнего дня Генеральная Прокуратура Украины не имеет права реагировать на обращения и запросы народных депутатов Украины, в которых содержится просьба провести проверку деятельности того или иного государственного учреждения на предмет соблюдения законности.
Запрещается любая надзорная деятельность военной прокуратуры, которая отныне лишена полномочий, например, проверять жалобы военнослужащих на нарушение командованием их прав, контролировать соблюдение законности Министерством Обороны Украины или руководством других военных формирований, осуществлять проверки правильности расходования средств или условий хранения оружия.
Зато новым Законом прокуратура наделена ничем не ограниченными полномочиями вмешиваться в частный бизнес, истребовать у предпринимателей документы и проводить любые проверки предприятий по своему усмотрению "с целью решения вопроса о наличии оснований для возможного представительства интересов государства в суде".
Интересно, какие к чёрту иностранные инвестиции пойдут в Украину при таком отношении к бизнесу и правам человека со стороны прокуратуры? Ведь эксперты об этом не только говорили, а криком кричали. Были публикации, в частности пытавшиеся на пальцах объяснить "майданщикам" в Раде, к чему приведет их безумие. Более того, каждый законопроект в Верховной Раде проходит экспертизу, выводы Главного научно-экспертного управления и Главного юридического управления подаются депутатам. Вот, пожалуйста, карточка Закона Украины "О прокуратуре", который вступил в силу вчера. Он был внесен президентом Януковичем 05.11.2013. А вот цитата из заключения Главного юридического управления Верховной Рады Украины : "Статья 2 законопроекта определяет функции прокуратуры. Стоит заметить, что предложенная редакция не воспроизводит положений статьи 121 Конституции Украины. В частности, в ней отсутствует надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами".
Инициаторами принятия этого закона были "Реанимационный пакет реформ" и "Демократический альянс".
Но, как теперь уверяет советник президента всея Украины Олег Медведев, главная заслуга в принятии этого своевременного и прогрессивного Закона принадлежит господину Сакварелидзе: "Президент как мог поспособствовал принятию изменений в закон о прокуратуре, которые Сакварелидзе считал необходимыми для реформ".
Как дейсвие этого закона будет выглядеть в повседневной жизни ? Раньше была потенциальная возможность требовать от прокуратуры надзора за соблюдением законности в государственных органах - можно почитать на сайте Верховной Рады, сколько на эту тему народные депутаты отправляли еженедельно обращений в ГПУ. Теперь тема закрыта. Если солдат считает, что начальник небрежно относится к хранению боеприпасов или возмущен плохим качеством пищи, то он должен нанять адвоката, обратиться в суд, доказать, что этот факт нарушает его права, доказать, что он не пропустил 6-месячный срок с момента, когда узнал об этом факте, несколько лет судиться и получить, наконец, бумажку : "признать действие / бездействие командира противоправным". Это - реформа от батоно Сакварелидзе. Господин Давид говорит, что в Грузии все проблемы решал Саакашвили по телефону и никакой надобности в существовании надзорного органа не было вообще.
Кстати, проводить проверки по новому закону прокуратура стала сразу же после его публикации, даже не ожидая полного вступления в силу - именно потому, что положение о прокурорских проверках вступило в силу с 25 октября 2014 года. Вот типичный прокурорский запрос с требованием предоставить документы о деятельности частных фермерских хозяйств :
Проблема еще и в том, что новый закон запрещает прокурорам выполнять Конституцию, и в органах прокуратуры уже ликвидированы структуры, которые должны заниматься рассмотрением жалоб граждан на произвол чиновников. Со вчерашнего дня такие жалобы граждан будут отправляться назад адресатам - уже утверждена новая инструкция по рассмотрению обращений граждан.
Особенно хочу обратить внимание "активистов майдана" и "общественных экспердов" на то, что они безбожно путают две разные вещи - так называемый "общий надзор" и правозащитную функцию прокуратуры. "Общий надзор" никуда не делся - он предусмотрен Переходными положениями Конституции, как и досудебное следствие в органах прокуратуры. ЗУ "О прокуратуре" вообще не касается этих двух полномочий прокуратуры, поскольку они выполняются лишь до тех пор, пока не будут переданы другим органам. Зато ЗУ "О прокуратуре" запретил прокурорам выполнять надзор за соблюдением чиновниками прав человека - это функция, которая предусмотрена ст.121 Конституции Украины и которая не имеет никакого отношения к "общему надзору".
Каждый народ имеет не только такое правительство, которого заслуживает, но и такие законы. Эту страну уже ничем не исправишь. В прошлом году бывший Генпрокурор Ярема упорно поддерживал этот портновский законопроект и накручивал Порошенко "пропихивать" его через Верховную Раду. Особенно Виталию Григорьевичу (ставленник Тимошенко, кстати) нравилось, что законопроектом отменялся личный прием граждан в органах прокуратуры. На что ему как-то сказали, что вскоре после вступления в силу этого "произведения" законотворчества народ сначала сожжет Генпрокуратуру, а когда поймет, в чем дело - пойдет сжигать Верховную Раду.