Россия вначале вела переговоры с Саудовской Аравией, Сирией и Турцией по созданию альянса для борьбы против Исламского государства, однако после турецкого поворота вынуждена была изменить свою стратегию. Анкара решила разорвать свои отношения с Москвой, отказавшись без реальной причины от строительства газопровода "Турецкий поток", создав вместе с Украиной Интернациональную исламскую бригаду для дестабилизации ситуации в Крыму [1] и оказывая поддержку Исламскому государству в борьбе против курдских организаций РПК и ПДС.
Аналогично, после манёвров генерала Джона Аллена, который вместе с президентом Тайипом Эрдоганом намеревался создать "безопасную зону" для Исламского государства на севере Сирии [2], изменить свою стратегию вынужден был и Вашингтон.
В итоге Москва и Вашингтон пришли к согласованному решению
- отвести размещённые на территории Турции ракетные комплексы Patriot;
- учредить военную российско-сирийскую комиссию.
Отмена бесполётной зоны
НАТО на территории Турции в январе 2013 г. разместила ракетные комплексы Patriot, что не позволило Сирийской армии укрепиться на границе. По этой причине джихадисты Фронта аль-Носра (Аль-Каида) смогли завладеть северной частью страны. Начиная с лета 2014 г. эта зона, ставшая недоступной для авиации, оккупирована Исламским государством.
Так, во время боёв за Кобани сирийская воздушная армия не могла осуществлять бомбовые удары по расположениям боевиков Исламского государства, и для спасения города потребовалась наземная операция. В связи с тем, что последние 30 километров преодолеть так и не удалось, западная пресса представила курдские силы из ПДС как независимые от Дамаска, хотя Сирийская Арабская Республика поставляла им оружие о оплачивала их солдат.
Ракетные комплексы Patriot принадлежат сегодня Германии и Нидерландам, и они были поставлены этими странами. После ремонта и модернизации они будут переброшены в Литву на границу с Россией.
Вступление российской армии в войну в Сирии
Хотя с самого начала сирийского конфликта российская армия воздерживалась от участия в военных операциях, она только что создала военную российско-сирийскую комиссию. НАТО организовала так называемую "арабскую весну", а фактически войну против Сирии, и координировала действиями наёмных джихадистов и их ливийских и сирийских пособников, которых называли "повстанцами", из турецкой базы в Измире [3], фактически ставшей после этого штаб-квартирой командования сухопутными войсками 28 государств-членов Атлантического Альянса.
За последние нескольких недель в Дамаск прибыло большое число военных советников.
Сирии переданы шесть Миг-31. Эти самолёты являются лучшими в мире перехватчиками. Они были закуплены ещё в 2007 г, но этот контракт был заблокирован. Их передача не подпадает под эмбарго по вооружениям, так как они не могут использоваться в операциях поддержания порядка, а лишь в целях национальной обороны, в частности при вторжении Израиля или Турции. Под разными предлогами эти два государства, оказывая поддержку джихадистам, когда они попадали в затруднительную ситуацию, многократно вторгались на территорию Сирии.
30 января ЦАХАЛ нанёс бомбовые удары по военному исследовательскому центру в Джирайя под предлогом уничтожения вооружения, предназначенного для Хезболлы. На самом же деле речь шла об уничтожении комплекта оборудования спутниковой связи, захваченного Сирийской арабской армией, с целью недопущения раскрытия системы кодирования [4]. Эта операция осуществлялась воздушными силами Израиля совместно со Свободной сирийской армией, командирами в которой служат офицеры французского Иностранного легиона под присмотром Объединённого командования НАТО.
Впервые российская армия предоставила Сирии спутниковые разведданные. Это решение, которого ждали в течение пяти лет, в корне изменяет военную ситуацию. Ведь вплоть до сегодняшнего дня джихадистам удавалось избегать преследований правительственных войск благодаря спутниковой информации, которую НАТО поставляла им в реальном времени. Последнее время НАТО вроде бы больше не делится своей разведывательной информацией с Исламским государством, хотя и продолжает предоставлять её Фронту аль Носра (Аль-Каида).
Ко всему прочему, российские военные советники собирают необходимую информацию с целью изучения возможности введения миротворческих сил под эгидой ООН. Они должны предоставить доклад в Кремль, который изучит возможность проведения как российской операции, так и совестной операции силами ОДКБ. Последняя проведёт совещание 15 сентября в Душанбе. Возможность введения миротворческих сил от ОДКБ рассматривалась в июне 2012 г. во время подготовки конференции "Женева-1" [5]. Этот военный альянс включает три государства с мусульманским населением - Казахстан, Киргизстан и Таджикистан, которые лучше, чем Россия смогут бороться с террористами, прикрывающимися исламом. Однако до сегодняшнего дня у ОДКБ нет соглашения с ООН о проведении миротворческих операций. Его можно было подписать 28 сентября 2012 г., и оно могло бы быть использовано как в Афганистане, так и в Сирии [6].
Пределы сотрудничества Кремля и Белого Дома
Как бы то ни было, сотрудничество Кремля и Белого Дома имеет границы: Россия желает уничтожить всех джихадистов, пока они не появились на её территории, тогда как США надеются на то, что некоторые из них могут быть использованы в других конфликтах, как это было раньше в Афганистане, Боснии-Герцеговине, Чечне и в Косово.
Несколько боевиков из Даеш уже прибыли в Херсон (Украина), где находится так называемое "правительство Крыма в изгнании".
Конечно, с американской точки зрения отвод ракетных комплексов Patriot представляет собой западню. Вашингтон был бы очень доволен, если бы Россия уничтожила часть джихадистов, но его вряд ли устроит, если Россия надолго увязнет в Сирии. Поэтому русский медведь действует осторожно.
Автор: Тьерри Мейсан
Перевод: Эдуард Феоктистов