Как отметила Deutsche Welle, авторы отчета утверждают: несмотря на заявления официальных лиц о том, что учения в обоих случаях направлены против чисто гипотетического противника, на самом деле «Россия готовится к конфликту с НАТО, а НАТО готовится к возможному столкновению с Россией».
«Каждая сторона в своих учениях явно борется против возможного противника в лице противоположной стороны, держа в уме военные планы», – цитировала доклад The Financial Times. Лондонское издание, помимо прочего, напоминает о недавнем выступлении экс-президента СССР Михаила Горбачева, который заявил, что мир на грани новой холодной войны.
Отметим, что, несмотря на пацифистский имидж European Leadership Network, в числе экспертов лондонского центра присутствуют отставные военные либо аналитики, имеющие отношение к проблемам национальной безопасности. В частности, один из соавторов доклада Лукаш Кулеса в прошлом – замглавы Службы государственной безопасности Польши. Директор ELN Иан Кернс работал с объединенным парламентским комитетом по вопросам национальной стратегии безопасности, а также консультировал лорда Джорджа Робертсона (министра обороны Великобритании в 1997–99 годах, генсека НАТО в 1999–2003) и лорда Пэдди Эшдауна, бывшего верховного представителя по Боснии и Герцеговине.
Видимо, в качестве специалиста по России выступил третий соавтор – Томас Фрер. Как поясняется на официальном сайте ELN, этот эксперт по российской политике и непризнанным государствам проходил обучение по совместной программе Университета Кента и московской Высшей школы экономики (магистерская программа «Международные отношения в Евразии»). Также утверждается, что во время обучения в России Фрер был научным сотрудником Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН – во всяком случае, так эксперта представляют на сайте Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета.
Карты правду говорят?
К докладу прилагаются интерактивные карты, иллюстрирующие сценарии и развертывание учений. В ELN подчеркивают, что и Россия, и НАТО делают акцент на наиболее уязвимых, с их точек зрения, регионах. НАТО концентрируется на странах Балтии и Польше, а Россия – на Арктике, Севере, Калининграде, «аннексированном» Крыме и своих границах со странами – членами НАТО Эстонией и Латвией. Попытки следить за учениями друг друга, по мнению авторов доклада, проявляются в многочисленных «перехватах» и приближении воздушных и морских судов сторон к территориальному пространству друг друга.
Внеплановая проверка боеготовности прошла в ВС РФ с 16-го по 21 марта, где основной акцент был сделан на отработке действий в Арктике, напомнили РИА «Новости». В учениях были задействованы силы Северного флота, Западного военного округа и ВДВ – около 80 тыс. военнослужащих, тысячи единиц наземной боевой техники, десятки надводных кораблей, подлодок, самолетов и вертолетов.
С 8-го по 19 июня на территории Польши, Литвы, Латвии и Эстонии прошли учения Североатлантического альянса Saber Strike-15, главной целью которых была отработка слаженности действий для ведения боев в рамках международных союзных операций. Маневры Saber Strike являются частью серии учений Североатлантического альянса в Восточной Европе под общим названием Allied Shield: BALTOPS, Saber Strike, Noble Jump и Trident Joust.
«Учения сторон имеют сходные характеристики. Среди них – быстрая мобилизация и передислокация сил на большие расстояния при сохранении боеготовности в районах передислокации, а также поддержка наземных сил воздушными и морскими во время общих учений для обеспечения превалирования в воздушном и морском пространстве», – отмечают представители European Leadership Network.
«Россия и прежде вела себя несдержанно»
В то же время между учениями есть и серьезные отличия, считают составители доклада. «Есть заметная разница в масштабе учений России и НАТО и между их программами в целом. Хотя те российские учения, которые мы анализируем, в большой степени основываются на элитных подразделениях, таких как воздушно-десантные войска, имеющаяся у российских вооруженных сил возможность мобилизовать тысячи призывников неизбежно проявляется в учениях такого масштаба, которому небольшие и преимущественно профессиональные вооруженные силы НАТО не могут соответствовать», – подчеркивают в ELN.
Можно предположить, что таким образом британские аналитики подводят к довольно странному выводу о превосходстве российской военной мощи над совокупной мощью НАТО. Во всяком случае, лондонская The Financial Times, цитируя доклад, призывает к практическим выводам. «Россия наращивает боеготовность своих подразделений с целью послать НАТО определенный сигнал. Российская техника доказала, что может передислоцироваться с гораздо большей легкостью, чем у НАТО, – подчеркивает британское издание. – Альянсу приходится считаться с этим, не забывать, что Россия – полноценный соперник... Это означает, что от НАТО могут потребоваться значительно более интенсивные и широкомасштабные учения», – констатировало издание.
Один из авторов исследования, научный директор European Leadership Network и бывший замдиректора Службы госбезопасности Польши Лукаш Кулеса подчеркнул, что «эскалация военных учений» имела место и ранее – например, в 2013 году. Но тогда, по мнению Кулесы, НАТО в ходе учений не подразумевало Россию в качестве потенциального противника, операции альянса вдоль его восточных рубежей носили ограниченный характер вплоть до начала украинского кризиса. И только лишь после «российского вторжения на Украину» маневры стали проводиться более интенсивно, уверяет польско-британский аналитик. Россия же, как утверждает Кулеса, вела себя менее сдержанно и прежде.
Атмосфера страха и напряжения
«В существующей атмосфере недоверия военные учения могут дать пищу для еще большей неуверенности, что создает практически классическую иллюстрацию «дилеммы безопасности» в международных отношениях», – указали авторы доклада. По их оценке, это выливается в увеличение непредсказуемости, когда о готовящихся учениях не сообщается заранее.
Исследователи подчеркнули, что в то время как каждая сторона, возможно, действительно стремится усилить свою оборонительную способность, оппонент интерпретирует проводимые учения как провокацию и преднамеренное усугубление кризиса.
The FT, опираясь на выдержки доклада, резюмировала, что Россия и НАТО готовятся к полномасштабной конфронтации, возможно, даже войне друг с другом, что поспешила вынести в заголовок статьи. Однако отметим, что в European Leadership Network не столь категоричны. «Мы не говорим о том, что война неизбежна. Но мы обеспокоены нынешней ситуацией, когда обе стороны испытывают неуверенность в «истинных» намерениях друг друга и начинают действовать в соответствии с худшим сценарием», – пояснил Лукаш Кулеса.
«Изменившийся характер военных учений является фактом, и он играет свою роль в поддержании атмосферы страха и напряжения в Европе», – подчеркнул директор European Leadership Network и также один из авторов доклада доктор Иан Кернс.
«Жизненно важно усилить коммуникацию с НАТО»
По итогам анализа военных учений авторы доклада выступили с несколькими рекомендациями, адресованными НАТО и России. «В первую очередь, жизненно важно усилить коммуникацию между Россией и НАТО в вопросе планирования учений. Во-вторых, обе стороны должны как можно больше использовать каналы ОБСЕ, равно как и существующий каталог мер укрепления доверия и безопасности, в том числе венский документ, направленный на обеспечение предсказуемости в военной сфере», – отмечается в докладе.
По их мнению, политики с обеих сторон должны проанализировать «плюсы» и «минусы» интенсификации проведения учений на границах.
«Если Россия или НАТО в какой-то момент захотят снизить напряженность и продемонстрировать сдержанность в том, что касается масштаба и сценариев учений, то это могло бы стать хорошим началом. Ну и наконец, необходимо как можно скорей начать концептуальную работу над новым договором, в котором бы оговаривались территориальные ограничения на развертывание определенных категорий вооружений и который бы подкреплялся строгими проверками», – отмечают авторы исследования.
«Не просто ностальгия»
Тем временем о том, что между Россией и Западом нарастает противостояние, сообщило немецкое издание Bild. Поводом стали фотографии с учений российской бомбардировочной авиации в Калининградской области в начале августа, где на одной из учебных авиабомб самолета Ан-26 было написано «На Берлин!», а на другой – «За Сталина!».
Опасения журналиста Bild усилил факт, что учения проводились всего в 500 километрах от столицы Германии, он указал, что в рамках упомянутых сборов россияне впервые за 20 лет отрабатывали бомбометание с военно-транспортных самолетов Ан-26. Слоганы «На Берлин!» и «За Сталина!» широко использовались во время войны Красной армии против нацистской Германии, напомнил Bild. Сейчас же, по мнению немецких журналистов, в России ведется кампания по прославлению советских времен и проводятся параллели между борьбой с фашизмом во Второй мировой войне и современным противостоянием с западным миром на фоне конфликта на Украине. Соответствующие надписи в нынешнее время являются не просто проявлением ностальгии, но и «демонстрируют опасные тенденции в российском руководстве и армии», заключил Bild.
Однако стоит отметить: не все представители Германии озабочены противостоянием с Россией. Напомним, в конце июля постоянный представитель Германии в НАТО Мартин Эрдман сообщил, что Берлин на протяжении долгого времени ведет с союзниками спор о возобновлении политических переговоров между Североатлантическим альянсом и Москвой.
Показной доклад
Председатель комитета Госдумы по оборонной политике, адмирал, экс-командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил показной характер доклада британского центра.
«Тезис о том, что Россия и прежде вела себя несдержанно, который содержится в докладе британского центра, не соответствует действительности. В первую очередь НАТО готовится к войне с Россией, а не наоборот. Москва лишь отвечает. Россия никогда не проявляла агрессивности к НАТО и всегда искала контакты для совместного взаимодействия. Более того, Россия пыталась обеспечить надежную безопасность в Европе», – сказал Владимир Комоедов.
По мнению Владимира Комоедова, другой вывод доклада также несколько приукрашен. «Россия никогда не проводила агрессивные военные учения. Внезапные проверки, которые сейчас проводятся в вооруженных силах России, это сама суть военного дела. Внезапно пришел Наполеон, внезапно пришел Гитлер, внезапно пришло НАТО к нашим границам. Надо сделать так, чтобы армия была готова к исполнению своих обязательств по нажатию одной кнопки», – отметил военный.
«Необходимо восстановить те отношения, которые складывались до кризиса. С российской стороны все есть, мы готовы. Нет позитивных шагов со стороны НАТО и в первую очередь со стороны ее руководителя – США. Именно они командуют парадом», – подытожил собеседник.
«НАТО отрабатывает сценарии ведения войны с Россией»
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что «Россия не готовится к войне с НАТО, потому что все учения, которые проводит Министерство обороны, имеют сугубо оборонительный характер».
«Что касается военных учений НАТО, то они имеют наступательный характер. Анализ военных планов и учений показывает, что руководство НАТО планирует и отрабатывает войну против России. В эти планы входит оккупация Калининграда, уничтожение Черноморского флота, а также использование тактического ядерного оружия США по ключевым целям в России», – сказал Игорь Коротченко.
По мнению военного эксперта, предложение об усилении коммуникации НАТО и России посредством ОБСЕ не стоит даже обсуждать. «ОБСЕ – абсолютно мертворожденная организация. Об этом четко говорит ситуация на Украине. Если НАТО хочет укреплять отношения с Россией, то не нужно было прерывать основной коммуникативный орган – Совет Россия – НАТО. Это абсолютная подмена понятий», – добавил собеседник.
«НАТО отрабатывает реальные сценарии ведения войны с Россией с применением американского тактического ядерного оружия. Мы такого не делаем. Поэтому здесь абсолютно понятно, кто агрессор, а кто нет. Кроме того, именно НАТО размещает системы ПРО вблизи России. Москва вынуждена реагировать на это. Но военная инфраструктура НАТО приближается к нашим границам, а не наоборот», – подытожил Игорь Коротченко.