Год 2015-й наверняка войдет в историю как период беспрецедентного миграционного кризиса на южных и юго-восточных границах Европы. Никогда еще потоки вынужденных переселенцев, стремящихся любой ценой добраться до европейских стран, не были столь многочисленны. По состоянию на июнь 2015 года, через Средиземное море до Европы добралось почти 137 тыс. человек, что по сравнению с аналогичным периодом времени в 2014 году составило прирост в 83%.
По информации Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ / UNHCR), подавляющее число этих людей составляют так называемые «лица, нуждающиеся в защите и помощи». Прежде всего это вынужденные мигранты, покинувшие регионы, отличающиеся особенно нестабильной военно-политической обстановкой, включая Афганистан, Сирию, где идет гражданская война, и Эритрею, страну с жестким диктаторским режимом.
В общей сложности за последний год в Европе было зарегистрировано более 660 тыс. беженцев, подавших официальные ходатайства о предоставлении убежища. В последний раз с таким количеством вынужденных мигрантов Европа сталкивалась в средине 1990-х гг. во время войны в Югославии. Вместе с тем ситуация с беженцами может быть очень разной в зависимости от страны.
На этом графике можно, например, увидеть, что в 1991 и в 1999 годах в Швейцарии было подано около 40 тыс. ходатайств о предоставлении убежища. Для сравнения: в 2014 году этот показатель находился на уровне 23 770 ходатайств.Вряд ли является случайностью тот факт, что самым «популярным» маршрутом среди беженцев, стремящихся добраться до Европы, стал именно путь через Средиземное море. За последние годы сухопутные границы Европы стали для нелегальной миграции во многом полностью непроницаемыми. Поэтому морской путь остается единственной реальной альтернативой. А пока ЕС продолжает вкладывать значительные средства в укрепление пограничного режима на своих сухопутных рубежах.
Так, например, европейский эксклав Сеута уже отделен от Марокко ограждением из колючей проволоки длиной в 8 км. Турция отделена от Греции системой пограничных укреплений протяженностью в 12,5 км, а от Болгарии ее отделяет «антимиграционный вал» длиной ни много ни мало 30 км. По данным журналистского международного консорциума «The Migrants Files», строительство такого рода укреплений уже обошлось в 77 миллионов евро.
Всем ясно, остановить потоки беженцев не в состоянии никакие заборы, тем не менее за последние месяцы сразу несколько европейских стран заявили о намерении ужесточить пограничный режим и продолжить строительство укреплений на своих рубежах. Так, например, Венгрия собирается построить на границе с Сербией стену длиной сразу в 175 км. Дополнительные укрепления длиной в 130 км намерена соорудить на своих границах Болгария.
Со своей стороны Италия практически закрыла для беженцев порт Вентимилья, расположенный на побережье Лигурийского моря в семи километрах от границы с Францией. В Швейцарии национал-консервативная Швейцарская народная партия (SVP/UDC), самая сильная партия в стране, требует бросить армию на укрепление пограничного режима. В кантоне Тичино консервативная партия «Lega dei Ticinesi» («Лига граждан Тичино») требует полного закрытия швейцарско-итальянской границы. Все эти и многие другие схожие события подвергаются резкой критике со стороны правозащитных организаций.
Данный график, однако, показывает, что предложения «выслать всех» и «закрыть границы» не всегда поступают из стран, действительно серьезно затронутых проблемой беженцев и вынужденных мигрантов.
ытаясь справиться с растущим наплывом беженцев, Европейский союз в последние годы активно ищет хотя бы какое-то решение, которые устраивало бы всех членов ЕС, было бы справедливым, адекватным и рассчитанным как минимум на среднесрочную перспективу. А пока сотни беженцев, преодолевших Средиземное море, оказываются на пляжах Греции и Италии без помощи, денег, перспектив. Как показывает практика, страны южной Европы среди вынужденных мигрантов «котируются» не очень, зато самыми предпочтительными для них оказываются, с большим отрывом, Германия, а потом Швеция.
Многие беженцы прилагают огромные усилия для того, чтобы не попасть «на карандаш» к властям средиземноморских стран Европы, потому что в противном случае они тут же стали бы субъектом Дублинского соглашения о стране первого въезда. С другой стороны, страны этого региона, в частности, Италия, сами смотрят на такие нарушения сквозь пальцы, не желая по понятным причинам становиться страной «первого въезда» со всеми вытекающими правовыми и экономическими последствиями. Ведь тогда они будут обязаны, например, принимать у себя беженцев в случае их высылки назад из третьих стран.
В июне 2015 года в рамках специального саммита страны ЕС смогли сделать небольшой, но все-таки шаг к более эффективной координации деятельности в сфере приема и размещения беженцев, договорившись распределить по странам Евросоюза 40 тыс. вынужденных мигрантов. Данное решение, однако, не носит юридически обязывающего характера и не предусматривает никаких четко обозначенных квот. Страны ЕС будут принимать у себя мигрантов только на основе принципа добровольности, вне зависимости от объема ВВП, численности населения и уровня безработицы, а именно такие критерии ЕС намеревался положить в основу системы приема беженцев.
Однако из этих планов ничего реального так и не получилось, благодаря сопротивлению Великобритании, Венгрии, Польши и Франции. Но что было бы, если бы такой порядок приема и размещения беженцев все-таки стал реальным механизмом? Данный график показывает гипотетическое долевое распределение беженцев по странам Европы по состоянию на 2014 год, рассчитанное на основе критериев, предлагавшихся Брюсселем.
Ходатайства о предоставлении убежища в Европе в 2014 году: лидерами являются Швеция и Германия
Общее число ходатайств о предоставлении убежища и позитивные решения на уровне первой инстанции в 2014 году, в перерасчете на каждую европейскую страну. Нажмите на стрелку, чтобы посмотреть соотношение этих двух показателей с численностью населения данной страны Европы и с объемом ВВП на душу населения.
Эстония 202.815 Германия 81.325 Швеция 64.625 Италия 64.310 Франция 42.775 Венгрия 31.945 Великобритания 24.535 Нидерланды 23.770 Швейцария 22.850 Бельгия 14.715 Дания 11.480 Норвегия 11.080 Болгария 9.435 Греция 8.025 Польша 5.615 Испания 3.625 Финляндия 1.745 Кипр 1.545 Румыния 1.450 Ирландия 1.350 Мальта 1.155 Чехия 1.150 Люксембург 450 Хорватия 445 Португалия 440 Литва 385 Словения 375 Латвия 330 Словакия 170 Исландия 155 Эстония
ВВП на душу населения был рассчитан в долларах США и с одинаковой покупательной способностью (2011 г.).
Quelle: Eurostat & Weltbank Daten
Шансы на признание в качестве лица, «нуждающегося в особой помощи и защите» выглядят в зависимости от страны Европы по-разному, прежде всего потому, что в каждой стране свой подход, свои масштабы и критерии. В 2014 году позитивное решение по ходатайствам о предоставлении убежища получил почти что каждый второй (47%) беженец. Если сравнивать с 2013 годом, ты мы получим прирост в размере 12 процентных пунктов*.
Швейцария, если верить данным Евростат, принадлежит к числу стран с одной из самых высоких квот (70,5%) положительных решений по ходатайствам о предоставлении убежища или о признании в качестве «временно принятого»**. Лидером является Болгария (94,1%), а замыкает список Венгрия (9,4%), поскольку в эту страну в подавляющем большинстве пытаются попасть беженцы из Косово, официально считающегося «безопасной страной».
Ходатайства о предоставлении убежища: положительные решения по данной стране происхождения
В европейских странах проблема беженцев ведет к возникновению серьезных экономических, политических и общественных сложностей, многие государства оказываются просто не в состоянии управлять потоком вынужденных мигрантов. Растут и ксенофобские настроения.
Однако не надо забывать, что на данный момент, по данным УВКБ, 86% всех беженцев по всему миру проживают в развивающихся странах, а не в Европе. В Ливане, например, беженцы уже составляют 25% от общего населения страны, в процентном соотношении эта квота превосходит соответствующий шведский показатель в 12 раз.
За последние годы количество одних только сирийских беженцев, осевших в соседних странах, достигло 4 млн человек. Данный график показывает общее число беженцев, зарегистрированных по линии УВКБ / UNHCR в пересчете на 1 млн жителей или на 1 доллар ВВП стран, где сейчас проживают беженцы***. Как можно видеть, основной поток вынужденных мигрантов до Европы даже не добирается.
Примечания:
* Увеличение доли положительных решений в общем числе подаваемых в странах Европы ходатайств о предоставлении убежища связано во многом с происхождением и личными особенностями вынужденных переселенцев и мигрантов, но также и с произошедшим недавно пересмотром статистических методов и правил, используемых Статистической службой Европейского союза (Eurostat) для оценки и анализа миграционных потоков, с которыми сталкивается Европа. В частности, начиная с 2014 года Евростат не учитывает более так называемых «дублинских беженцев», то есть лиц, уже подавших ходатайства о предоставлении убежища в одной из стран, подписавших Дублинское соглашение о стране первого въезда. Тем самым преследуется цель избежания двойного счета.
** Что касается Швейцарии, то здесь доля положительных решений по ходатайствам о предоставлении убежища, поданным так называемыми «лицами, нуждающимися в защите и помощи», составила в 2014 году 58,3%. Этот показатель учитывает как лиц, официально получивших статус беженца, так и «временно принятых». Данная цифра серьезно отличается от показателя, рассчитанного Евростатом, который исходит из доли положительных решений в 70,5%. В чем причина? Ответ прост: в отличие от Евростата, Швейцария применяет статистические методы, которые исходят из учета в том числе и «дублинских случаев», а также лиц, чьи ходатайства о предоставлении им убежища не были допущены до процедуры рассмотрения. Кроме того, в отличие от ЕС, к категории «позитивное решение» Швейцария относит только случаи окончательного и официального предоставления данному лицу статуса признанного беженца (25,6% в 2015 г.). Предоставление статуса «временно принятого» проходит по разряду «негативных решений».
*** Данные Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ/UNHCR), на основе которых был составлен данный график, заметно расходятся с данными Евростата, использованными при составлении других графиков, использованных в данном материале. Если Евростат (Eurostat) учитывает только число ходатайств о предоставлении убежища, поданных за определенный промежуток времени, то УВКБ включает в свою статистику все имеющиеся ходатайства, в том числе и «зависшие» (2014 год и ранее) случаи, переходящие из года в год и каждый раз включаемые в общий подсчет.