Украина: власть миллиардеров
На Майдане украинцы боролись также и против олигархов. Однако один из них стал президентом. И он начинает сейчас разрушать бизнес других олигархов, создавая тем самым место для новых кланов.
В центре власти: Пока неясно, использует ли Порошенко свою должность, чтобы освободить Украину от олигархов.
На Украине олигархи падают, как листья осенью: не все сразу, не в виде одного эффектного падения в ад, а в виде одиночного, медленного, планирующего падения. В то время как некоторые все еще полны сил, другие уже теряют высоту. Миллиардеру Игорю Коломойскому под шквалом российских проклятий пришлось попрощаться в марте с одним из его самых доходных мест - с должностью губернатора города-миллионника Днепропетровска. Газового барона Дмитро Фирташа это коснулось только сейчас. В середине июня парламент уволил его главного агента в аппарате власти - главу спецслужбы Валентина Наливайченко.
Во время революционной зимы полтора года назад, когда на киевском "Майдане" на снегу стояли десятки тысяч людей, они фанатично скандировали на морозе определенный лозунг: "Банду геть" - или "Банду вон". "Бандой" была сеть олигархов - паутина из денег, политики и преступлений, которая контролирует Украину с момента краха Советского Союза.
Сначала казалось, что все осталось по-старому
Затем Янукович бежал. Люди, которые тогда стояли на снегу, сегодня управляют страной. Россия ввергла Украину в войну и аннексировала части ее территории. Страна борется за выживание. Некоторое время казалось, что штормовой прилив пощадил олигархов. Самый влиятельный из их кланов, "Семья" президента, распался после его бегства. Но многие другие смогли сохраниться. Восточноукраинский угольный магнат Ринат Ахметов, крестный отец старого режима, по-прежнему остается самым богатым человеком Украины. Фирташ, повелитель газового рынка и долгое время тесно связанный с российским государственным концерном "Газпром", продолжил расширять бизнес. Коломойский, разбогатевший на нефти, банках и авиаперевозчиках, по-прежнему занимает прочное положение. После падения Януковича он стал поначалу даже еще влиятельнее. Потому что он встал на сторону революции. Благодаря своему миллиардному состоянию он сформировал добровольческие батальоны против России. Новые руководители в Киеве дали ему за это должность губернатора Днепропетровска. В качестве бонуса один из его друзей получил такую же должность в Одессе на Черном море.
Таким образом, поначалу казалось, что по крайней мере для некоторых олигархов все осталось по-прежнему. Так как новое про-европейское руководство в связи с российским нападением не хотело воевать одновременно на два фронта, то оно пошло на компромисс с миллиардерами старого режима. Юрий Луценко, один из идейных первопроходцев преобразований, сказал в то время, что революция посредством войны против старого господства России из "анти-олигархической" перешла в "анти-империалистическую" стадию. И теперь рады любому, кто помогает в борьбе против нового врага.
Олигархов ждут плохие времена
Должность днепропетровского губернатора для Коломойского являлась в то время сильнейшим символом преемственности кланов. Его друзья прославляли его как самого безжалостного среди беспощадных людей украинского крупного капитала. Дельцы на Украине начали в середине 90-х использовать в борьбе за дележ активов адвокатов и купленных госслужащих вместо киллеров и автоматов Калашникова. В то время влиятельные госслужащие стали их самыми важными трофеями. Тому, кто контролировал губернаторов и министров, не надо было бояться милиции. Тот, у кого были свои люди в органах приватизации, мог за пару копеек приобрести сталеплавильный завод. А те, кто вводил своих людей в советы директоров огромных пост-советских предприятий-монополистов, мог заставить этих гигантов предоставить их частным компаниям крупные заказы по завышенным ценам. Крупные государственные конгломераты, например, энергетический гигант "Нафтогаз", посредством такого дистанционного управления в течение десятилетий потрошились, как убитая дичь. Год за годом у них были миллиардные убытки. Государство платило, а олигархи становились все богаче и богаче. Когда революция после российского нападения искала компромисса с олигархами, то всё, казалось, оставалось таким же, как раньше. Украина находилась в состоянии войны, и для борьбы против "банды" не было сил.
Но сейчас что-то происходит. В марте президент Петро Порошенко уволил олигарха Коломойского с поста губернатора Днепропетровска. Фирташ только что потерял доступ к спецслужбе СБУ. Что случилось? Причина совершенно проста: российское наступление на востоке остановилось. Поначалу совершенно дезориентированная армия начинает стабилизироваться. С тех пор, как Запад под руководством Международного валютного фонда предоставил программу помощи в общем размере 40 миллиардов долларов, финансовое положение начинает проясняться. А в парламенте коалиция сил Майдана под руководством Порошенко, вопреки ожиданию, до сих пор не распалась.
Однако в то время как государство становится сильнее, компромисс с олигархами теряет свою силу. Парламент приступил к работе по подпиливанию их основания. Принято решение о новом публично-правовом радио. Оно должно разрушить информационную и пропагандистскую власть олигархических радиостанций. Также политические партии, до сих пор являвшиеся сговорчивыми исполнительными органами своих богатых спонсоров, должны стать более независимыми. Самые важные силы в парламенте как раз предложили проект закона, который должен освободить партии от коррумпированных пут благодаря новым правилам прозрачности и государственного финансирования.
Коломойский потерял свои доходные места
Коломойский стал первым, кто почувствовал на себе новые веяния. Еще при старом режиме он обеспечил себе в государственных нефтяных компаниях "Укрнафта" и "Укртранснафта" посредством заточенных под него уставов власть над их советами директоров. По этой причине госкомпании, словно под гипнозом, заваливали его НПЗ и его банк "Приват" невероятно прибыльными заказами.
Однако в марте ветер переменился. Парламент изменил уставы зараженных госкомпаний. Одновременно правительство начало вытеснять клонов Коломойского из советов директоров. Когда олигарх затем лично появился в центре Киева во главе вооруженных боевиков, чтобы защитить главные этажи "его" госкомпаний посредством неприкрытого насилия, сопровождая все это ругательствами, у президента Порошенко не осталось выбора: с этим человеком больше нельзя было иметь дело. Коломойский потерял не только своих доверенных лиц в государственной нефтяной компании, но и был уволен с должности губернатора Днепропетровска. Одессу, второй плацдарм своей управляющей власти, он также потерял: Порошенко заменил тамошнего губернатора, одного из партнеров Коломойского, на бывшего грузинского президента Михаила Саакашвили. Который, в свою очередь, тесно связан с Порошенко.
Порошенко должен был продемонстрировать силу
Третьим, кого изгнала коалиция Майдана, стал Дмитро Фирташ. При старом режиме он как совладелец монополистического газового посредника контролировал денежные и газовые потоки между Россией, Украиной и западными рынками. Каждый год он получал сотни миллионов долларов. Наряду с угольным бароном Ахметовым он считался важнейшим финансистом системы Януковича. Одновременно он являлся распределительным устройством для видимых и невидимых денежных потоков между Москвой и Киевом. Он по сей день владеет 60 процентами региональных газораспределительных сетей в Украине.
После революции Фирташ суетливо пытался защитить свою старую власть. Насколько далеко заходит это влияние сегодня, является спорным. Широко распространенные сообщения о том, что он является настоящим спонсором бывшего чемпиона мира по боксу и сегодняшнего мэра Киева Виталия Кличко, он всегда отвергал. Однако ясно то, что миллиардера, которого Соединенные Штаты разыскивают за коррупцию, выдав ордер на его арест, защищает от экстрадиции правосудие Австрии, в которой он живет. Сразу после революции он встречался в Вене не только с Кличко, но и с Порошенко. Тот готовился в то время к вступлению в президентскую гонку 2014 года. Лишь недавно Фирташ громко всем раструбил, что это именно он сподвиг чемпиона мира по боксу отказаться от его кандидатуры (на выборах) в пользу Порошенко. В этот момент президенту пришлось вмешаться. Олигарх часто хвастался, что он проложил ему путь (к президентству). Депутат Сергей Лещенко, ранее бывший журналистом, говорит, что Порошенко должен теперь продемонстрировать, что он не является марионеткой Фирташа. Разрыв отношений произошел в середине июня. При большом сочувствии общественности президент уволил главу спецслужбы Валентина Наливайченко, самого главного человека Фирташа во властном аппарате.
Государство субсидировало олигарховЭтот удар стал центральным событием длительной борьбы за вытеснение. Но еще сильнее, чем увольнение главы спецслужбы, власть Фирташа ограничили решающие нововведения на газовом рынке. Старый режим являлся для него раем. Газ из-за кабальных договоров с Россией был очень дорогим. Промышленность страдала, частные домохозяйства могли оплачивать газ только благодаря миллиардным государственным дотациям. Тот, кто - как Фирташ - посредством снабженческих компаний владел сетями и газораспределительными станциями, мог отбирать льготные газовые потоки у вдов и сирот и тайно перепродавать дальше с огромными размерами прибыли. Если же владелец сетей также управлял жаждущими газа заводами, как это было в случае с Фирташем и его заводами по производству удобрений, то прибыли возрастали. Единственным, кто терял, было государство. Оно было обречено в этой игре каждый год закупать дорогой газ, тратя миллиарды доллларов, и продавать его по сниженным ценам.
Новое украинское руководство намеревается закрыть этот источник денег. По настоянию его западных партнеров и Международного валютного фонда оно отменило разорительные газовые дотации, которые до сей поры набивали кошельки олигархов. В результате рост цен на газ для домохозяйств составляет до 450 процентов. Для самых бедных это должно быть сбалансировано за счет соцобеспечения.
От Ахметова осталась одна тень
Еще напряженнее, чем ограничение Коломойского и Фирташа, проходит борьба против Рината Ахметова, по сей день самого богатого украинца. Ахметов, некоронованный король "клана донецких", смог позиционировать себя после смертоносных гангстерских войн девяностых годов как властителя уцелевших. Президент Янукович был создан им как политическая фигура. Когда Янукович бежал в 2014 году в Россию, Ахметов попытался посредством тесных контактов с сепаратистами в своей цитадели в Донецке организовать давление против Киева. Но с тех пор он потерял контроль над огнем, который был тогда разожжен. Более могущественный, чем он, человек - Владимир Путин - является теперь главным на Донбассе. Угольные шахты и сталелитейные заводы региона, фундамент его власти, либо разрушены бомбардировками, либо отрезаны от своих рынков. Ахметов является лишь тенью самого себя.
И все же он удержался у власти. Между 2010 и 2014 гг., в период президентства Януковича, он расширил свой бизнес с Донбасса на остальную Украину. Там он покупал прежде всего угольные электростанции. И сегодня он владеет около 70 процентов этого рынка в Украине. В то же время он контролирует - частично как собственник, частично как арендатор государственных шахт - 70 процентов производства угля. Так как он мог через своих людей в регулирующем ведомстве практически самостоятельно определять цены на электричество и уголь, а также субсидии для государственных шахт, то на протяжении многих лет ему были обеспечены значительные прибыли.Парламент и исполнительная власть работают над тем, чтобы лишить его этой золотоносной жилы. Революция изгнала людей Ахметова из регулирующего ведомства. И он уже не может больше свободно определять цены на уголь и электричество. Так же важной является отмена прежних угольных субсидий, которые парламент в бюджете на 2015 год сократил с прежних 560 миллионов евро до менее чем одной десятой. Таким образом арендованные Ахметовым у государства шахты больше не получают деньги налогоплательщиков. Так как он в то же время больше не контролирует цены реализации, то и доходы тают.
Главное предвыборное обещание не было выполненоНесмотря ни на что власть миллиардеров совсем не разрушена. Потому что у каждого из них по сей день имеются сподвижники в парламенте, и принятие законов идет медленно. Ахметов сделал себя незаменимым благодаря организации гуманитарных конвоев помощи в районы боевых действий. А один из давних мультимиллионеров находится даже в зените своей власти: это Порошенко, новый президент. В списке миллионеров украинского "Форбс" он находится со своими 750 миллионами долларов на восьмом месте. Его профильный бизнес - это производство шоколада. Но как и любой украинский магнат, который следит за своей репутацией, он также владеет наряду с этим целым набором других активов, и прежде всего телеканалом "5 канал".
Порошенко не сдержал своего предвыборного обещания избавиться от своих предприятий, когда он станет президентом. Из-за войны цены упали - таков его аргумент. И продавать (предприятия) сейчас было бы безрассудным. Среди прозападных активистов, которые год назад поддержали революцию на Майдане, это звучит убедительно не для всех. Некоторые опасаются, что на самом деле с олигархами все может произойти так же, как и с листьями: когда они все опадают осенью, то весной вырастают новые. Если так и будет, то тогда ограничение старых хозяев положения создало лишь возможности для новых кланов.Западные инвесторы не принимаются во внимание
Депутат Виктория Войцицкая из про-европейской партии "Самопомощь" из западноукраинского Лемберга (Львова) опасается именно этого. Она убеждена, что вокруг Порошенко образуется группа новых олигархов, которые прежде всего расширяют свой бизнес на энергетическом рынке. К ведущим фигурам в правительственном аппарате относятся министр энергетики Володимир Демчишин и управляющая центральным банком Валерия Гонтарева. Оба они были связаны раньше с компанией "Investment Capital Ukraine" (ICU), которая сегодня наряду с Rothschild CIS готовит к обещанной продаже личные активы президента. Также Дмитрий Вовк, новый глава регулирующего ведомства в сфере цен на уголь и электричество, пришел из этой компании. Но не только депутат Войцицкая видит в замещении этих должностей зародыш будущей "олигархической империи". Эксперты из Европейского Союза также указывают на то, что при Порошенко далеко не все старые пороки ликвидированы. Махинации с приватизацией еще при старом режиме являлись главным источником олигархических денег. И по сей день это в плачевном состоянии. Например, не прекращена старая практика поспешной продажи государственных предприятий, при которой у заинтересованных покупателей нет времени на серьезную проверку. Поэтому шанс есть только у заранее посвященных. Западные же инвесторы, которым перед заключением крупных сделок требуются многие месяцы, чтобы составить себе представление, не имеют никаких шансов.Запад востребован
Только в конце прошлого года посредством таких "инсайдерских сделок" на поспешных тендерах были проданы за бесценок доли государства в региональных предприятиях электроснабжения в Закарпатской, Черновицкой и Винницкой областях. Продажа в Виннице особенно бросается в глаза, так как этот регион является традиционной базой поддержки Порошенко. Судя по всему, эти приватизированные доли в конце концов попали под контроль как нарочно той самой фирмы ICU, которая занимается личным имуществом Порошенко. Дальнейшие сходные сделки были в конце прошлого года предотвращены только потому, что вмешались западные дипломаты: например, при продаже энергогенерирующей компании "Центрэнерго". Эта приватизация также была организована внезапно в конце 2014 года.
Этот пример показывает, что роль Запада в борьбе против олигархов нельзя переоценить. Украине требуется помощь европейских специалистов, чтобы бороться с коррупцией и непрозрачностью. По мнению Виктории Войцицкой, внимание и давление из Европы являются ключом к этому. Но один раз повернуть этот ключ явно недостаточно: на сентябрь назначены новые торги по "Центрэнерго" - и снова сроки являются слишком короткими, чтобы возможность действия получил кто-то другой помимо друзей власть имущих.