Перед врагами Церкви на Украине стоит давняя задача, по смыслу своему глубоко антирусская, – углубить раскол в церковной среде, создав здесь вопреки канонам Православия «йэдыну помисну цэркву». В июне в Киеве был оглашён план объединения канонически непризнанной «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») и группирующей раскольников «Украинской православной церкви киевского патриархата» («КП»). План поддерживается константинопольским патриархом Варфоломеем, который, несмотря на маргинальность своего положения (его резиденция находится в стамбульском квартале Фанар, а немногочисленная паства сосредоточена в США и Канаде), продолжает вмешиваться в управление поместными церквями. В качестве оправдания такого вмешательства используется доктрина восточного папизма, согласно которой константинопольский патриарх, подобно папе римскому, обладает по отношению к предстоятелям других поместных церквей не только первенством чести, но и первенством власти.
После последнего визита вице-президента США Джо Байдена на Украину состоялась его встреча с патриархом Варфоломеем, где и был обговорен план «объединения». На «объединительное» заседание двух внецерковных организаций в Киеве были направлены в качестве представителя константинопольского патриарха епископ Украинской православной церкви в Канаде, архиепископ Торонто и Восточной Канады Иларион (Рудык) и епископ Памфилийский, правящий епископ Западной епархии Украинской православной церкви в США Даниил (Зелинский). Обе эти организации, действующие в Северной Америке, не имеют отношения ни к «УПЦ МП», ни к «КП», но Фанаром они признаются.
До сих пор Фанар хотя и грезил об отрыве православных Украины от общерусского священноначалия, но избегал открытого конфликта с Русской Православной Церковью. Сейчас, используя обстановку украинского кризиса, константинопольский патриархат, опекаемый Вашингтоном, начал новое «наступление на украинском фронте». Отброшено предостережение покойного киевского митрополита Владимира (Сабодана), который в своем Духовном завещании еще в 2013 году писал: «Создание на базе автокефальных структур в Украине митрополии Константинопольского Патриархата и параллельное существование двух православных юрисдикций будет означать, что современное разделение Церкви и общества будет закреплено на много лет (…). После создания в нашей стране параллельных структур, признанных Вселенской Церковью, других исторических возможностей для возобновления церковного единства в Украине уже может и не быть».
Изначально УПЦ МП, по словам митрополита Владимира, «не ассоциировала себя с какой-то частью Украины, но объединяла верных Востока и Запада, Юга и Севера нашей страны». Однако беспрепятственное распространение на протяжении четверти века украинской пропаганды обострило расхождение мнений в среде церковных иерархов. К традиционному различию мнений по линии «каноническая связь с Московским патриархатом vs автокефалия» добавилось расхождение в оценках войны на юго-востоке. Значительная часть правящих архиереев достаточно твердо придерживается линии предстоятеля УПЦ МП митрополита Киевского Онуфрия: сохранение канонической связи с Московским патриархатом, неприятие войны как гражданской и братоубийственной, безоговорочное стремление к миру. Меньшая, но довольно активная часть стоит, условно говоря, на «проукраинских» позициях: ориентация на скорейшее получение автокефалии и представление о войне как результате российской агрессии. Наконец, немалая часть иерархов УПЦ МП — это колеблющиеся.
Тенденцию к усугублению церковного раскола на Украине закрепили письмо Арсения Яценюка патриарху Варфоломею и ответ последнего украинскому премьеру. Если отвлечься от конъюнктурной и фальшивой риторики Яценюка, повторяющего тезис о том, что для «украинской нации» Константинопольская церковь является «церковью-матерью», то суть «объединительной» инициативы «КП» и «УАПЦ», а также переписки Яценюк – Варфоломей предельно проста: отрезать от Московского патриархата ту часть его канонической территории, которая простирается на земли Украины и – в надругательство над канонами Православия — покончить здесь с духовым влиянием Русской Церкви.
Инструментом углубления церковного раскола избраны две псевдоцерковные организации — «киевский патриархат», возникший в начале 90-х годов как продукт «самостийной» политики «украинствующего» коммуниста Кравчука, и «УАПЦ», появившаяся в 1919-1920 годах в результате раскольнического выступления в ряде епархий юга России, охваченной тогда гражданской войной, группы священников — «украинцев».
По канонам Вселенской Церкви никакой епископ (в данном случае патриарх Варфоломей) не вправе действовать на канонической территории другого епископа (в данном случае патриарха Кирилла) без разрешения последнего. Естественно, что никакого соизволения на «объединение двух расколов» ни патриарх Московский Кирилл, ни митрополит Киевский Онуфрий дать не могли.
По канонам Вселенской Церкви никакой епископ (в данном случае патриарх Варфоломей) не вправе действовать на канонической территории другого епископа (в данном случае патриарха Кирилла) без разрешения последнего. Естественно, что никакого соизволения на «объединение двух расколов» ни патриарх Московский Кирилл, ни митрополит Киевский Онуфрий дать не могли.
За «объеднавчым процессом» на Украине стоит управляемый из Государственного департамента США Фанар. Однако у госдеповцев, силящихся «регулировать» малопонятные для них процессы в православном мире и пытающихся «заместить» Церковь расколом, складывается далеко на всё. 9 июля «УАПЦ» неожиданно отвергла все предложения «киевского патриархата» и ранее согласованные с «КП» общие решения. Представитель «киевского патриархата» поспешил заявить по этому поводу, что «глубинной причиной» такого отхода от первоначальной позиции стала «зависимость высшего руководства УАПЦ от московского влияния». Интересный комментарий. Однако не нужно обольщаться: попытки внести ещё большую смуту в церковную жизнь на Украине и оторвать православных Украины от Русского мира, создав «йэдыну помисну цэркву», на этом не прекратятся.
Михаил Колесник