Кроме того, сами переходные положения действуют полгода. Далее непонятно, есть особый статус или его нет. Закон – не конституция, его можно быстро отменить простым голосованием большинства, а можно и просто не исполнять, благо у Киева в этом отношении богатый опыт. Он даже войну с неназванным «агрессором» ведет без введения военного положения, но зато проводит постоянные массовый мобилизации, которых только официально насчитывается семь штук.
В принципе, и ДНР/ЛНР и МИД РФ, которые и раньше неоднократно указывали на абсолютное несоответствие всех этих конституционных изменений духу и букве минских соглашений, оперативно отреагировали и в очередной раз обратили внимание Киева и его заокеанских друзей на то, что для начала поправки необходимо согласовать с Донбассом (в рамках контактной группы), а уж потом хоть вносить, хоть выносить. Также Порошенко напомнили, что особый статус должен быть постоянно действующим, а положение о нем должно содержаться в теле конституции, а не в переходных положениях.
В общем, вроде ничего не случилось – поменяли место нахождения ничего не значащей фразы в ничего не значащих документах, а фракции Рады со вчерашнего дня бьются в истерике и для продавливания поправок хотя бы в первом чтении в парламент вынуждены были прибыть не только Порошенко, но и Нуланд с Пайетом.
Из-за чего же сыр-бор разгорелся?
Во-первых, как я уже писал, патриоты Украины ненавидят минские соглашения значительно сильнее, чем их российские коллеги. Для них все, что сделал Порошенко в Минске - однозначное предательство. И они не так уж они не правы. Киев не может выполнить минские соглашения, поскольку в таком варианте он фактически создаст конфедеративную Украину с независимым Донбассом, лишь формально признающим суверенитет киевской власти. Дальше понятно, что все «патриотические» и не очень регионы тут же потребуют аналогичных прав ибо «за что стояли на майдане?» То есть, выполнить минские соглашения – уничтожить украинское государство, как политическую целостность, превратив его в конгломерат слабо связанных автономных земель и феодальных владений (по образцу закарпатского «герцогства» Балоги или несостоявшегося днепропетровского «княжества» Коломойского).
Кроме того, гнившие на фронте и тысячами исчезавшие в котлах и котелках «киборги» и нацистские патриоты-добровольцы тут же спросят: «За что воевали?» Да и населению, пережившему почти десяток мобилизаций, резкое падение уровня жизни, рост всех тарифов и прочие радости придется объяснять, почему нельзя было договориться сразу и на лучших условиях. Армия, не просто не считающая себя проигравшей войну, но регулярно узнающая из СМИ и выступлений политиков, что она давно победила всех возможных врагов и теперь в принципе несокрушима, тоже может заинтересоваться причинами предательства в тылу.
Ни лично Порошенко, ни все еще пытающийся делать вид, что от него что-то зависит Яценюк не пользуются ни авторитетом, ни любовью, ни даже прагматической поддержкой боле-менее серьезного числа избирателей. Точнее будет сказать, их ненавидят примерно так же (а то и сильнее) как ненавидели Януковича накануне его свержения. Главное же, вооруженные нацистские боевики (многие из которых интегрированы в армию и МВД, но от этого не изменившие свои взгляды) считают эту власть чужой, а свою нацистскую революцию незаконченной.
Следовательно, любой повод, который можно будет трактовать как слабость или предательство власти может быть использован для ее свержения.
Наконец, реализация минских договоренностей не устраивает США. Они не для того разжигали на Украине войну, создающую проблемы России и ЕС, чтобы затем не солоно хлебавши соглашаться на мир.
Именно поэтому Нуланд не слишком издевалась над Порошенко и не стала заставлять его реализовывать минские договоренности, а лишь помогла создать более-менее приличную имитацию их выполнения. Эта имитация дает возможность официальным лицам США с наивными лицами говорить своим российским визави, что Киев полностью выполнил свою часть Минска и теперь дело за ополчением.
Проблема, однако, глубже, чем может показаться. Парламент не желает голосовать изменения в конституцию не только и не столько потому, что там указан какой-то особый статус Донбасса (которого на деле нет и это прекрасно понимают даже самые ограниченные киевские политики). Рада не хочет поддерживать «децентрализацию» по-порошенковски потому, что на деле Петр Алексеевич пытается реализовать идею сверхцентрализации, раздробив крупные и довольно самодостаточные традиционные регионы (существующие в областных границах еще с советских времен) на множество (почти 200 штук) маленьких и ни на что не способных общин, в каждую из которых он (президент) будет назначать полномочного префекта.
Парламентарии, у которых Порошенко тихой сапой уже отобрал контроль над правительством и силовиками, утратит свой последний актив в виде опорных регионов разных групп украинской политической элиты и станет обычным театром марионеток. Поэтому публично, против законопроекта Порошенко выступили не только вечно всем недовольный давно маргинализиованный депутат Гриценко, но и не упускающий возможности поторговаться Ляшко и лидер финансируемой Коломойским «Самопомощи» Садовый.
Депутаты прекрасно понимают, что в данной ситуации и Порошенко, и американцы зависят от них. Ни лично посол Пайет, ни Госдеп, ни даже ЦРУ не могут ликвидировать или запугать почти четыре с половиной сотни депутатов, не могут с сегодня на завтра разогнать Раду, являющуюся необходимой декорацией, подтверждающей «демократичность» режима. Остается договариваться и удовлетворять «скромные» пожелания лидеров фракций и стоящих за ними бенефициаров политического процесса.
Но у киевской власти банально не хватает ни внутренних, и внешних ресурсов, чтобы одновременно поддерживать социальную стабильность внутри страны, финансировать войну и удовлетворять амбиции финансово-политических группировок, составляющих основу режима. То есть, каждый очередной компромисс делает даже не власть, а весь киевский режим слабее, общую обстановку в стране нестабильнее, противоречия между различными вооруженными группировками глубже, а контроль лидеров над боевиками все более условным.
Порошенко оказывается на растяжке. Он не может отказаться от хотя бы частичного, хотя бы формального удовлетворения пожеланий Запада (включая гарантов Минска Францию и Германию) по демонстрации своей приверженности соглашениям. У него нет достаточных сил, чтобы убедить имеющие свой взгляд на этот предмет элитные группировки поддержать косметическое выполнение Минска, которое к тому же идет в увязке с реальным усилением полномочий самого Порошенко. Продолжение балансирования прямым путем ведет к внутреннему конфликту с непредсказуемыми для Порошенко, да и всего режима последствиями. Альтернатива – начало активных боевых действий, которые снимают проблему Минска.
Для Порошенко было бы желательно, чтобы войну начали ДНР/ЛНР. Но поддерживаемые Россией республики обладают значительно большим запасом внутренней устойчивости, чем киевский режим. Просто могут дольше ждать. По сути Порошенко остается выбор между атакой на фронте, которая (как уже предупредила Россия) может вызвать полномасштабный ответ, когда наступление «армии Новороссии» не остановится ни в Харькове, ни в Мариуполе и вопрос остановится ли на Днепре, и ожиданием внутреннего кризиса, способного развиться в полномасштабную гражданскую войну различных составляющих киевского режима друг против друга.
Что бы ни выбрал Порошенко, лучше ему от этого не станет.
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
http://cont.ws/post/101695