Судя по тому, что Виктория Нуланд лично приехала в Киев для того, чтобы обеспечить голосование в Верховной Раде по внесению изменений в Конституцию Украины, и что благодаря её приезду особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей попал в основной текст Конституции, можно сделать вывод, что на переговорах по Ирану между Россией и США обсуждался не только Иран, но и Украина.
По-видимому, не зря 12 мая в Сочи прилетал Керри, а 17 мая — Нуланд в Москву. Контуры договоренностей понятны. Россия, Европейский Союз, а теперь и США заставят Порошенко выполнить Минские соглашения. Таким образом будет закладываться фундамент для политического урегулирования. Согласно Минских соглашений, ДНР и ЛНР должны войти в состав Украины, наделенные особым статусом, похожим то ли на автономии, то ли на субъекты конфедерации. У Донбасса будет общее экономическое пространство с Украиной, но при этом сохранится право по большинству вопросов принимать самостоятельные решения. Гарантом соблюдения Киевом своих обязательств перед Донбассом по этому плану должны быть армии ЛНР и ДНР со всем своим вооружением, переименованные в милицию.
По-видимому, в скором времени мы будем наблюдать создание демилитаризованной территории вокруг Донбасса, из которой будет выведено не только тяжелое вооружение, но и солдаты, вооруженные легким стрелковым оружием. Я думаю, этот процесс начнется, как только будет получен успешный опыт на примере Широкино. Столкновения и обстрелы прекратятся, как только солдаты не будут видеть друг друга сквозь прицелы.
Следующими шагами будет принятие амнистии и снятие экономической блокады Донбасса со стороны Украины. Самое унизительное для Киевских властей — то, что на переговоры, которые ведет Россия с США и ЕС, их не приглашают, и их мнение никто не спрашивает. Но при всём при этом я бы не стал обнадеживаться.
Громадное количество вооруженных отрядов состоит из радикалов, привыкших воевать и не желающих складывать оружие. Да и население Донбасса, в подавляющем большинстве натерпевшись от Киева за время АТО, не жаждет возвращаться в Украину. С моей точки зрения, процесс примирения Донбасса с Украиной вряд ли будет успешным, пока те, кто развязали гражданскую войну на Украине, будут при власти. И до тех пор, пока такие как Порошенко, Яценюк, Турчинов, Коломойский не понесут наказания за свои преступления.
Не решено одно из главных противоречий, лежащих в основании фундамента Украинского государства — в государстве, образованном русским и украинским народом, в Украине, — русский язык не является государственным. Да и США нельзя назвать надежным партнером. Сотрудники ЦРУ, контролирующие СБУ и вооружённые силы Украины, не собрались и не поехали назад в США. Никто контроля за Украиной отдавать назад народу Украины не собирается. Поэтому, конечно, надо делать все, от нас зависящее, чтобы остановить военные действия, но при этом порох надо держать сухим.
К сожалению, я думаю, что беды и проблемы будут сопровождать мою многострадальную Родину еще долгое время. Недавно приехал ко мне знакомый, лидер одной общественной организации из Днепропетровска, он мне рассказал, что его недавно вызывали в СБУ, и кроме многих вопросов, задавали ему вопросы обо мне.
Вопросы касались того времени, когда я занимался политикой в Днепропетровске. На встрече присутствовал человек, который молчал и только слушал ответы, но потом у него зазвонил телефон, и он начал разговаривать по нему на чистом английском языке. Уверен, что независимо от того, как бы не развивался конфликт на Донбассе, американцы сделают все, чтобы оставить контроль за Украиной за собой.
Часть вторая: «Кровавые интриги, экономический коллапс, армия наемников и зарезанные свиньи»
— Олег, а чем может грозить дефолт на Украине простому народу? Как может измениться жизнь после него? Урежут ли пенсии, социальные выплаты? Они ведь и так совсем маленькие!
— Должен очень сильно вырасти курс гривны. На сколько вырастет —до 30-ти, до 40-ка, до 60-ти — сказать сложно, потому что во время дефолта курс определяется не только экономическими, но и психологическими факторами. Как будет действовать правительство, какие будут заявления? То, что дефолт будет, — это однозначно.
Осенью будет усиление внутриполитической борьбы, потому что люди получат еще и счета за коммунальные услуги, плюс начало избирательной кампании, в рамках которой развернется война за контроль над регионами. Учитывая количество оружия на руках у населения, кое-где она может развернуться в прямом, а не в переносном смысле.
В связи с этим обострятся противоречия между основными игроками, хотя уже и так достаточно натянуты отношения между олигархами и Порошенко. И проблема взаимоотношений та же, что была во взаимоотношениях Януковича с олигархами. Президент должен быть арбитром. Когда президент сам является олигархом, то он фактически выступает конкурентом для действующих олигархов.
Как когда-то Янукович, сегодня Порошенко делает попытки «отжать» от бизнеса действующих олигархов. Это привело к тому, что СМИ, принадлежащие олигархам, все чаще критикуют власть и лично Порошенко. Во время предстоящих местных выборов будет только одна политическая сила, которая не будет критиковать Порошенко — это блок Порошенко.
Снижение уровня жизни, хаос, отсутствие работы, насильная мобилизация, рост бандитизма — все это привело к падению рейтингов власти. О рейтинге Яценюка я даже не хочу говорить, но упали рейтинги и Порошенко, сейчас они уже в районе 10% в среднем по Украине…
Падение рейтингов вынуждает Порошенко более внимательно следить за конкурентами и работать на опережение, устраняя своих возможных преемников. Разобравшись с Наливайченко, Порошенко на осень возлагает надежды на снятие Яценюка с Аваковым. Народный фронт Яценюка наберет очень мало на местных выборах. Это будет аргументом для американских кураторов на снятие Яценюка. Петро уже давно хотел бы его снять, но пока не получалось. Не получалось снять и Авакова, хотя Аваков в паре Яценюк- Аваков отвечает за силовую составляющую.
Аваков сколотил свою группу депутатов внутри парламента, ориентированных лично на него, и фактически сейчас держится за счет своих нардепов и территориальных батальонов. Еще раз подчеркну — основное внимание он уделяет не милиции, а террбатальонам. Общается с командирами, оказывает помощь всевозможную, и поэтому у него есть политическая и силовая поддержка. Поэтому снять Авакова с поста не простое дело, ведь даже отставка Наливайченко, у которого поддержки в Раде не было, далась Порошенко с очень большим трудом.
Кстати, именно поэтому (из-за конфликта Авакова и Порошенко — «Русская Весна») удержался на должности после ухода Коломойского мэр Харькова Кернес. Кернес был человек, который плотно сотрудничал с Коломойским, но он смог выстроить отношение и с командой Порошенко, в том числе потому, что у них общий враг Аваков. Конфликт Кернеса с Аваковым старый. Пока был жив Кушнарев, он снимал противоречия внутри Харьковских элит. Но после его смерти, в рамках развернувшейся серьезной борьбы за активы между Аваковым и Кернесом, Аваков вынужден был уехать из страны, а сейчас многие связывают покушение на Кернеса с конфликтом с Аваковым. Получается, что Порошенко в настоящий момент является союзником Кернеса и помогает ему удержаться на своей должности за счет конфликта Порошенко с Аваковым. Этот конфликт застарелый и непримиримый.
— Порошенко с Аваковым, давно они конфликтуют?
— Конечно, Порошенко с Аваковым конфликтуют не так давно, как Кернес с Аваковым. Но для короткой пост-майданной истории они конфликтуют достаточно долго, потому что в свое время команда, пришедшая к власти путем вооруженного переворота, разделилась на команду Яценюка и команду Порошенко. И был момент, когда все были уверены, что ставка будет сделана на Яценюка, и многие сделали ставку на Яценюка. Но США решили иначе.
— Олег, какие перспективы мирного протестного движения на Украине?
— Удержать ситуацию внутри страны Порошенко можно будет только путём введения уже неприкрытой, откровенной диктатуры. Естественно, и американцы, и европейцы закроют на это глаза, как закрывали глаза на других диктаторов, т.н. «своих сукиных сынов». Настораживает активная работа по созданию международного батальона, который был создан задолго до Порошенко. Но он был создан лишь формально-юридически, и никаких организационных движений по нему не проходило.
— А что за батальон?
— Это межгосударственный батальон, где третья часть личного состава будет из Польши, треть — из Прибалтики, треть — из Украины. Сейчас принято решение об увеличении этого батальона до 60 тысяч человек.
— Сколько??? 60 тысяч? Полдюжины десантных дивизий — это полноценное оперативно-стратегическое объединение. Какой же это батальон?
— Так в документах он проходил именно как батальон! Поскольку был принят соответствующий закон, то этот закон позволяет этому батальону дислоцироваться на Украине. И Прибалтика, и Польша наверняка наполнят его со своей стороны наемниками, причем скорее всего наемниками со всего земного шара, в т. ч. из Африки и арабских стран. Я не думаю, что сами поляки и прибалты в таком количестве прибудут на Украину. И, скорее всего, этот батальон будет использоваться для полицейско-карательных функций.
— Есть ли на Украине некие протестные силы, которые могут этому сопротивляться? Я говорю про центральную Украину, про Киев, в частности. Я говорю об оппозиции против команды нынешней власти.
— Проблема России, что внутри Украины сейчас вообще нет таких политических сил, которые могли бы контролировать ситуацию или, по крайней мере, с которыми можно было бы связывать выход из кризиса. Ни во власти, ни в оппозиции. Думаю, США уже давно бы сняли Порошенко по причине падения его популярности в обществе, но.... Во время вьетнамских событий американцы, по-моему, раз девять меняли руководителей и после войны провели множество исследований по данному вопросу. Так вот, они установили, что одним из важнейших факторов, который привел их к этому страшному военно-политическому поражению, стала частая смена руководителей. Это был, можно сказать, ключевой момент. Каждая последующая марионетка была хуже прежней, и поэтому Порошенко они будут держать до последнего, пока у него сохраняется хоть какой-то, чуть выше нулевого, рейтинг, но потом безусловно на него без стеснения повесят ответственность за все то, что произошло за последнее время на Украине.
Перспективы у Порошенко не радужные.
— Олег, теперь лично о Вас — в экономическом, так сказать, ракурсе. У Вас в Днепропетровске был достаточно большой производственный бизнес. После того, как нынешние власти объявили на Вас настоящую охоту, Вы были вынуждены оттуда уйти. И сейчас Ваш бизнес находится в руках других, новых, европейски-ориентированных эффективных менеджеров. Расскажите про успехи этого эффективного менеджмента, что сейчас происходит на Ваших предприятиях? И что это были за предприятия?
— Была бумажная фабрика, была сеть газовых — именно газовых, заправок, сельхозбизнес, был 40-тысячный свинокомплекс, другие предприятия… Это были предприятия уровня среднего бизнеса. Не было прямой приватизации ни одного предприятия! Я в это время учился, когда проходила приватизация. И даже, когда я не учился, я не имел доступа, не имел возможности к прямой приватизации. Предприятия были в разваленном состоянии, как в России конца 90-ых. Мы их покупали в состоянии близком к банкротству и поднимали. Не перепродавали на Запад или распиливали на металл, а поднимали, понимаете?
Каждый бизнес был достаточно сложный, и только за счет хорошего управления он выходил на прибыль. Что там сейчас? Свиней из свинокомплекса пустили под нож и сдали на мясо. Хлебокомбинат снизил продажи на половину и генерирует убытки. Бумажная фабрика работает на треть мощности. Насколько я понимаю, там они сделали незаконные врезки, химичат и не платят за энергоносители. По странной схеме, но на треть мощности она работает. Мимо очистных сооружений сбрасывают стоки в Самару, и из отходов бумажной фабрики в реке вырос целый остров. В любой момент времени я мог бы остановить производство — дистанционно отключить бумажную фабрику по интернету. Была такая возможность, мной в свое время была установлена система автоматического управления. Бумажная фабрика — это громадное количество насосов, двигателей, которые слаженно работают только потому, что работает сложная система автоматики, но я бы этого никогда не сделал (отключение), потому что там работают люди. Многих я знаю на протяжении уже 15 лет, поколениями. И хотел бы, чтобы они работали, получали хоть какую-то, но зарплату.
— Те, кто захватили и угробили ваш бизнес, кто они?
— Это люди Коломойского. Корбан, Олейник, Филатов. Помогали им Астион и Кошляк. Сельхозбизнес присоединили к ПриватАгро — это предприятие Коломойского. Получается так, что пользы экономике Украины эта «экспроприация» не принесла, ВВП не увеличила. Не только экономике, но даже украинской армии (передача средств украинской армии и террбатам было предлогом для отъема предприятий у Царева — «Русская Весна»)
— Почему?
— Ну потому что захватили предприятия, вынули оборотные средства с предприятий, все это забрали лично себе, а не передали их государству Украина либо "ветеранам" АТО…
— Спасибо большое! Надеемся еще не раз поговорить с Вами о ситуации в стране.
P.S словно специально в подтверждение слов Олега Анатольевича, сегодня Министерство Обороны Украины распространило информацию об очередном этапе переговоров по созданию объединенного батальона (бригады) Украины, Польши и Литвы.