Он отметил, что негативным фактором в регионе является «провокационная деятельность сторонников меджлиса» под руководством находящихся на Украине Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова.
— Они активно привлекаются украинской стороной к реализации так называемой «стратегии деоккупации» полуострова, в том числе в контексте якобы защиты прав коренного населения от действий российских властей, — отметил Бобровский, добавив, что пока на полуострове удается сохранять стабильную политическую ситуацию.
Что подтолкнуло замполпреда в КФО сделать столь тревожной заявление? Очевидно, возможны только два варианта. Первый — российские власти получили соответствующие данные от наших спецслужб. Второй — таким образом в Москве осмыслена недавняя информация украинских СМИ о том, что по приказу из Киева в Херсонской области после разгрома в Иловайском котле воссоздан добровольческий мусульманский батальон «Крым». Официально — для участия в так называемой «АТО» в Донбассе в составе Вооруженных сил Украины. Но в том, что батальон снова отправится в Донбасс, есть серьезные сомнения.
Прежде всего, обратим внимание, что его личный состав — почти исключительно из крымских татар. То есть, людей, отлично знающих местность и особенности жизни на полуострове. Имеющих там определенные связи, в том числе — родственные. Да и уехавших из Крыма отнюдь не из любви к России.
Кроме того, весьма примечательно место дислокации батальона. Херсонская область — это просто забор в забор с новым российским кордоном. А вот от Донбасса — далековато.
Наконец, руководство мусульманского подразделения и не скрывает специфики своей будущей боевой работы. 21 июля перед представителями украинской прессы выступил командир батальона «Крым» Иса Акаев (скорее всего, это псевдоним). Он сообщил, что специализацией его подчиненных будет разведка и диверсионная работа. А главная задача — вернуть Крым Украине.
— И пока мы этого не добьемся — не остановимся, — пообещал Акаев. Заметив, что поскольку мусульманский батальон «затачивают» на поход в Крым, его основной базой дислокации так и останется Херсон.По словам Акаева, «Крым» задуман отдельным батальоном разведки, который подчинят напрямую начальнику Генерального штаба украинской армии. Численность — «от 400 до 500 человек максимум».
На вопрос журналистов о том, когда, по его мнению, Украина вернет Крым, командир батальона ответил, что это может произойти через год:
— Я себе представляю, что в любом случае это будет вооруженное освобождение. Я думаю, еще год нам придется потерпеть. Через год где-то начнутся обратные действия. России будет сложнее с нами сражаться, хотя она довольно сильная.
Какую роль в батальоне «Крым» станет играть именно религиозный фактор? И не выяснится ли, что новое украинское разведподразделение — негласный филиал так называемого «Исламского государства» (ИГ) **?
Вопрос не праздный. Ведь не секрет, что под знаменами ИГ на Ближнем Востоке воюют радикалы из небезызвестной организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» ***. Она же — «Исламская партия освобождения». Запрещена в России, но свободно функционирует на Украине. До «крымской весны» ее позиции были особенно сильны именно на российском теперь полуострове.
После февральских событий 2014 года движение «Хизб ут-Тахрир» полностью поддержало новую киевскую власть. Отметим, что члены украинской «Хизб ут-Тахрир» активно участвуют в войне против Сирии, сражаясь на стороне террористических организаций против правительства Башара Асада. То есть имеют солидный боевой опыт.
Весной 2015 года в Крыму, в Балаклавском районе Севастополя, прошли первые задержания сотрудниками ФСБ некоторых мусульман по подозрению в связи с «Хизб ут-Тахрир». Отметим, что именно в районе Балаклавы начинается гряда Крымских гор. А, как известно, именно в горах диверсанты обычно организуют свои лагеря. В степном по преимуществу Крыму большим вооруженным формированиям скрытно действовать больше негде.
Кстати, есть и косвенные свидетельства того, что российское командование четко осознает диверсионную угрозу именно с этого направления. Вряд ли случайно в составе крымской группировки Вооруженных сил России одним из первых был сформирован отдельный горный батальон, который уже приступил к альпинистской подготовке. Он вошел в состав береговой охраны ЧФ.По словам замначальника главка МВД РФ по противодействию экстремизму Владимира Макарова, сторонников «Хизб ут-Тахрир» в Крыму стало вчетверо меньше после присоединения к России. С 10 тысяч человек их число уменьшилось до 2,5 тысяч. Вопрос — куда делись остальные? Уж не влились ли в батальон «Крым», что тренируется под Херсоном?
Между тем, понятно, что для руководства Украины выгодно дестабилизировать ситуацию в Крыму. Самый простой способ для этого — организация терактов и диверсий, сеющих страх среди мирного населения. Тем более что полуостров посещает масса самых разных людей. За всеми уследить спецслужбам крайне сложно.
Способен ли Киев организовать диверсионную войну на территории российского полуострова? Слово — члену Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майору ФСБ в отставке Александру Михайлову.
— Мы вошли в достаточно сложный регион с очень сложной оперативной обстановкой. Причем, оперативная обстановка, безусловно, будет только усложняться.
Поэтому опасения замполпреда КФО имеют под собой реальную почву. Более того, я уверен, что мы в ближайшее время сможем это ощутить в самых разных формах.
Я недавно был в Крыму, встречался с главой МВД республики. Мы вынуждены привлекать для работы в органах власти, управления и правоохранительных органах Крыма людей из центральных регионов России. Это в известной степени сказывается: для успешной работы необходимо знать местные условия, оперативную обстановку, располагать данными оперативной базы. Это очень сложный процесс. Сейчас ситуацию форсировано пытаются решить, но надо признать, что силы у правоохранительных органов там небезграничны.
В то же время угрозы диверсий и терактов в Крыму сегодня вполне реальны. Мы должны прекрасно понимать, что есть зоны, в которые даже оперативным путем не проникнешь. Если мы говорим о крымских татарах и их радикальной части — то в их среду попасть очень сложно, чтобы получить упреждающую информацию.Председатель Комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов обращает внимание читателей «СП», что в сценарии госпереворота и разжигания межнациональной розни еще в довоенной Украине Крыму уделялось очень большое внимание.
— По самым скромным подсчетам, в 2013 году в Крым приехали свыше 300 человек, которые раньше воевали в Сирии. Мы прекрасно знаем, что долгое время Украина была неким заповедником для террористических организаций, например, для «Хизб ут-Тахрир». Это движение абсолютно на законных основаниях проводило в Крыму сборы своих сторонников со всего мира, прикрывающихся исламом. Но никакого традиционного ислама там нет. Так же, как и нет христианства во всевозможных сектах, которые представляет пастор Александр Турчинов и некоторые другие деятели киевской власти.
Отмечу, что еще в январе прошлого года — до госпереворота в Киеве! — нами была получена информация об организованном перемещении в Россию 87 представителей радикальных украинских организаций типа «Трезуба», «Правого сектора» и других. Когда мы обратили внимание на это российских силовиков, то для них это стало неприятной новостью.
Отмечу, что руководителем управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Крым назначен генерал-лейтенант ФСБ Виктор Палагин, до этого служивший в Башкирии, где показал себя активным и эффективным борцом именно с «Хизб ут-Тахрир». Он понимает, какую опасность представляет эта организация и знает, как с ней бороться.
Но, скажем, выстроить эффективную агентурную сеть за год невозможно. А Крым не так быстро переходит в российские реалии, как хотелось бы. Возникают шероховатости, которые наши враги будут использовать.
Если говорить о риске террористических актов и диверсий, то их не просто нельзя исключать. Надо понимать, что Киеву сейчас надо идти на обострение. И если с Приднестровьем не получилось, Молдавия в конце концов включила задний ход и отказалась от конфронтации с РФ, то украинским властям терять нечего. Поэтому любая дестабилизация в Крыму однозначно будет козырем Киева в попытке просуществовать еще какое-то время в атмосфере страха и террора.
«СП»: — В сети много информации о том, что батальон «Крым» раньше спонсировал олигарх Игорь Коломойский, и сейчас он, якобы, продолжает финансировать радикально настроенных мусульман…
— Сейчас у Коломойского ресурсы ограничены, потому что он в значительной степени отстранен от финансовых потоков в связи с отставкой с поста губернатора Днепропетровской области. Однако Коломойскому, который на сегодняшний день является заложником США, особо деваться некуда. Если ему прикажут профинансировать батальон «Крым», исламистов, то он наверняка выполнит распоряжение, чтобы сохранить имидж успешного человека нынешней Украины.
«СП»: — Но если диверсии в Крыму возможны, то чего тогда в Киеве ждут? Почему их не проводят?
— Наверное, такие попытки осуществлялись. Спецслужбы нам все никогда не рассказывают. Однако я напомню, что в мае сотрудники ФСБ России задержали в Крыму четырех членов «Правого сектора» — украинского кинорежиссера Олега Сенцова, а также Афанасьева, Чирния и Кольченко по подозрению в организации террористических актов на территории полуострова.