Продам партию. Дорого. Торг неуместен
В современной России, свалившейся в начале 90-х в так долго ожидаемый некоторыми свободный демократический рынок и в итоге больно ударившейся о железобетонный пол дикого капитализма, как и в любой другой стране с рыночной экономикой, действуют законы спроса-предложения, а также другие аксиомы экономики, свободной от административного регулирования. Покупается и продается всё, что только можно купить и продать, а то, что продаться по каким-то причинам не может, вполне возможно хотя бы сдать в аренду. Неудивительно, что "рука рынка", а если быть точнее - его волосатая когтистая лапа, добралась и до политики.
Так, эксперты утверждают, что с развитием политтехнологий в России, что называется, "вошла в тренд" практика покупки-продажи партий по определенной цене с приложением дополнительных услуг в виде "абонентского обслуживания" партии и её пиара, но уже за дополнительный прайс. Тому же, кто пока еще не скопил богатства на целую партию, пусть даже небольших размеров, огорчаться тоже не стоит, так как в качестве утешения вполне можно купить место в списке выдвиженцев от какой-либо политической силы. Что и говорить - предложения заманчивые. Хорошо это или плохо, обсуждать бесполезно, но факт - рыночные отношения на поле современной политики стали орудием для политтехнологов, лихо перекраивающих партийное пространство на поле огромной страны. При этом подобная практика далеко не нова и пришла в нашу страну, конечно же, с Запада, где эти и другие технологии применяются уже достаточно давно. Таким образом, политический бизнес - дело неизбежное, и давайте принимать его как данность. А о том, как именно всё это действует, предлагаю сейчас и поговорить.
Вообще термина "продажа партии" как такового не существует. Мы можем говорить о продаже недвижимости, продаже прав на интеллектуальную собственность, продаже пакета акций и т.д. Однако если мы о чем-то не знаем, это ведь не значит, что этого не существует. Партия - это такое же юридическое лицо, как любая организация, фирма, компания. Разница лишь в том, что при регистрации подобного политического объединения нужно затратить больше сил и времени, столкнувшись с несколько большим количеством формальных и не очень процедур.
Вячеслав Смирнов: "Политические партии - это тоже товар"
Итак, какой же может быть цена партии на рынке политических услуг? По словам политтехнолога Вячеслава Смирнова, в своё время создавшего такие партии, как "Союз горожан", "Народный альянс", "Гражданская позиция" и несколько других, цены достаточно высокие. По словам Смирнова, сказанным им в интервью одному из интернет-изданий, цена обусловлена тем, что прежде, чем создать партию, необходимо найти немалые средства для её регистрации и прочих процедур, что зачастую обходится "в копеечку". Стоит отметить, что вышеперечисленные партии Смирнов сейчас готов продать. "Всё предельно прозрачно на этом рынке, всё продается и покупается", - заявляет политтехнолог.
При этом стоимость партии, как и любого товара на рынке, зависит от множества субъективных и объективных факторов, среди которых прежде всего необходимо выделить следующие:
- Во-первых, год регистрации. В данном случае чем старше партия, тем солиднее она смотрится в глазах избирателей, а значит, имеет больше шансов на выборах, нежели недавно созданная партия, доверие к которой будет зависеть исключительно от политического пиара.
- Во-вторых, наличие, помимо головного отделения партии, её ячеек в регионах. Естественно, что с наличием "филиалов" в других городах, в особенности городах-миллионниках типа Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска и т.д., стоимость партии значительно увеличивается, так как данная партия вполне может претендовать на почетное звание "Всероссийская".
- В-третьих, дата ближайших выборов. Здесь как с билетами - чем ближе дата поездки, тем больше стоимость. Цена партии увеличивается пропорционально приближению даты выборов, зачастую увеличиваясь более чем в два раза от первоначальной стоимости в "не сезон".
- В-четвертых, объем предложения на рынке. Чем больше партий продается, тем более стараются продавцы сделать выгодным для покупки именно свой товар. Конкуренция увеличивается, а это значит, что, как и на любом рынке, продавцы могут сделать значительную скидку для покупателя.
- В-пятых, сложности с регистрацией партии. Помимо вышеперечисленных пунктов, на стоимость политической партии влияет также название (чем эффектнее, красивее и оригинальнее, тем лучше), наличие сайта, собственной общественной организации, участие этой партии в выборах и т.д.
Уже упоминавшийся выше Вячеслав Смирнов заявляет, что стоимость одной партии обходится в среднем в 250 тысяч долларов. Оценку Смирнова разделяет и журналист Кирилл Якимец, в одной из своих статей рассчитавший примерные расходы на содержание одной не самой маленькой, но и не самой большой партии. По словам журналиста, "купить партию" означает, прежде всего, профинансировать регулярные расходы партии на содержание партийного аппарата и её региональных ячеек. Так, на аппарат далеко не самой крупной партии придется выложить не менее 100 тысяч долларов в месяц плюс затраты на региональные отделения - порядка 30 тысяч. Какая партия обходится без печатной продукции и своих мероприятий? Поэтому плюс еще 100 с лишним тысяч. В итоге и получается сумма порядка $250 тысяч. Но это, как утверждает журналист, минимальный прайс. Стоит отметить, что, по словам политтехнологов, содержание партаппарата крупной партии, к примеру КПРФ, обходится значительно дороже, вплоть до десятка миллионов долларов в месяц, примерно столько же приходится и на финансовое обеспечение региональных организаций, хотя здесь цифры могут сильно разниться, всё зависит от количества ячеек и их численности. Дороже всего стоят избирательные кампании крупных партий - здесь уже оперируют цифрами с восемью нолями. В долларах, естественно.
Расходы на покупку партии возрастают пропорционально её возможности преодолеть проходной барьер на выборах в органы законодательной власти. Если партия имеет все шансы "проскочить", то затраты на неё оказываются в несколько раз выше. Во-первых, затраты на гораздо больший, чем у мелких партий, аппарат, во-вторых гораздо большие вложения в печатные агитматериалы, ролики в СМИ и т.д., и в-третьих, вложения во всевозможные партийные мероприятия, которые у более-менее крупных партий проводятся с гораздой большим размахом. Ну и, конечно же, партия-мастодонт наподобие КПРФ, ЛДПР и т.д. обойдется своему "спонсору" гораздо более дороже. Кстати говоря, коллега Вячеслава Смирнова политтехнолог Андрей Богданов заявляет, что в своё время находящийся ныне на Западе под пристальным вниманием Вашингтона господин Ходорковский вкладывал немалые деньги и покупал, что называется, оптом и в розницу, наиболее популярные в то время партии, прежде всего в думские КПРФ и "Яблоко". Кирилл Якимец в своей статье вообще заявляет о том, что Ходорковский, покупая депутатов, желал обеспечить себе необходимое большинство в Думе, а затем, получив послушную за свои нефтедоллары Думу сделать Россию парламентской республикой. Если бы ему это удалось, то этот "серый кардинал" становился бы фактически лицом номер 1 в государстве. Но жизнь этого деятеля, как мы знаем, сложилась несколько по-другому.Андрей Богданов: "Интерес бизнеса к политическим партиям всегда высок"
Кстати говоря, со слов Богданова, живой интерес к покупкам партий традиционно проявляют всевозможные бизнес-структуры, участвующие в выборах в регионах. По утверждению политтехнолога, партии без особых проблем можно переименовать под определенные задачи и даже под определенный регион ,в котором партия собирается участвовать в выборах. Так, к примеру, где-нибудь в Екатеринбурге партия может называться "Мой Екатеринбург", а уже в следующем году, с изменением места новых выборов, её название можно сменить, предположим, на "Родное Забайкалье". По сути, одна и та же партия за весь свой жизненный цикл может сменить хоть с десяток названий, поменяв лишь хозяина и вывеску.
Кирилл Якимец утверждает, что интерес бизнеса к приобретению политических партий, во-первых, состоит в возможности через "своих" депутатов в законодательной власти обрести связи во власти исполнительной. А во-вторых, добавляет журналист, в том, что политическая трибуна используется, в том числе, с целью пиара той или иной коммерческой инициативы либо определенного бизнесмена.
Стоит также отметить, что во время предвыборной кампании к вышеупомянутым затратам на партаппарат, печатную продукцию и партийные мероприятия нужно приплюсовывать расходы на активную PR-кампанию. Здесь существуют два варианты - или платить определенным агентствам, специализирующимся на пиаре и обязать партийцев пользоваться услугами именно этого агентства, или вложить деньги в саму партию, но предварительно поставив в неё своих людей, которые будут контролировать расход выделенных на пиар средств. Стоимость пиар кампании для средней партии, по утверждениям экспертов, составляет десятки миллионов долларов. При этом здесь свою немаловажную роль играет предварительная узнаваемость и популярность партии. Чем она выше, тем, возможно, меньше придется вкладывать денег в пиар, и наоборот - чем менее популярна партия, тем большую сумму придется выложить акулам пиар бизнеса.
Но политические партии не были бы товаром, если на них, как на любой товар на рынке, не распространялась бы система скидок. Вячеслав Смирнов отмечает, что "Если заказчик хочет все быстро и у него полно своих людей в регионах, то партия ему достается фактически по себестоимости с экономией четырех месяцев работы. А если у заказчика кроме желания и денег ничего нет, то, как правило, он соглашается на долгосрочный контракт на сопровождение. От консультационного до бухгалтерского и кадрового. Кроме того, часто просто просят оказать содействие и помочь выдвинуться от одной из партий или выдвинуть список". В любом случае, заявляет политолог, партия удовольствие не для бедных, и содержать даже небольшую партию может обойтись достаточно дорого.
Как и любое юридическое лицо покупка-продажа политической партии не обходится без вороха необходимых для совершения этой процедуры документов. Так, при заключении сделки купли-продажи подписывается соответствующий договор, который, прежде всего, расписывает права и обязанности сторон и, что более важно, регламентирует график оплаты "приобретения" и процесс переоформления. В соответствии со сформировавшейся практикой рыночных отношений на пространствах российских политтехнологий оплата покупки происходит в несколько этапов: 1) Задаток, который составляет обычно не более 20 процентов от стоимости партии. 2) Основная сумма в размере половины от стоимости "товара". Данная сумма передается уже при подписании документов и непосредственном заключении сделки купли-продажи. 3) Остальные 30 процентов вносятся покупателем после перерегистрации партии. В итоге, в полном пакете документов должны быть свидетельство о регистрации партии, свидетельства о регистрации ячеек, справка о не прибыльности, отчетность, все протоколы, устав, печать, программа и ведомости про руководящие органы. Как видите, пакет документов достаточно внушительный. При этом эксперты в политтехнологиях отмечают, что в некоторых случаях процесс купли-продажи политических партий может сопровождаться определенным риском, обычно среди таковых выделяют недовольство лидеров региональных ячеек партии, которые могут быть недовольны возникающими в процессе передачи партии из одной рук в другие финансовыми вопросами, вопросами своей собственной судьбы на политическом поле и т.д.
По словам всё того же Вячеслава Смирнова сезон продаж открывается приблизительно за год до выборов, когда "можно не спеша всё сделать". Ближе к выборам, по утверждению политтехнолога, будет гораздо дороже, да и предвыборный аврал может внести свои коррективы. Поэтому, как опытный специалист в партийных делах Смирнов советует благоразумным покупателям проявлять активность на партийном рынке как можно раньше, а не в преддверие самих выборов. "Партии нужно брать за год. Перерегистрировать, сменить название, поменять кадры, а затем и начинать предвыборную кампанию", - советует Смирнов.
Таким образом, к настоящему времени в России созрел целый рынок политтехнологий, на котором уже определены главные игроки, привилегированные и не очень покупатели, свои цены, система скидок, а также свои правила. Как и на любом другом рынке бал здесь правят лишь точный расчет и желание выгоды. Опять же, плохо это или нет сказать трудно, но в любом случае, нужно принимать это как данность, ибо пока существует политика и рынок одно без другого жить вряд ли сможет. А что остается делать нам с вами, простым избирателям? Как бы не развивалась ситуация у политтехнологов мы с вами желаем видеть "у руля" тех людей, которые отличаются не просто способностью говорить красивые слова, но и честностью делать то, что в этих красивых словах было обещано. Более того, мы хотим контролировать и сам процесс выборов, ибо аксиома "доверяй, но проверяй" в данном случае подходит как нельзя кстати. Поэтому какие бы партии не вставали на полосу предвыборной гонки мы с вами желаем честности этой самой гонки, чтобы к финишу пришли те, кто победил честно, кому люди поверили и отдали свои голоса. Если вы хотите, чтобы выборы на предстоящем 13 сентября 2015 года Едином дне голосования были честными и прозрачными, присоединяйтесь к совместному проекту PolitRussia и Корпусу наблюдателей "За чистые выборы". Это именно то, что мы с вами сейчас действительно можем сделать лучше. Проконтролировать прозрачность волеизъявления - наша с вами задача как граждан. Больше дел - больше результатов.
Статья подготовлена совместно с общероссийским общественным движением "Корпус "За чистые выборы" - http://zachistievibori.ru/
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/control/prodam-p … orogo-408/