«Пушечное мясо» на заказ
Для чего натовские инструкторы муштруют украинских силовиков
Великобритания удвоит свой вклад в обучение украинских военных навыкам ведения современной войны. Соответствующие заверения поступили от главы оборонного ведомства Соединенного Королевства Майкла Фэллона, посетившего 11 августа Киев с рабочим визитом, о чем сообщило РИА «Новости» со ссылкой на украинские СМИ.
Прежде чем отправиться с инспекторской проверкой на полигон 199-го учебного центра под Житомиром, где британские инструкторы проводят подготовку военнослужащих ВСУ, британский министр пообщался с Арсением Яценюком. Встреча, как принято говорить языком официальной дипломатии, прошла в «теплой и дружественной обстановке».
Гость заверил принимающую сторону в совершеннейшем почтении и всяческой поддержке, пообещав «стоять плечом к плечу». Украинский премьер, в свою очередь, потребовал в очередной раз помощи «в преодолении российской агрессии».
И помощь, надо сказать, пришла. Фэллон пообещал сразу вдвое увеличить программу тренингов для украинских военных. Если с марта британские инструкторы успели обучить по этой программе 650 бойцов армии Украины, то в августе курсы подготовки пройдут сразу 250 военнослужащих. Их будут учить дополнительным навыкам пехоты, оказанию медицинской помощи в полевых условиях и опыту выживания.Помимо британцев, как известно, тем же самым на Украине занимаются американцы. Три батальона нацгвардии уже почти подготовлены ими на Яворовском полигоне под Львовом. Еще пять батальонов ВСУ военспецы Пентагона начнут обучать в октябре. О чем ранее сообщил командующий Сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес.
Кроме того, как пишут украинские СМИ, в ближайшее время планируется прибытие «армейских тренеров» из Канады. С той же самой целью.
Но насколько полезными будут усилия натовских инструкторов для укрепления оборонных возможностей Украины? Вопрос напрашивается сам собой, поскольку практика заставляет усомниться в способностях американских военных педагогов. Во всяком случае, армии, боеспособность которых они поднимали (Южного Вьетнама, Афганистана, Ирака, Грузии), не одержали в итоге ни одной значимой победы.
Серьезно подпортил имидж Пентагона и недавний провал программы подготовки бойцов так называемой сирийской умеренной оппозиции, которых планировалось бросить на борьбу с отрядами «Исламского государства» *. Из 54 солдат почти половина в первом же бою была убита либо захвачена в плен, а часть пропала без вести.
— Тем не менее, это иллюзия — считать, что те инструкторы, которых США, Великобритания и Канада перебрасывают на Украину — специалисты второго или третьего эшелона, — признает профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. Ломоносова Андрей Манойло. — Натовцы умеют воевать. И очень хорошо. Это специалисты, которые в течение короткого времени, действительно, в состоянии натренировать боевые отряды. И подготовить кадры для продолжения того конфликта, который Украина развязала в Донбассе.
Другое дело, что натовские инструкторы туда перебрасываются не для того, чтобы создать современную боеспособную украинскую армию по европейским лекалам. Киев льстит себе, если так думает. Их задача сделать «пушечное мясо», в роли которого они рассматривают всех украинских военных и боевиков националистических батальонов, скажем так, более эффективным и более дорогим.
То есть, американцы рассматривают украинскую армию и нацгвардию как некий расходный материал. А если это расходный материал, то они ориентируются на то, что его все равно пустят в расход.
«СП»: — Но почему тогда этот «расходный материал» должен быть дорогим?
— Их все равно бросят в топку гражданской войны, и они все равно погибнут. Но американцы хотят, чтобы противоположная сторона заплатила максимальную цену за этот «расходный материал». Для этого они и тренируют украинских солдат — чтобы те несли максимальный ущерб армии Новороссии.При этом у американцев очень циничный в этом отношении подход. Они считают, что жизнь каждого украинского военного имеет определенную цену. И рассматривают их расход в Донбассе, как некий бизнес-проект. Это — первое.
Второй момент. Обратите внимание, что инструкторы из США тренируют не вооруженные силы Украины, а тренируют нацгвардию.
«СП»: — Насколько известно, нацгвардию они тренируют до октября. Потом будут обучать военнослужащих регулярной армии Украины.
— Все правильно. Значит, нацгвардия уже подготовлена. Но нацгвардия только частично состоит из бывших внутренних войск. Большая часть нацгвардии — это так называемые «территориальные батальоны», которые влились в ее состав в процессе легализации незаконных военизированных подразделений.
Поэтому, по сути, первое, что американцы сделали, они подготовили в боевом отношении те самые силы, которые, возможно, против ополченцев и выступать-то не будут.
Но их могут бросить на усмирение толпы. Тем более что на Украине явно намечается третий Майдан. Или использовать, когда националисты попытаются взять власть в свои руки и выступят против Порошенко. Причем не для защиты верховной власти.
Ведь как только после событий в Мукачеве между президентом и националистами возникли трения, Ярош тут же отозвал наиболее боеспособные части, которые находятся под его контролем, с линии соприкосновения. Поэтому вполне возможно, что американцы готовят боевые подразделения не для того, чтобы они противостояли внешней угрозе. А для того, чтобы воевали против тех самых Вооруженных сил Украины, которые вроде бы поддерживают Порошенко.
И, конечно, нельзя забывать о финансовом интересе.
«СП»: — С чьей стороны?
— На любой подобной программе завязаны огромные финансовые интересы — у американской элиты и у американского генералитета. Смешно считать, что там нет коррупции. Она есть. Просто развита несколько по-другому. И деньги, которые выделяются США на обучение украинских военных, далеко не все дойдут до реальных лагерей. Часть из них рассосется и ляжет кому-то в карман.
«СП»: — Кстати, на обучение сирийской оппозиции, которая потом разбежалась, потрачены были тоже миллионы долларов.
— В этом смысле очень похожие сценарии. Другое дело, боевиков из так называемой умеренной сирийской оппозиции, которых американцы тренировали и обучали, искать, скорей всего, надо по другую сторону фронта. Они получили от американцев то, что хотели, и после этого, как мне кажется, просто влились в подразделения «Исламского государства».
«СП»: — Вливания в военный потенциал Украины тоже немаленькие. На днях вице-президент Байден, например, пообещал выделить Киеву еще полмиллиарда долларов на финансирование тренинговых программ для нацгвардии и ВСУ. Что это значит?
— Укрепление оборонных возможностей это такое всеобъемлющее понятие. Американцы опять-таки не ведут эту работу на системном уровне. Им не особо интересно, будет у Украины система обороны страны выстроена, или нет. Их интересует подготовка тех самых конкретных боевых подразделений, которые можно будет бросить в бой.
И в этом отношении, конечно, боеспособность этих подразделений после обучения американскими инструкторами существенно возрастет. Помимо всего прочего их ведь учат не только новой тактике, но и владению системами нового западного вооружения, которым большинство не очень знает, как пользоваться.
Но и армия Новороссии тоже не сидит без дела. И там хорошо осознают угрозы, которые проистекают из так называемой западной помощи украинскому правительству. Поэтому ответ на силовую атаку Киева будет, скорей всего, адекватным.По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, усилия натовские инструкторов никак не отразятся на общем оборонном потенциале Украины:
— Мы видим, что НАТО и США делают все, чтобы как можно быстрее улучшить боеспособность украинских частей. Понятное дело, что эти программы будут и дальше разрастаться. Задача американцев и натовцев к зиме иметь боеспособную украинскую армию. Но насколько она будет боеспособная? Это вопрос открытый. Потому что одним обучением вопрос строительства вооруженных сил не решается. Это громадная задача, связанная не столько с формированием и обучением частей. Но также с созданием тылов, с развитием структур управления — со всем сложным механизмом. А это уже не миллионы, это миллиарды и миллиарды долларов.