Усталость Европы и знаки судьбы
А теперь давайте серьезно о серьезном. На первый взгляд, вчерашняя встреча Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Петра Порошенко в Берлине может показаться объектом для многочисленных шуток, шаржей и фотожаб — вот и встретились три одиночества, развели на дороге костер... И Порошенко наверняка, как обычно, был в мятом костюме, и у Олланда наверняка было обычное отсутствующее выражение лица, и Меркель, как обычно, была безвкусно одета...
Давайте обратим внимание на знаки и обстоятельства, которые сложно оценить иначе, как символические. Никто, что называется, за язык никого не дергал, но участники встречи сочли нужны объявить, что беседа продолжалась всего 50 минут. Это невозможно прекрасно, поскольку наглядно характеризует, какое место в мыслях руководителей двух главных стран Евросоюза теперь занимает Украина! Сказать, что не первое — ничего не сказать, особенно если учесть, что еще полгода назад в Минске 16 часов подряд совещались, без перерывов на обед, ужин и завтрак.
То, что данная встреча и «плодотворное конструктивное обсуждение» состоялись именно 24 августа, сложно счесть случайностью — уж наверняка Меркель и Олланд были в курсе, что в этот день Украина празднует свою независимость, как говорят доброжелатели, от России, как говорят недоброжелатели, от здравого смысла и инстинкта самосохранения. Но никто из инициаторов встречи (а они очевидны, чтобы там не говорил Петр Алексеевич) не мог предугадать, что обсуждать тему Украины им придется на фоне худшего обвала на европейских фондовых рынков с марта 2009 года. С перспективой того, что в ближайшие дни вполне реален и худший обвал с сентября 2008 года — а что, раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. Вперед, в прошлое!
Ни для кого не является больше секретом, что Европа и так смертельно устала от Украины, тем более, что у нее своих забот полон рот. Только-только совместными усилиями оттащили от края пропасти Грецию (правда, теперь, на фоне падения европейских фондовых рынков неизбежно возникает вопрос — насколько далеко оттащили, и не придется ли вслед за Грецией оттаскивать от этой пропасти кое-кого еще). Мигранты с Ближнего Востока прут как ходоки к Ленину — неиссякаемым потом и незарастающей тропой. Экспорт товаров немецкого производства в Россию только по итогам первого полугодия снизился на 31(!)%, и все, кто сохранил хотя бы остатки здравого смысла, понимают, что это — устоявшаяся тенденция, и дальше будет хуже. Не во всем происходящем сейчас виновата Украина, точнее, ее постмайданное руководство. Но в сознании европейцев все беды, обрушившиеся на ЕС, так или иначе связаны с ней, потому что еще полтора года назад ничто не предвещало...
Еще полгода назад я писала в одной из своих статей, что рано или поздно настанет момент, когда единственный выходом из ситуации в глазах Европы будет «сдача» Украины на руки России. Потому, что содержать ее в условиях, когда США палец о палец не ударяют в данном вопросе, а украинская экономика продолжает разрушаться — слишком затратное занятие. Нужен был толчок (не в смысле составной части унитаза, хотя..., а в смысле побудительного фактора к действию), и в этом контексте вчерашний обвал на европейских фондовых рынках выглядит как знак судьбы. Отсюда — заявления Меркель о том, что известным соглашениям нет альтернативы, что надо бы снова собраться в городе-герое Минске, причем в полном составе, и завуалированные намеки на то, что пора бы уже «украинский кейс» приводить к его логическому завершению (Украине надо восстановить отношения с Россией - соло Меркель, подпевка Олланда). На тебе, Боже, что нам негоже!
Ну, а дальше возникает извечный русский вопрос — что делать? Чем большую силу будет набирать глобальный экономический кризис, тем меньше будет желания у всех участников банкета возиться с юной, гормонально озабоченной и интеллектуально недоразвитой украинской демократией. Тем, соответственно, активнее и настойчивее будут попытки посадить ее на шею кому угодно, лишь бы снять с собственной. И, как мне кажется, одна из этих попыток будет иметь место в Минске, если, конечно, встреча нормандской четверки состоится там в ближайшее время...
PS. У кого-то еще есть вопросы, почему Владимира Путина не было вчера в Берлине? А вы бы на его месте отправились на встречу, заранее зная, что вам будут пытаться поставить на прокорм одну весьма прожорливую, совершенно невоспитанную, и ко всему прочему больную нацистским бешенством страну?
PPS. Отсюда — и пятьдесят минут общения. О чем говорить, если нет главного человека, с которым европейцам стоило бы поговорить по существу волнующего их вопроса.