А ведь такой “условно-больной” может уехать от ПМЖ очень даже далеко. Особенно, если он живет на Западной Украине — не только “украинском Пьемонте” (то бишь, колыбели радикального национализма), но и в основном ареале проживания незалежных “гастарбайтеров”, несмотря на усиливающиеся санкции “благословенной Европы”, успешно предлагающих свои услуги на рынке непрестижных работ.
Много ли радости будет европейцам, если ухаживающая за тамошним стариком сиделка-украинка окажется живым “рассадником” опасного вируса? А если ее земляк, как это часто и происходит в действительности, будет работать где-нибудь сантехником, связанным с водопроводом? Так и до угрозы эпидемии внутри самой Европы доиграться несложно. Тем более, что ее территория была объявлена “свободной от полиомиелита” еще в конце прошлого века.
Конечно, европейцы, в отличие от украинцев, народ дисциплинированный — и обычно положенные прививки делают вовремя. Но, в любом случае, делаются они не всем подряд: есть же не только отказы в духе “горя от ума”, но и отводы по медицинским показаниям вроде аллергии или недавно перенесенной операции, повлекшей падение общего иммунитета. Да, когда местное население привито процентов на 97, опасности заболеть даже для непривитых очень мало. Но это при условии, если не приедут гости–носители возбудителя. Тогда ситуация может резко измениться.
Так что обеспокоенность и ВОЗ, и Европы относительно риска возврата Украины — ну пусть не совсем в Средние Века, а в эпоху до 50-х годов прошлого века, когда были изобретены вакцины против полиомиелита, вполне понятна.
Непонятно только, что с этим всем делать. Украинские чиновники поспешили заявить, что их сограждане, дескать, сами не желают прививаться. Потому и охват вакцинацией против указанного вируса в 2015 году составил аж 14% — против даже 50% в прошлом году. Что, вообще-то, тоже очень мало в сравнении с почти поголовным охватом не только советской эпохи, но даже и относительно благополучных лет “незалежности”. А так.... Вакцины на Украине есть, у населения нет желания прививаться.
К сожалению, на деле ситуация выглядит не так радужно. Ну, правда: с какого-такого чуда родители в нынешнем году вдруг воспылали негативизмом к прививкам своих чад? Тем более, что чем-чем, а “живой” полиомиелитной вакциной ОПВ процесс прививания происходит более чем щадяще. Ребеночку дается сладенькая пилюлька-конфетка, которую он с удовольствием сосет до полного рассасывания в рту. Никаких тебе уколов, царапания кожи, боли, криков и слез, что нередко наблюдается при других видах прививок.
Чисто техническая причина видится в следующем: врачи-педиатры просто перестали следить за “календарем прививок” и напоминать о необходимости их прохождения мамам. Ну а докторов, в свою очередь, обычно строго контролируют на этот счет начальники, начиная с главврачей и главных специалистов городских, областных управлений здравоохранения и заканчивая министерством. В конечном счете, информация находится на контроле у “первых лиц” данных учреждений, у министра — и поступает в правительство.
То есть, если охват прививками на Украине за прошлый год упал почти в два раза в сравнении с “эпохой бандита Януковича”, а в этом году — еще почти вчетверо, наверное, дело все-таки не в возросшем негативизме несознательных мамочек. И даже не в полном развале украинской медицины, вот уже год руководимой одним из “грузинских варягов” — Квиташвили. Ведь что-что, но “охрана материнства и детства” на постсоветских просторах — это “священная корова”, которую “оптимизаторы” если и решатся зарезать, то в самую последнюю очередь.
Так что причина “отката” вакцинации на Украине в прошлое столетие кроется совсем в другом. Чтобы не показаться субъективным, приведу в качестве источника информации факты из украинской же прессы. В частности, из достаточно серьезной газеты “Левый берег”. Кстати, близкой к олигарху Коломойскому, что напрочь исключает какие-то “русофильские” настроения с ее стороны.
Однако и данное издание пишет, хотя и несколько нечетко, что “вакцины против полиомиелита в больницах есть, но до конца года их, скорее всего, не хватит”. Почему?
И тут начинается самое интересное. Как можно понять, основная причина — это уход с украинского рынка российских вакцин. Не только ОПВ, но и против дифтерии и столбняка, коклюша (АДС и АКДС соответственно), и даже противотуберкулезной БЦЖ. И виной тому совсем не “агрессивный тиран Путин”, на которого укрополитики привыкли списывать абсолютно все следствия своей профнепригодности и “близорукости”.
Просто Украина в прошлом году решила “перейти на европейские стандарты” — в том числе и в вакцинальных препаратах. А российским производителям получать сертификат GMP просто невыгодно, потому что их продукция и так хорошая. Давший интервью “Левому берегу” главный детский иммунолог Киева Федор Лапий, в частности, заметил, что датская вакцина БЦЖ (BCG SSI) дороже российской в 17 (семнадцать!) раз, но дает куда более частые осложнение (в виде увеличения лимфоузлов, например), чем ее аналог из РФ.
В силу этого российские препараты для прививок и пользуются отличным спросом на рынке не только России, но и ряда других постсоветских и зарубежных стран. Ну так зачем россиянам еще и кормить еврочиновников за получение бумажки, вдруг ставшей нужной для “идущих в Европу” деятелей украинской хунты? Которые тоже принимали решение не просто так, а с “дальним прицелом”, одновременно упрощая перерегистрацию тех медпрепаратов, которые хотя бы раз получили “новую” регистрацию, чтобы можно было десятилетиями “втюхивать” согражданам европейское старье, выброшенное хозяевами за ненадобностью — без регулярного промежуточного контроля.
Ярким примером последнего может служить и часть партии вакцины от полиомиелита, поставленной на Украину в качестве “гуманитарной помощи” от детского фонда ООН ЮНИСЕФ. Она до сих пор лежит на складах. Украинские СМИ обвиняют в этом “бюрократов из Минздрава”. Но как-то вяло. Потому что пресловутая “гуманитарка” при транспортировке в “незалежную” была разморожена, а потом опять заморожена. ВОЗ в таких случаях применение разрешает, а инструкция украинского Минздрава — нет. Может быть, потому, что “отсталые” советские стандарты, на которых зиждется этот документ, куда более серьезно относились к сохранению здоровья сограждан.
В самом деле: даже на пакете с замороженными пельменями мало-мальски совестливый производитель обязательно пишет: “Повторная заморозка запрещается”. Хотя, вообще-то, при кипячении в течении 7-10 минут даже размножившиеся в мясе сальмонеллы все равно будут убиты. А тут ведь речь идет о медицинском препарате, могущем оказаться из-за нарушений условий хранения неэффективным, а то и вызвать аллергию или чего похуже.
Вообще, как говорят сами украинские медики, обеспечить Украину в должных объемах вакцинами после отказа от российских препаратов может только открытие собственных производств. Но цена каждого вида препарата с учетом строительства производственных мощностей, проверок, сертификации обойдется где-то в полмиллиарда долларов.
А прививок же в соответствующем календаре — множество. Ну где на них взять миллиарды с тощем украинском бюджете, не экономящем разве что на карательной операции на Донбассе — выклянчивая денежки по копеечке не только у Запада, но даже у ненавистной России, например, при требовании скидок на газ.
С другой стороны, конечно, за выполнение в целом “генеральной линии” на “благословенную Европу” Киеву можно особо и не краснеть. Он, действительно, ведет сограждан именно туда. Правда, Европу не 21 века, где и один случай заразной болезни — ЧП. А в европейское прошлое, этак на 100-150 лет раньше — с эпидемиями туберкулеза, дифтерии, того же полиомиелита. Так что, как говаривал Владимир Ильич Ленин, “верной дорогой идете товарищи!”
Хотя, конечно, чисто по-человечески жалко рядовых украинцев, все явственнее превращающихся в “средневековых европейцев” - благодаря усилиям американских марионеток при власти.