Не надо глобальных исследований, чтобы заключить: рядовому труженику, помыслы которого заняты элементарным выживанием и у которого нет сил и времени на разного рода нетрадиционные "мерзости", это и на дух не надо, в подобных отклонениях заинтересованы прежде всего те, кто разрабатывал и принимал этот акт. Литовское общество все-таки более патриархальное, чем, допустим, эстонское (в Эстонии год назад "однополым семьям" предоставили все права гражданства, однако и там были серьезные волнения, в том числе и в Рийгикогу, законодательном собрании), здесь сильнее связь с землей, больше процент сельских жителей.
Сильно сопротивление "голубым и розовым" и в Сейме, их противники не гнушаются и радикальных методов протеста, здесь до сих пор вспоминают страстный спич на сессии ПАСЕ старосты парламентской фракции партии "Порядок и справедливость" Пятраса Гражулиса, когда он назвал Россию последним бастионом христианства в Европе, пропел оду Путину и обвинил власти своей республики в отходе от нравственных норм человечества. Среди активных защитников традиционных ценностей также член Сейма, профессор столичного университета Повилас Гилис и многие другие.
Хотя среди оппозиционеров-диссидентов достаточно ярких личностей, понимающих изъяны одиозной поддержки дяди Сэма и брюссельских боссов, все же не они ассоциируются с элитой, которая, как правило, находится если не у штурвала, то все равно имеет богатые возможности влиять на принимаемые на самом верху решения. Это убедительно показал недавний конкурс Евровидения, когда Литва в очередной раз отличилась, не дав России ни единого голоса, что в конечном счете и отбросило российскую звездочку на второе место.
Телезрители, следящие за подсчетом голосов, задавались вопросом: неужели в этой постсоветской республике поголовно все негативно относятся к, пользуясь пропагандистским клише, бывшему "старшему брату"? Детали кухни остаются тайной до сих пор, однако одно известно точно: народ поставил Полину Гагарину в тройку лидеров, а профессиональное жюри, составленное из музыкантов, чиновников, общественных деятелей и прочих значимых представителей истеблишмента, вообще вычеркнуло ее из списков претендентов. Можно ли тут говорить о единстве демоса и элиты?
Сомнения, мягко говоря, вызывают и утверждения президента о сплочении нации в условиях грядущей "агрессии" восточной державы. Да, элита научилась манипулировать сознанием граждан, демагогией формировать нужный образ, в данный момент - врага по отношению России, или, как тут демагогически твердят, путинского режима, не задумываясь о том, что действия этой "тоталитарной" администрации поддерживает подавляющее большинство россиян, что даже признают и западные специалисты.
А если так, то атака на Путина равняется наступлению на весь народ, который, на удивление элитам Запада, от санкций и прочих козней Соединенных Штатов и их марионеток только, как ни пафосно это звучит, крепчает духом. И это несмотря на заметное снижение жизненного уровня! Народ верит своей власти, в целом элите, и о подобном единении в Литве и не думают мечтать. Когда объявили всеобщую мобилизацию в рамках восстановления всеобщей воинской повинности, молодежь массово рванула за кордон – работать, учиться, просто откосить от армии. В и без того ставящей еврорекорды по массовой эмиграции стране это бегство приобрело такой масштаб, что толерантные (или тоталитарные?) власти выпустили декрет, в котором заявили: скрывающихся от призыва найдем везде, даже за границей. И эти репрессии реализуются в стране, позиционирующей себя как истинно европейской и демократической!
Последний опрос показал, что социал-демократов, стержень правящей коалиции, поддерживает только каждый пятый избиратель. Почему так резко падает их рейтинг? И ответ опять на виду: потому что власть поддерживает в основном своих. На днях правительство приняло решение помогать финансово родителям детей, посещающих частные детские сады. Это решение вызвало изрядное волнение, в том числе и в Сейме. Тут усмотрели прямую корысть, поскольку жена Габриэлюса Ландсбергиса, европарламентария, внука присягнувшегося Гитлеру Витаутаса, Аустея владеет сетью частных дошкольных заведений в столичном округе, и эта мера позволит укрепить безнес-леди свои позиции на этом рынке услуг. И еще одно важное соображение: стоимость одного детского места - 400 евро в месяц, и простым работникам она явно не по карману. Получается: вместо того, чтобы поддерживать обездоленных (более четверти на грани нищеты), власть спонсирует богатых.
Еще пример: Антанаса Гуогу, дотоле никому неизвестного предпринимателя, за две недели раскрутили настолько, что он стал членом европарламента и там солидарно голосует за то, чтобы вообще перекрыть России кислород. Цена депутатского мандата, по данным СМИ – 30 млн евро. Однако, по мнению журналистов, это выгодное вложение капитала, поскольку гордое звание народного избранника дает возможность не только получить подход к денежным потокам, но и принять участие в их дележе. Иначе игра не стоит свеч. Но самое удивительное не это (подкуп электората давно стал нормой), а реакция общества, ограничившегося едва слышным протестом, фигой, так сказать, в кармане, никто не возбудил дело, не стремится наказать зарвавшегося богатея.
Ситуация у других балтийских "сестричек" мало отличается от литовской, здесь тоже народ и элита существуют в разных плоскостях, и нет никакой надежды на то, что в обозримом будущем они пересекутся. В Латвии и Эстонии сейчас самые популярные центристы, выступающие за реал - политик, за добрые отношения как с Западом, так и Востоком, и это находит понимание у русскоязычной диаспоры и значительной части титульного населения. Позиция же элиты, где погоду делают представители национальных движений, прямо противоположна и сводится к образному сравнению Юлюса Вяселки, ныне покойного депутата литовского парламента: "Мы послушные шавки Америки, готовые лаять на Россию по любому поводу..."
В Эстонии случился скандал: уполномоченным по гендерному равноправию, этаким омбудсменом назначена Лийза Пакоста, далеко не последний член правящей партии реформ, чей лидер Таави Рыйвас возглавляет ныне правительство. Думается, никто бы не придал этому большого значения, если бы международная организация по равноправию Eguinet не возмутилась: нарушены все допустимые правила, что ставит под сомнение должное исполнение высоких обязанностей беспристрасного арбитра. По принятому в Евросоюзе положению, на этом посту должен быть человек, равноудаленный от всех политических сил, то есть беспартийный, а ангажированный ведущей правительственной партией чиновник волей-неволей будет продвигать ее интересы. Проснулись и в Эстонии, здесь тоже сделали запрос в парламенте, а в обществе гадают: чья возьмет? Аналитики сомневаются, что победит справедливость, власти, скорее всего, найдут возможность отмазать Пакосту от партии, обеспечить тылы.
Плевать хотели на народ и в Латвии, где под пристальным вниманием Раймонд Вейонис - вновь избранный президент. С одним из журналистов он перекинулся репликами на русском, и это вызвало волну недовольства истеблишмента, этот проступок специально анализировался на заседании госкомиссии по госязыку, которая строго-настрого запретила главе государства пользоваться языком Пушкина и Толстого. А вот в отношении других – английского, немецкого, турецкого, наконец – вопрос остался открытым.
Зато будут "однополые браки"...