Разные парадигмы
Лиик утверждает, что Россия мыслит и действует в категориях «сфер влияния», желая не только очертить свои сферы влияния, но и сделать это понятие снова легальным в международной политике. Зато вот Европа всегда ищет такие решения, которые были бы выгодны всем.
В эпоху политкорректности некоторые явления просто переименовываются, или же о них перестают говорить. В полной мере это относится и к политике «сфер влияния». В эпоху холодной войны весь мир был поделен на две сферы влияния: советскую и американскую.
После краха Советского Союза США заявили свои претензии на оставшуюся «безхозной» советскую сферу влияния и последовательно реализовывали там свои интересы. Европа тоже не отставала. В итоге, к настоящему времени все страны бывшего социалистического лагеря в Европе входят в ЕС и НАТО.
И не лукавит ли Лиик, утверждая, что Евросоюз всегда ищет взаимовыгодные решения? Евроскептики давно говорят, что ЕС – это структура, которая работает в пользу ограниченного круга финансовых и промышленных магнатов и подавляет любую самостоятельность. Достаточно вспомнить Грецию. Или сравнить промышленный потенциал прибалтийских республик в 91-м году и сейчас.
Москва – Третий Рим
Кадри Лиик, и вероятно, большая часть европейского общества не хочет считаться с тем, как русские смотрят на самих себя и на своё государство. Русские – народ государственный. Всех наших побед мы достигли при сильном государстве во главе с сильной личностью. За долгую историю России наше государство несколько раз было на грани уничтожения, но затем выстраивалось заново.
Но сильное государство русским нужно не для того, чтобы нападать на другие народы, а чтобы защищать себя от внешней экспансии. И, наверное, сейчас весь Запад тихо рыдает в подушку из-за упущенной возможности взять Россию голыми руками в 90-х. Они там плохо знают нашу историю, которая показывает, что русские не могут долго мириться со слабым государством.
Свой идеал государства русские выразили более пяти веков назад в доктрине «Москва – Третий Рим», о которой упоминает Кадри Лиик. Только доктрина эта не связана с внешней агрессией. Москва, называя себя Третьим Римом, смотрела на себя не как на мирового гегемона, а как на силу удерживающую мир от скатывания в царство антихриста. И Россия выполняла эту роль, разгромив Наполеона и Гитлера. А сейчас мы противостоим США и американским амбициям.
Кадри Лиик утверждает, что Россия использует силу и принуждение, чтобы удержать соседей в сфере своего влияния. Но это же ложь! США при поддержке Европы ввязывались в военные операции против стран, режимы которых были неугодны Штатам. И на Украине государственный переворот и последовавшая за ним гражданская война были организованы США и ЕС, а не Россией.
Европейские мечты
Европейские мечты в отношении России очень просты. Россия должна разделять если не все ценности Европы, то хотя бы часть европейских интересов. Про нынешние европейские ценности мы все прекрасно знаем, что это такое – не стану повторять их. А интересы у каждого свои. Если Евросоюз так привержен на словах принципам взаимовыгодного сотрудничества, то пусть покажет это на деле.
Мало того, именно Россия сегодня, находясь в противостоянии США, защищает интересы Европы как самостоятельного игрока на мировой политической арене. Нам интересно иметь дело с самостоятельным и сильным Евросоюзом, а не с верным вассалом США. Мы прекрасно знаем, что санкции Европе совершенно не выгодны – ни на настоящий момент, ни в долгосрочной перспективе.
Что делать с санкциями?
А на главный-то вопрос Европейский совет по международным делам ясного ответа не даёт. Какова цель санкций? Ограничить агрессию России на Украине. Против этого даже возражать лень, поскольку никакой агрессии России против Украины нет. Да, и знаем мы уже давно, что до Украины и украинцев никому нет дела.
Одним из требований, предъявляемых к России, является возврат Крыма. Пока этого не будет сделано, часть санкций сохранится. И этого достаточно, чтобы считать лицемерными все заявления европейских политиков о приверженности принципам демократии. Народ Крыма большинством голосов решил воссоединиться с Россией.
Россия предлагала ОБСЕ прислать наблюдателей на референдум. Наблюдателей не было. Россия даже предложила «переиграть» референдум под контролем международных организаций. В ответ молчание. То же самое можно сказать и о судьбе Донбасса. Не просто так люди там отказались подчиняться новой власти.
Но самая главная причина антироссийских санкций оказались за рамками рассуждение сотрудника Европейского совета по международным делам. Для нас же это секрет Полишинеля. Госдеп США откровенно признавался в том, что оказывал давление на европейских партнёров, чтобы те ввели невыгодные, а для некоторых стран, и прямо разорительные санкции. Поэтому нужно не рассуждать о поведении России, а ставить вопрос о независимости ЕС от заокеанского дядюшки. Не России нужно менять свою парадигму, а Европе.