Опасения господина Демчишина не лишены оснований. По данным Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ (GSE), объем газа в подземных хранилищах Украины на 13 августа составил лишь 13,549 миллиарда «кубов». Между тем, к началу отопительного сезона для безопасного его прохождения зимой в украинские ПХГ нужно закачать не менее 19 млрд кубометров «голубого топлива». Недостающие 6 млрд кубов Киеву придется либо закупать у «Газпрома» напрямую, либо — из принципа! — получать из Евросоюза по реверсу. Но в последнем случае Европе придется быстрее обычного восполнять собственные запасы, опять же покупая газ у российского монополиста. Словом, как ни крути, европейцам придется раскошелиться.
Киев уже заявил, что ожидает получения в сентябре кредита ЕБРР на 300 миллионов долларов на покупку газа. Кроме того, он ведет активные переговоры со Всемирным банком о привлечении на те же цели 500 миллионов долларов, а также с Международной финансовой корпорацией (IFC) — о привлечении 200−250 миллионов долларов.
В итоге, у ЕС нет другого пути, кроме как возобновить сотрудничество с «Газпромом» в полном объеме. Тем более, ограничение добычи на крупнейшем в Евросоюзе газовом месторождении Гронинген привело к тому, что Нидерланды — третий производитель газа после России и Норвегии — в июле стали импортером газа. Это означает, что при нормальном раскладе «Газпром» в этом году может увеличить экспорт в ЕС на 20%, приблизившись к рекорду 2013 года (137 млрд кубометров).
Выиграл ли «Газпром» торговую войну с ЕС, и как это укрепляет геополитические позиции России?
— То, что «Газпром» наращивает объемы продаж газа в Европу, стратегически важно для России, — считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Традиционно летом закупки «голубого топлива» идут медленнее. Сказывается, во-первых, сезонность — зимой потребление всегда растет, а за ним растут и закупки, во-вторых — нынешняя низкая цена на газ.
Эта низкая в долгосрочной перспективе цена на «голубое топливо» «убивает» альтернативные источники энергии. Прежде всего — возобновляемой. И сланцевые проекты. Такая энергия была бы выгодной и рентабельной на фоне высоких цен на нефть. Но сейчас ситуация прямо противоположная, и страны Европы заинтересованы в покупке дешевых углеводородов.
Надо понимать, что в ценах на газ прослеживается следующая зависимость: если сегодня нефтяные цены достигли «дна» — через полгода снизится цена на «голубое топливо» у российского концерна. На второй квартал 2015 года как раз пришелся пик снижения цен после того, как упали нефтяные котировки. Этот фактор тоже подтолкнул страны Европы к активизации закупок газа.
Сработали и дополнительные факторы. Летом Украина заполняет свои ПГХ. Европе важно, чтобы хранилища «незалежной» были заполнены под завязку. Дело в том, что их европейцы рассматривают как собственный резерв, который, при необходимости, пойдет в направлении ЕС.
Плюс к тому, Европа сейчас перестраховывается. Европейцы помнят, как осенью 2014 года Германии срочно пришлось закачивать газ в ПГХ, чтобы избежать рисков срыва поставок из-за ситуации на Украине. Эти же мотивы двигают европейцами и сегодня.
Словом, европейцы просто вынуждены выстраивать корректные партнерские отношения с «Газпромом».
— Европа больше не рассчитывает на иранский газ?
— Цены на углеводороды летом маневрировали и снижались во многом из-за иранской «сделки века». Но теперь, судя по последним сигналам из США, иранская сделка может быть отменена. А реальных альтернатив российскому «голубому топливу» в ЕС не видно.
В итоге, сегодня в ЕС складываются условия, при которых «Газпром» может весьма полно реализовать свой экспортный потенциал.
— Есть ли нам смысл продавать много газа задешево?
— «Газпром» на нынешних поставках много не заработает — это факт. Но зато эти поставки, бесспорно, усилят позиции России в ЕС с геополитической точки зрения.
Привязка здесь простая. Чем больше объемы продаж «голубого топлива» — тем больше зависимость ЕС от России. Чем больше зависимость — тем больше возможностей для Москвы влиять на Брюссель.
Российский монополист может продать европейцам сколько угодно газа по низким ценам — альтернативы ему нет. Можно сказать, дешевый газ «Газпрома» имеет для России более высокую политическую цену.
Например, дешевый российский газ поможет торпедировать систему изоляции РФ, которая сейчас выстраивается. Я уже не говорю о минимизации различных враждебных действий, вроде призывов в рамках санкционной кампании вообще отказаться от закупок российского «голубого топлива».
— Сможет ли Россия использовать усиление своих «газовых» позиций, чтобы повлиять на ситуацию вокруг Донбасса?
— Экономика всегда — кто бы что ни говорил — является важным фактором политики. Причем, чем сильнее экономическая зависимость Евросоюза от России, тем сложнее различными политическими процессами эту связь порвать.
Нынешние успехи «Газпрома» — уже важный фактор ограничения возможностей ЕС по введению следующего этапа санкций. Возможно, европейцы расширят санкционный персональный «черный список», но на деле они будут заинтересованы сохранить стабильные отношения с Москвой.
«Газовая» экономическая связка будет и важным фактором переговоров по Украине. Причем, нынешний момент — особо важный.
Осенью 2015 года пройдут выборы в Донбассе, что является одним из важнейших этапов Минских соглашений. Осенью активизируется и энергетический вопрос вокруг российского «голубого топлива». Это создает хороший плацдарм для переговоров России и Евросоюза — с тем, чтобы европейцы мотивировали главу украинского государства Петра Порошенко скорректировать позицию по выборам в Донецкой и Луганской республиках. Как известно, Киев хочет провести там выборы по собственным правилам, и сразу взять под контроль границу между республиками и Россией.
И надо понимать: если из-за ослабления экономического потенциала России ее возможность оказывать давление на ЕС уменьшится, Киев сможет делать с Донбассом все, что ему угодно. А «мировое сообщество» будет все это называть исполнением Минских соглашений.
Словом, «Газпром» вновь превращается в важный геополитический инструмент России. И это не может не радовать…
— Европейцы с начала лета действительно активно закачивают газ в ПГХ, — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Газовые хранилища Германии и Франции, стран Центральной Европы заполнены сейчас только на 50−70%. В лидерах Италия — у нее хранилища заполнены более чем на 70%. В целом, европейские потребители сегодня закачивают объемы на уровне исторических максимумов.
В этой ситуации плохие показатели «Газпрома» по первому кварталу 2015 года объясняются просто. Зима в Европе была теплой, не возникало проблем с украинским транзитом, и потому газа в хранилищах осталось достаточно много. В итоге европейцы в первом квартале потребляли, в основном, газ из своих запасов, «прогибая» Россию экономически. Но сейчас ситуация улучшилась — Евросоюз спешит снова пополнить хранилища. И делает он это неслучайно.
ЕС вновь опасается срыва поставок из-за Украины. Правительство «незалежной» недавно заявило, что в ПГХ страны на 1 ноября должно находиться не 19 млрд кубометров газа, а всего-навсего 17 млрд. Это примерно соответствует объемам, которые были закачены в 2014 году, причем около 11 млрд «кубов» из них Украина потребила самостоятельно.
Сейчас очевидно, что Киев в своей газовой политике пытается придерживаться графика прошлого года: он принципиально не покупает газ у России, а берет его по реверсу, и делает запасы по минимуму. Но даже этого минимума Киев сегодня не может набрать: год назад на середину августа в украинских хранилищах было больше «голубого топлива» на 2 млрд кубометров.
Все это создает риски для Европы, но играет на руку «Газпрому» и России.