Вызов России международному порядку
Вертикаль или все же горизонталь власти?
Проблемы, порожденные украинским конфликтом, носят не только региональный, но и системный характер. Конфликт поднимает два важных вопроса: насколько стабилен международный порядок, выстроенный в основном США после Второй мировой войны и расширенный после окончания Холодной войны? И готовы ли либеральные демократии Европы, США и других регионов защищать этот порядок, или же мы скоро станем свидетелями заката Запада?
Применив свою военную мощь против Украины, Россия сделала дерзкое утверждение: малые и слабые страны не имеют права сами определять свою судьбу. С точки зрения Кремля, это право принадлежит лишь горстке могущественных держав, обладающих мощными вооруженными силами, включая и ядерные вооружения, и которые способны вести себя на международной арене как заблагорассудится, а их единственным сдерживающим фактором является не международное законодательство, а интересы других могущественных держав.
Некоторые обозреватели называют такую модель международного порядка «разделом мира на сферы влияния», однако Кремль стремится к большему, нежели просто «влияние». Он стремится к господству сродни существовавшему в советские времена, когда страны Варшавского договора были лишь сателлитами, которые не могли определять ни свою внешнюю политику, ни внутреннее устройство. Но на эту модель можно взглянуть и иначе – как на проекцию внутрироссийской «вертикали власти» на международную арену.
Поступать как американцы?
Важным доводом в пользу тех, кто выступает в пользу такой модели, является вера в то, что именно так ведет себя Америка. Вполне возможно, что российский президент Владимир Путин полагает, что он поступает именно так, как американцы, что именно так устроена международная система, если убрать все декоративные излишества. Некоторые западные аналитики с этим бы согласились.
Однако они упускают из виду тот факт, что нынешний мировой порядок отнюдь не построен на простом равновесии сил. Сила обычно протекает через каналы правил и институтов, самым заметным из которых является ООН. Это порядок, выстроенный на идее «горизонтали власти» – равном суверенитете государств.
Этот порядок, конечно же, неоднократно нарушался – в первую очередь Соединенными Штатами. В некоторых случаях Вашингтон злоупотреблял своей силой. Но в основном он был вынужден действовать так именно потому, что США не просто одна из стран в рамках этой системы, но ее основной творец и гарант.
Почти все вмешательства, осуществлявшиеся под руководством США в период, наступивший после окончания Холодной войны, были спровоцированы гражданскими войнами или крупномасштабными актами насилия. Исключением (весьма противоречивым) из этого правила является интервенция в Ирак. Но в условиях нынешнего мирового порядка страны, которые не ввергнуты в пучину насилия, не угрожают своим соседям и не нападают на них, могут делать практически все, что им заблагорассудится в том, что касается своего внутреннего устройства (включая репрессии и ограниченное применение насилия) и внешнеполитической ориентации.
Именно по этой причине большинство стран поддерживают нынешнюю международную систему, гарантом которой являются США: она повсеместно воспринимается как благотворная, открывающая перед странами разные возможности и не принуждающая их к подчинению.
И не случайно многие страны, несколько десятилетий пожившие под русским владычеством, стремятся установить тесные связи с Западом. Для них стать частью западной системы означает не только обеспечение более высокого уровня благополучия, но и гарантию их независимости и территориальной целостности. Они предпочитают порядок, обеспеченный многими факторами, где мощь уравновешивается правом, а малые страны являются субъектом международной политики, а не объектом геополитических расчетов циничных лидеров.
На кон поставлены принципы
В настоящий момент Украина оказалась на стыке обеих сфер – западной сферы мультилатерального порядка и неоимпериалистической сферы российского доминирования. Кремль применяет военную силу c тем, чтобы удержать Украину в сфере своего подчинения. Как только Украина станет нормально функционирующим государством, как только украинцы осознают себя гражданами новой страны, шансы сделать из нее российского сателлита приблизятся к нулю.
ЕС отнюдь не был заинтересован в расширении своей сферы на постсоветское пространство. Большинство стран ЕС в течение долгого времени были вполне удовлетворены тем, что Украина со всеми ее проблемами оставалась предметом забот Москвы. Когда Армения под мощным давлением из Москвы отказалась от предложенного ей соглашения с ЕС, то Брюссель пальцем не пошевелил в ответ, если только не считать предложения о проведении новых переговоров о весьма урезанном варианте соглашения.
Путин не борется с западным заговором по вызволению Украины из российской сферы доминирования. Это значительное большинство украинцев желают вытащить свою страну из болота коррупции и насилия, ассоциирующихся в их глазах с российским господством, и увести ее в мир процветания, либеральных порядков и верховенства закона, который они видят на своих западных границах.
Для Путина контроль над Украиной является ключевой внешнеполитической задачей, поскольку она играет центральную роль в плане создания альтернативной международной системы, которая основывалась бы на сферах господства. Он хотел бы, чтобы Россия стала чем-то большим, нежели одним из национальных государств в горизонтальной системе себе подобных, и добивается для России роли лидера и начальника блока стран в многополюсной мировой системе. Контроль над Украиной является краеугольной ступенью, поднявшись на которую Россия достигнет уровня такого лидерства.
Для Ангелы Меркель, сыгравшей немалую роль в определении западной реакции на украинский конфликт, он в равной степени является конфликтом за принципы. Запад отреагировал столь остро не только потому, что Украина ему не безразлична, но и потому что ясно осознавал, что на кон поставлена не просто судьба одной страны, но, по меньшей мере, сама суть европейской системы поддержания мира, и даже суть международной системы в будущем.
Китай испытывает статус-кво на прочность
Последствия того, как будет решен украинский конфликт, будут иметь глобальный эффект. Если Путину удастся восстановить российский контроль над этой страной, то будет создан прецедент, и другие страны сочтут, что им тоже можно реализовывать свои неоимпериалистические амбиции.
Одной из таких стран, вероятно, станет Китай. Потенциальная «сфера господства» Пекина распространяется на Восточно- и Южно-Китайские моря, но, скорее всего, отнюдь не ограничивается ими. В настоящее время Китай тестирует прочность международной системы, но не атакует ее в лоб, как это делает Россия своими действиями на Украине.
Но если Пекин почувствует, что нынешние нормы ослабли, и что Запад и его союзники больше их не поддерживают, то он сможет попробовать усилить свои позиции в прилегающем регионе. Это приведет к росту напряженности с близлежащими странами и США, которые являются гарантом безопасности некоторых соседей Китая.
Как и западные соседи России, граничащие с Китаем страны отнюдь не готовы признавать свое подчиненное более мощному соседу положение. Более того, большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии придерживаются концепции «горизонтали власти» – они верят в суверенное равенство государств, в свободу самим определять свое внутреннее устройство и внешнюю политику, к которой они привыкли со времен окончания Второй мировой войны, и которую они высоко ценят.
Наиболее оптимальным и дешевым способом минимизации вероятности возникновения подобного рода конфликтов во всем мире стало бы восстановление норм международного поведения в сегодняшней Украине. Противодействие России и обеспечение необходимого пространства для Украины, поддержка ее усилий по выстраиванию полноценного государства с жизнеспособной экономикой должны стать одним из главных приоритетов для Запада и его союзников. Если это удастся, то нормы сегодняшнего международного порядка будут укреплены и подтверждены на благо всех.