Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане, придя к власти, закрыли все бани. А ведь они были одним из важнейших институтов культуры! Ниже — египетская и римская бани:
В пятнадцатом–шестнадцатом веках европейцы мылись всего несколько раз в год. Церковь предписывала им ходить в рваных одеждах и никогда не мыться. Уход за телом считался грехом, потому что при купании смывалась «святая вода», использовавшаяся при крещении.
Кроме того, в эпоху Возрождения считалось, что водные процедуры — вредны для здоровья. Медицинский трактат пятнадцатого века развивает именно эту мысль. В трактате говорится: «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, что облегчает проникновение болезней в тело через кожу. Поэтому ванны могут стать причиной даже смерти».
Не увлекались омовениями и монархи. Королева Испании Исабель Кастильская (конец пятнадцатого века) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза: при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент Пятый погиб от дизентерии, а Папа Климент Седьмой мучительно умирал от чесотки, как и король Филипп Второй. Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Когда его тело покрылось гнойниками, слуги дождались, когда он напьётся и отмыли его.
«Настоящий француз должен мыться дважды в жизни: при рождении и смерти», — говаривал король Франции Людовик Четырнадцатый (1638-1715).
Русские послы были шокированы смрадом, который источал Король-Солнце. Даже обильное использование духов не могло заглушить этого зловония. О короле говорили: «Их величество смердит аки дикий зверь».
Если в пятнадцатом–шестнадцатом веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в семнадцатом–восемнадцатом, в той самой «галантной» Европе, они вообще перестали это делать.
Кстати, крепкие духи на спиртовой основе — французское изобретение. Они появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела и нестиранной одежды резкими и стойкими духами.
Людовик Четырнадцатый, проснувшись однажды утром в плохом настроении — а это было его обычное состояние по утрам, так как король страдал бессонницей из-за клопов, — повелел всем придворным душиться. Речь идёт об эдикте, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.
Тут надо сказать об одном малоизвестном, почему-то, свойстве духов... Именно, летучие пары спирта делают духи столь «дальнобойными». Молекулы спирта разносят благородные ароматы, заключённые во флаконе, далеко вокруг. Но они разносят и всякие другие «ароматы», с которыми вступают в соприкосновение. Хотите проверить? Не убирайте за своими собачкой с котиком, если они сделали не там, а «замаскируйте» это духами. И вы увидите, как «рейтинг популярности» ваших любимцев среди домочадцев устремится вниз... Вот я и удивляюсь, как же «утончённые» французы этого не понимали?!
Грязных европейцев одолевали вши и блохи, поэтому они брились налысо и носили парики. В пышные парики клали блохоловки, приспособления для ловли блох с кусочком меха, пропитанным кровью, в качестве приманки. Эпидемия сифилиса также способствовала популярности париков; парики прикрывали сифилитическое облысение.
Шёлковое бельё было популярно среди аристократов; в скользкой материи не водились вши и блохи. У бедняков же не было сменного белья, одежду стирали редко. К тому же, ходить в обносках считалось «христианским подвигом». Вшей считали «божьими жемчужинами», и ловить их друг на друге у аристократов считалось благородным занятием...
Туалетов в «цивилизованной» Европе не было: люди справляли нужду, где придется. В Лувре весь двор был завален тысячами кучек, опорожнялись даже не лестницах, на балконах и в коридорах.
Жители парижских многоэтажек выливали отходы прямо в окно, нередко на головы зазевавшихся прохожих. После того как французский король Людовик Девятый (тринадцатый век) был облит помоями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды в день, предварительно крикнув «поберегись». А, примерно, в семнадцатом веке для защиты голов от летящих сверху фекалий были придуманы широкополые шляпы. Цивилизация! Разве могли додуматься до чего-то подобного в «варварской» России?
Вскоре европейцы начали пристраивать туалеты с внешней стороны домов. Для улицы, однако, это не имело никаких положительных последствий, поскольку из таких туалетов какали прямо на мостовую, и всё «добро» опять летело на головы прохожих.
Для того, чтобы как-то упорядочить потоки кухонных помоев и содержимого ночных горшков, в мостовой, по центру улицы, прорубались желобки. До чего-то большего «культурная» Европа не смогла додуматься!.. В Древних Египте, Греции, Риме была закрытая канализация, а в изощрённой в инженерных делах Европе ничего подобного не было. Не могли? Конечно, могли! Не испытывали потребности.
Вас «ущипнуть»? Мы говорим о Европе, самой нечистоплотной в мировой истории цивилизации. О той самой «цивилизации», которая многие столетия, буквально, сидела в говне, дышала говном, а сегодня у неё хватает наглости показывать на нас пальцем, мол, «немытая Россия». Это при том-то, что в России, как раз, всегда был особый культ чистоты. А что Запад? Стал другим? Ну, да. Сегодня там есть водопровод, канализация. До пяти туалетов в одной квартире. Только стали от этого люди чистоплотней? Большой вопрос. Потому что, если сравнивать их с «немытыми» русскими, они «свиньями» и остались. Но об этом чуть позже — в другой статье.
Роль «канализации» в Европе выполнял ров за крепостной стеной заполненный водой. Но и он заполнялся экскрементами настолько, что горы дерьма начинали переваливаться обратно в город, что вынуждало его жителей надстраивать крепостную стену. Более остроумного решения проблемы европейцы не нашли... В Париже взялись за надстройку стены, ужаснувшись не тому, что говно валится через стену обратно, а тому, что по этой горе враг может ведь и в город залезть!..
А как выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже четырнадцатого-пятнадцатого веков? Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой; ею тогда в Европе болели, практически, все. Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом — увы, зубы тогда никто не чистил. А ели средневековые рыцари всё подряд, запивая это кислым пивом и закусывая чесноком.
Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своём желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Поэтому во время походов для переодевания у рыцаря не было никакой возможности. И, разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. По запаху!
Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были жёлуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии — в те редкие годы, когда не было голода — стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый протухшим мясом и другими несвежими продуктами.
В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком. А чтобы выглядеть томно-бледными, дамы пили уксус. Дамские собачки, кроме работы живыми блохоотводами, ещё одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы. Кстати, редко, но лицо дамы, всё же, умывали. Но ни в коем случае не водой! Для этого употреблялась собственная моча.
Сифилис в семнадцатом–восемнадцатом веках стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе, и в Северной Америке.
Благодаря уничтожению христианами кошек, этих «посланниц Дьявола», расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данную дьяволом, и потому церковь с инквизицией при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как, например, палочки для чесания спины. Аристократы могли держать при себе специального пажа, ловкого в ловле блох. А состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», начинают носить шёлковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье. На шёлке блохи и вши, действительно, не держатся.
Влюбленные кавалеры собирали с себя блох и подсаживали на «даму сердца», чтоб кровь их смешалась с кровью возлюбленной в блохе.
Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы Аквинского готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге значило высказывать взаимное расположение.
Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца девятнадцатого века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — после пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору внимали и... не верили.
Можно ещё очень долго описывать европейское варварство, но я, пожалуй, закруглюсь. Скажу только, что пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в четырнадцатом веке от чумы Франция потеряла треть населения, а Италия и Англия — до половины.