Москва предложила Пекину совместно разрабатывать шельф на Дальнем Востоке
Китай подводят к сахалинской «трубе»
Накануне визита в Китай президента РФ Владимира Путина, «Газпром» предложил Поднебесной новый — восточный — маршрут поставок газа.
В среду, 26 августа, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что компания готова «в ближайшее время» подписать меморандум с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) о трубопроводных поставках «голубого топлива» с российского Дальнего Востока.
Что характерно, Миллер озвучил это предложение в Пекине, сразу после очередного раунда переговоров о поставках в Китай газа по западному маршруту — через Алтай, по газопроводу «Сила Сибири-2». Переговоры, по неофициальным комментариям их участников, прочно зашли в тупик. Китайцы пытаются «прогнуть» российскую сторону по всем направлениям — цене на газ, объемам и срокам поставок. Такое давление оказалось возможным, поскольку контракт чрезвычайно важен для самого «Газпрома». Он позволяет задействовать добычные мощности в Западной Сибири, которые сейчас простаивают.
И вот — «Газпром» озвучил новое предложение. Надо сказать, в теории для реализации маршрута через Сахалин имеются хорошие предпосылки. Прежде всего, это собственно огромные запасы газа, разведанные в рамках проекта «Сахалин-3». Плюс к тому, есть уже построенный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Его мощность можно легко увеличить, поставив дополнительные компрессорные станции. Дело за малым — «бросить трубу» в Китай, что тоже нетрудно, поскольку после Хабаровска участок газопровода идет почти вдоль границы с КНР.
Проблема у восточного маршрута только одна, но существенная: американские санкции. Дело в том, что газ для сахалинской «трубы» должен добываться на Южно-Киринском месторождении. В начале августа Вашингтон неожиданно включил месторождение в санкционный «черный список», поломав России планы на его освоение.
Изначально предполагалось, что Южно-Киринское — одно из крупнейших на российском шельфе, уступающее только Штокмановскому месторождению в Баренцевом море — «Газпром» будет разрабатывать совместно с Shell, а газ будет направлен для расширения мощностей уже существующего на Сахалине СПГ-завода.
Санкции заставили Shell отказаться от сотрудничества, и поставили крест на нынешней схеме подводного освоения Южно-Киринского, поскольку технологии и оборудование для подводной добычи газа есть только у американских и норвежских компаний.
Но «надводные» технологии добычи на шельфе тоже никто не отменял, а они есть и у России, и у Китая. Россия, кроме того, чрезвычайно заинтересована в наращивании поставок «голубого топлива» в Поднебесную. Не исключено, что с учетом затруднений в реализации газа с Южно-Киринского, «Газпром» готов уступить в цене китайской стороне, что делает предложение привлекательным.
Однако главный вопрос остается: захочет ли Пекин всерьез испортить отношения с Вашингтоном ради сотрудничества с Москвой?
— Идея продлить уже построенную «трубу» из Сахалина в Китай — не какой-то принципиально новый проект, — отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Эта идея возникла несколько месяцев назад, когда обнаружились трудности в переговорах с Японией о строительстве СПГ-завода во Владивостоке, и поставок его продукции японской стороне.
Токио ясно дал понять, что нацелен на расширение существующего СПГ-завода на Сахалине. «Газпром» же активно предлагал японским партнерам принять участие в акционерном капитале Владивосток-СПГ, чтобы переложить на их плечи часть инвестиций. Однако японцы не спешили «заходить» в проект — в том числе, из-за антироссийских санкций со стороны США, которые Япония поддержала.
Тогда «Газпром» логично заявил: раз вы не хотите строить СПГ-завод во Владивостоке, мы можем продать этот газ в Китай. Тем более, сахалинский газопровод проходит рядом с китайской территорией, где сейчас ощущается явный дефицит «голубого топлива».
«СП»: — Но китайская экономика переживает явное торможение. Нужен ли ей сейчас дополнительный российский газ?
— Китай, безусловно, готов покупать дополнительные объемы газа. Более того, на мой взгляд, именно по сахалинскому маршруту договориться с китайцами будет достаточно легко. Вопрос заключается в другом: нужно ли это нам самим?
Я лично считаю, что не нужно. Потенциал японского газового рынка далеко не исчерпан, и переговоры с Токио по поставкам СПГ мы могли бы продолжить. Выход на японский рынок позволяет «Газпрому» диверсифицировать поставки в восточном направлении, что важно для минимизации рисков.
«СП»: — Связано ли предложение «Газпрома» с тем, что возникли серьезные трудности на переговорах по «Силе Сибири-2»?
— Я бы не связывал эти проекты. По газопроводу через Алтай российская монополия собирается поставлять газ с Уренгойского газотранспортного узла, и направлять его в Западный Китай. Получается, что одним проектом другой не заменишь.
«СП»: — По сахалинской «трубе» предлагается пустить газ с Южно-Киринского месторождения, которое оказалось под санкциями США. Пекин может пойти на ссору с Вашингтоном, чтобы принять участие в его освоении?
— Китай имеет серьезные экономические и политические амбиции, что по определению предполагает необходимость ссориться с Вашингтоном. С этой точки зрения, участие Пекина в разработке Южно-Киринского погоды не делает.
Пекин, напомню, не присоединился к антироссийским санкциям, хотя Вашингтон настойчиво просил это сделать. Та же Япония испугалась поссориться с США — и присоединилась к санкциям, хотя и заверила Россию, что присоединение было только формальным. Китай же предложение американцев отверг с порога — а это уже прямая ссора с Вашингтоном.
Думаю, сегодня все понимают: геополитическая повестка ближайших 20 лет — это противостояние Пекина и Вашингтона, которого не избежать.
«СП»: — Китай поможет нам наладить подводную добычу газа?
— У Пекина совершенно нет опыта создания подводных комплексов по добыче газа. Напомню, что подводная разработка Киринского месторождения была для нас уникальным опытом, и в рамках проекта предполагалось использовать норвежское оборудование.
Но я не исключаю, что теперь будут внесены поправки в схему разработки Южно-Киринского. Подводный комплекс — далеко не единственный способ освоения шельфовых месторождений. Мы можем вернуться к традиционным способам добычи газа в море с помощью платформ, и тем самым расширить поле для маневра.
Вот тут — теоретически — Китай мог бы принять участие в проекте как акционер. Мы бы могли впустить китайцев в проект по схеме, когда акционер участвует не технологиями, а деньгами. Например, в проекте «Сахалин-1» американская корпорация ExxonMobil участвовала технологиями, а индийская ONGC — деньгами. Похожая cхема использовалась в проекте «Сахалин-2»: технологии Shell и деньги японских Mitsui и Mitsubishi.
Не исключено, что и при разработке Южно-Киринского в рамках «Сахалина-3» может появиться Китай как финансовый акционер. Проблему технологий в этом случае придется решать нам самим, но, думаю, «Газпрому» это вполне по плечу.
«СП»: — 3 сентября Путин в Пекине встречается с председателем КНР Си Цзиньпином. Означает ли заявление Миллера, что в ходе переговоров на высшем уровне будут заключены новые газовые соглашения?
— Переговоры по «Силе Сибири-2» идут сложно, а вероятность, что Россия и Китай договорятся о восточном маршруте, на мой взгляд, 50 на 50 процентов. Замечу, что Путин и председатель КНР встречаются сейчас не менее четырех раз в год, поэтому нет необходимости подписывать газовый контракт именно 3 сентября…
— Китай, конечно, может поучаствовать в разработке Южно-Киринского месторождения, — уверен заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. — Если Пекину будет выгодно получать газ с Сахалина, санкционный режим нашему сотрудничеству не помешает.
Несмотря на нынешний кризис, Китаю есть прямой резон наращивать поставки газа. В Поднебесной потребление «голубого топлива» резко увеличивается, поскольку Пекин взял курс на сокращение потребления каменного угля из-за проблем с экологией. В тепловом балансе КНР на долю угля приходится сейчас более 70%, а газа — всего 4%. Cтоит задача довести «газовую» долю до 8−10%.
В год Китай самостоятельно добывает 130 млрд кубометров природного газа, при балансе потребления 200−250 млрд «кубов». Недостающие объемы КНР покупает у Туркмении, а также — в виде СПГ — у Австралии и Катара.
Предполагалось, что из России в Китай будут поставляться 40 млрд кубометров «голубого топлива» в год по газопроводу «Сила Сибири-1». Российский маршрут поставок, с точки зрения Пекина, более безопасен, чем маршруты поставок СПГ через Малаккский пролив. По идее, это создает предпосылке для надежного партнерства в газовой области между Россией и Китаем.
— В конце июня, на собрании акционеров «Газпрома», Миллер говорил о том, что контракт по «Силе Сибири-2» будет подписан не раньше, чем через 6−9 месяцев, — напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Это значит, на встрече на высшем уровне в Пекине подписывать этот контракт не планируется.
Что касается сахалинского маршрута — он предложен не как замена «Силе Сибири-2», а как самостоятельный проект, который довольно просто реализовать. Но надо понимать: восточным маршрутом газ пойдет не моментально. Проект «Сахалин-3», в который входит Киринское газоконденсатное месторождение, находится в начальной стадии разработки. Там пока небольшие объемы добычи, и пройдет несколько лет, прежде чем они станут серьезными.
Тем более, сейчас не вполне понятно, смущает или нет Китай тот факт, что Южно-Киринское оказалось под санкциями. «Газпром», понятно, пытается найти выход из ситуации и побыстрее приступить к освоению месторождения. И теоретически Пекин мог бы в этом помочь.
Да, у Китая нет технологии подводной добычи газа. Но у России имеется подводный комплекс, купленный в Норвегии, который сейчас работает на Киринском месторождении. На этот комплекс есть вся необходимая техническая документация. В принципе, с помощью Китая такой комплекс можно было бы скопировать, и тем самым закрыть проблему с разработкой шельфа.