Основная масса автомобилей всех классов использует в качестве топлива бензин или солярку. Есть незначительный процент электромобилей, в США и Бразилии имеют некоторую популярность автомобили на биоэтаноле. Кроме того, в мире насчитывается около 20 миллионов автомобилей, использующих в качестве топлива сжиженный или компримированный природный газ.
По сравнению с привычным бензином или дизельным топливом газ имеет ряд преимуществ, которые делают использование этого вида топлива более выгодным:
1. Это куда более экологичное топливо, нежели обыкновенный бензин. Действующий ныне стандарт для новых европейских автомобилей «Евро-5» предписывает норму по выбросу СО до 0,8 грамма на километр, а при использовании КПГ (компримированного природного газа) и СПГ (сжиженного природного газа) уровень выбросов СО падает до 0,1 грамма. Выброс окиси азота меньше в 1,2 раза, а углеводородов - в 1,9 раза. На данный момент более чистого моторного топлива попросту не существует.
2. Газовые двигатели существенно безопаснее бензиновых. В случае протечки газ попросту улетучивается, в то время как вытекающий из бака бензин может создать под стоящей машиной облако паров, которое в состоянии вспыхнуть даже от статического электричества. Помните цепи заземления под бензовозами?
3. При сгорании газа образуется куда меньше нагара. Кроме того, в связи с недостижимым для любых марок бензина октановым числом не происходит детонации топлива в цилиндрах. Это положительно сказывается на ресурсе двигателя и его износостойкости. В среднем срок службы двигателя на КПГ или СПГ выше в полтора раза.
4. Ну и не последнюю роль играет цена горючего. СПГ дешевле приблизительно на 30-40%, а КПГ на 50-60%. Для страны с самыми крупными запасами природного газа (около 48,8 трлн куб. м) это особенно актуально.
Таким образом, использование природного газа в качестве моторного топлива позволит сократить количество вредных выбросов в атмосферу и значительно уменьшит накладные расходы.
Препятствия внедрению
Но на пути повсеместного внедрения газа в качестве горючего есть несколько препятствий. В первую очередь — это слаборазвитая сеть газовых заправочных станций и сервисных центров. Если обычную АЗС, торгующую бензином, можно особо и не искать, она все равно попадется по пути, то отправляться в путь, не зная, где можно будет пополнить запасы газомоторного топлива, довольно рискованно. Над этой проблемой вовсю трудится Газпром. В декабре 2012 года создано специальное предприятие ООО «Газпром газомоторное топливо». Уже сейчас в интернете можно найти карты, на которых отмечены несколько тысяч газозаправочных станций разных типов.
Что касается сервисных центров, то в организации специальных, работающих исключительно с автомобилями на газомоторном топливе станций необходимости нет. Потребуется некоторое переоборудование уже существующих и дополнительное обучение персонала.
Могло бы стать проблемой отсутствие на рынке непосредственно автомобилей, использующих в качестве топлива сжиженный или сжатый газ. Однако этот вопрос уже решен. Производителей газомоторной техники в России хватает. Группа ГАЗ, АВТОВАЗ, Волгабас, Кировский завод, КАМАЗ, концерн «Тракторные заводы» и многие другие. Линейка производимой техники огромна. Тут и автобусы разных типов и размеров, коммунальная, дорожная спецтехника, всевозможные автофургоны и тягачи, мусоровозы, сельскохозяйственная техника и автокраны. Всего и не перечислить. Желающие могут полистать, например, вот этот каталог.
Кроме того, существует возможность переоборудования обыкновенных легковых автомобилей на «газ». Установка газобаллонного оборудования стоит приблизительно 50 тысяч рублей и занимает два дня. Учитывая значительную разницу в цене на газомоторное и обычное топливо, затраты окупятся довольно быстро. Приблизительно за полтора года при умеренном пробеге (20 000 км в год ). И это без учета уменьшения износа двигателя.
Но все же переход на «газ» потребует от владельца дополнительных первоначальных инвестиций. И, хотя в будущем они с лихвой окупятся, не все готовы вкладывать дополнительных 10-15% в перспективную технику. Здесь на помощь может прийти государство, причем совершенно необязательно исключительно монетарными методами. Хотя и прямые дотации никто не отменял.
О субсидиях
В рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а точнее, подпрограммы «Автомобильная промышленность» в 2015 году было выделено 3 миллиарда рублей на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе.
Эта сумма разошлась по 23 субъектам федерации и покрыла 94% от полученных региональных заявок. Соответствующее распоряжение на днях подписал Дмитрий Медведев. Всего будет закуплено 1242 газомоторных автобуса и 526 единиц техники для ЖКХ.
Интересно посмотреть, как распределилась эта сумма между разными субъектами Федерации. Больше всех — 554 241 435 рублей — получил Татарстан. Этот регион был выбран для обкатки проекта по переводу общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо еще в 2013 году. Тогда же в Казань поступили первые 130 автобусов на метане. Проект продолжается, и к 2018 году половина всех автобусов в республике должна перейти на «газ».
На втором месте по объемам субсидий — Крым, получивший 365 с лишним миллионов рублей, несмотря на то что живет там на 2 миллиона человек меньше, чем в Татарстане, да и по площади Крым в два с половиной раза меньше. На то есть сразу несколько причин:
Во-первых, парк общественного транспорта, как и все остальное, в годы существования в составе Украины испытывал недостаток финансирования. И, как следствие, порядком поизносился. Теперь же Крым испытывает мощный наплыв туристов со всей страны, которых необходимо не только доставить в аэропорт Симферополя, но и развести оттуда по курортам, санаториям и здравницам.
Во-вторых, как уже было сказано выше, техника на газомоторном топливе практически не загрязняет окружающую среду. Для региона, претендующего на звание туристической жемчужины России, следить за экологией логично. Автобусный парк все равно нуждался в замене, так почему бы не закупить сразу технику с низким уровнем выбросов?
В-третьих, немаловажным представляется и непосредственно вопрос горючего. На полуострове 44 месторождения углеводородов, из которых 34 — газовые. Да еще и месторождения газа на шельфе в Черном и Азовском море. Вместо того чтобы регулярно завозить в Крым горючее для автобусов, можно один раз привезти автобусы на газомоторном топливе и оборудование для его производства. Это будет не только дешевле, но и позволит сократить зависимость полуострова от внешних поставок.
Перспективы
В целом перспективы развития в России транспорта на газомоторном топливе довольно позитивные. Предположительно к 2020 году половина всего общественного транспорта и коммунальной техники будут работать на СПГ, доля сельскохозяйственной техники на СПГ достигнет 20%, а легкой коммерческой и внутригородской грузовой — 30%.
Для легковых автомобилей эта цифра невелика, всего около 10%, однако, по прогнозам Газпрома, к следующему году потребление КПГ в России удвоится, а к 2020 году возрастет в разы.
Также нельзя сбрасывать со счетов и внешние рынки. Из диаграммы видно, что среди лидеров по использованию газомоторного топлива достаточно наших партнеров.
И, кроме непосредственно топлива, эти страны могут заинтересоваться российскими автомобилями с двигателями на природном газе. О разнообразии модельного ряда уже написано выше, а текущий курс рубля делает эти машины еще более привлекательными. Это как раз то самое собственное производство с высокой добавленной стоимостью, которого нам так не хватает для успешной диверсификации экономики.
Таким образом, видно, что программа по развитию промышленности, как минимум в автомобильной ее части, на месте не стоит. Правда, к сожалению, исполнение этой госпрограммы в прессе освещается слабо. Хотя экономика России прирастает как раз такими инновационными, импортозамещающими программами.