АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК, премьер-министр Украины: Рад встрече.
Вы только что объявили о подписании соглашения о свободной торговле с Канадой. Многие эксперты говорят, что со стороны самого канадского правительства это на самом деле символический шаг. Так ли это? Какое послание, по-вашему, это соглашение несет всему остальному миру?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Торговля – это явно не символ. По моим данным, наши торговые отношения, откровенно говоря, совсем незначительные. А данное соглашение – это первый признак и первый настоящий шаг, позволяющий улучшить канадский и украинский бизнес, привлечь инвесторов и увеличить объем наших двусторонних торговых отношений. Это правильный шаг и правильное соглашение, которое принесет обоюдную выгоду Канаде и Украине.
Как вы привлекаете инвесторов, учитывая, что ситуация в стране все еще так нестабильна, а борьба с коррупцией по-прежнему очень активна? Как вы привлекаете людей? Как вы собираетесь воплотить это соглашение в реальность?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Конечно, это нелегкая задача – привлечь частных инвесторов, после того как мы уже привлекли российские танки. Мы фактически потеряли Крым, мы потеряли 20% украинской экономики, мы временно потеряли контроль над некоторыми территории на востоке Украины – Донецком и Луганском. Но послушайте – правительство все еще контролирует 93% Украины. Украина – страна с огромным потенциалом. Только вчера у меня была встреча с секретарем Прицкер, президентом Обамой и вице-президентом США Байденом. Мы провели инвестиционную конференцию с представителями американского бизнеса. Я думаю, мы проведем подобную конференцию и с представителями канадского бизнеса. И все были под впечатлением. Это страна с огромным потенциалом, огромными возможностями и большим будущим.
Да, но вы находитесь в состоянии войны.
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Да, это вызов. Но, несмотря на это, Украина – это страна, которая сражается с террористами, которыми руководит Россия, и российской армией. И нам удалось сдержать российскую армию.
Понятно. Давайте немного поговорим об этом конфликте. Сегодня утром вы встречались с министром обороны Канады Джейсоном Кенни. Ранее он говорил, что у Канады нет подходящего оружия смертельного назначения, которое мы могли бы вам предоставить, и то, что мы можем вам послать, не принесло бы пользы украинскому народу и украинской армии.
Но теперь нам известно, что сейчас правительство рассматривает возможность снятия ограничений, установленных в документе под названием «Контрольный список стран-импортеров автоматического огнестрельного оружия». Просили ли вы сегодня у господина Кенни предоставить вам вооружение смертельного назначения? Будете ли вы внесены в этот список? Что он вам сказал?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Это серьезная проблема. И речь идет не только о двусторонних отношениях с Канадой. Мы попросили весь свободный мир предоставить Украине оборонительное вооружение. И мы очень благодарны канадскому правительству, поскольку ваша страна поддерживает нас как в финансовом, так и в политическом, и в геополитическом плане. Вы даже послали ваших инструкторов для обучения украинских солдат. Это хороший знак и действенный шаг по поддержке украинских войск, чтобы сделать их более стойкими и достаточно сильными для того, чтобы остановить российскую армию.
Я хочу быть предельно ясным. Канада, как и другие страны Большой семерки и Европейского союза, должна сама решить, предоставлять оборонительное вооружение или нет. Мы подталкиваем свободный мир к тому, чтобы он действовал сообща, сохранял единство и поддерживал Украину в нашей борьбе против России.
То есть, вы попросили у него вооружение, так?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Я к тому, что мы уже получили слишком много от наших канадских друзей, и мы считает, что наше сотрудничество будет расширяться.
Есть ли у нас какое-то оружие или снаряжение, которые, по вашему мнению, были бы полезны для вас?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Я не эксперт по снаряжению.
Но ведь у нас может быть что-то, что было бы вам полезно?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Несомненно. Мы ведем переговоры с различными странами о том, как мы можем улучшить и расширить наше сотрудничество, в том числе, и в военной сфере. Но, опять-таки, вы послали ваших ребят на Украину, чтобы они обучали украинских военных. Это ощутимый результат поддержки со стороны правительства Канады.
Мы также предоставили снимки со спутников – доступ к этим снимкам – что, как я полагаю, повлияло на ситуацию в зоне конфликта. Есть ли еще какие-то средства разведки, которые мы могли бы предложить Украине, и которые Россия не сочла бы наступательными средствами?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: «Россия не сочла бы наступательными средствами»… Прекрасно звучит. Россия – это страна, которая нарушила международный закон, Россия – это страна, которая вторглась на Украину. Россия – это агрессор. Я не знаю, какие средства можно считать наступательными, когда речь идет о противодействии России – наступающей стороне.
Означает ли это, что мы должны предоставить Украине все средства разведки и предложить вам все, что у нас есть?
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК: Вы знаете, речь идет не только об Украине. Это не только проблема Украины. Это вызов всему миру. Украина – это всего лишь поле битвы. Битвы за светлое будущее, битвы против агрессии, во главе которой стоит Россия. Мы сражаемся с Россией, и мы защищает европейские границы. Россия представляет угрозу и для Канады в том числе. И не только для Канады, но и для ее союзников по НАТО.
Итак, должна ли Канада предоставлять разведывательную информацию? Обсуждали ли Вы другие вопросы о том, что мы могли мы предоставить средства для обороны, но не то, что с нашей точки считается вооружением?
ЯЦЕНЮК: Это означает, что весь свободный мир должен сохранить единство и поддержать Украину в нашей борьбе против России. Это не мы незаконно аннексировали Крым, это не мы отправила на украинскую землю российских военных варваров. Это вызов, на который мы должны отвечать.
Итак, у вас был разговор по поводу нашего обучения ваших войск, которое мы сейчас проводим. Одна из тем, о которой говорил министр Кении в Канаде – это отсутствие у украинских солдат базовых военно-тактических навыков. Согласны ли Вы с этой оценкой, осуществляем ли мы какое-либо обучение, и даем ли мы навыки в этом плане?
ЯЦЕНЮК: Можно вас кое о чем попросить? Если ваши ребята, я имею в виду, военные, вернутся с Украины, проведите с ними интервью. Я встречался с американскими солдатами, которые обучали украинскую Национальную гвардию и украинских солдат. Они были восхищены украинскими солдатами. Сегодня это дорога с двусторонним движением, потому что мы – единственная страна, воюющая против русских в новом виде гибридной непрямой войны. Таким образом, американцы поделились с нами опытом, полученным в Ираке и Афганистане, а украинские солдаты поделились опытом, полученным в сражениях против боевиков, возглавляемых русскими.
Но Вы просите от обучении, вы просите о том, чтобы военные приехали и помогли Национальной гвардии и, возможно, армии. То есть это было признанием того, что те, кто сражается на фронте, нуждаются в навыках.
ЯЦЕНЮК: Определенно, и мы это получили.
Как насчет более широкой поддержки, необходимой для обучения всей армии? США говорят об отправке большего числа военных для проведения обучения. Нуждается ли Украина в этом прямо сейчас?
ЯЦЕНЮК: Нам необходима полная поддержка украинской армии и оборонного сектора для того, чтобы они соответствовали стандартам НАТО, и чтобы сделать украинскую армию более стабильной и сильной.
В октябре в Канаде пройдут выборы. Я не собираюсь просить Вас заскочить на них, но...
Яценюк: У нас на Украине тоже пройдут местные муниципальные выборы.
На ваши я точно не заскочу…
ЯЦЕНЮК: У нас у всех проблемы.
И либеральная партия, и оппозиционная Новая демократическая партия поддерживают обучение солдат на Украине, но у них имеются различные мнения, например, о том, каких людей следует обучать, о сути этой миссии. Ведь на самом деле, к примеру, она не была поддержана НАТО. Каково ваше послание этим другим партиям – они могут сформировать правительство в октябре – о предстоящем решении относительно Украины? Насколько для Вас, для Вашего народа важно, чтобы мы остались там?
ЯЦЕНЮК: Я прошу двустороннего подхода касательно Украины. Украина не должна быть темой, вносящий разлад, ни в Канаде, ни в мире. Поэтому мое послание для всех канадцев: послушайте, речь идет не только об Украине. Речь идет обо всех нас. Это касается в том числе и безопасности Канады. Это – вызов, давайте действовать вместе, сообща, и поддерживать Украину.