Газовая «независимость» Европы под сомнением
Шаг на пути отказа от транзита газа через территорию Украины наконец сделан: 4 сентября в рамках ВЭФ во Владивостоке было подписано Соглашение акционеров с европейскими партнерами по созданию проектной компании New European Pipeline AG. Строительство третьей и четвертой ниток морского газопровода «Северный поток 2» ляжет на плечи данной компании. Значит ли это, что для «Газпрома» наступают лучшие времена? Ведь для сухопутной части проекта еще не найдены инвесторы.
Проект строительства газопровода подразумевает мощность до 55 млрд кубометров газа в год. Согласно документации по «Северному потоку 2», газ будет поставляться в Германию из России по Балтийскому морю, маршрут по дну которого будет идентичен маршруту «Северного потока». Точка выхода в газотранспортную систему Германии также будет совпадать с предыдущим проектом.
Исходя из текста Соглашения акционеров, «Газпром» получает контроль над проектом «Северный поток 2» (51%), а партнеры Е.ON, Shell, OMV and BASF/Wintershall получат по 10% каждая, ENGIE — 9%.
После отмены «Южного потока» в декабре прошлого года реализация проекта «Северный поток 2» станет реальным шагом по «обходу» Украины. Стоит признать, что у «Газпрома» с «Турецким потоком», скажем так, не все сложилось, а отказываться от транзита через Украину было необходимо. Поэтому, учитывая наработки и положительный опыт «Северного потока», запущенного в 2011 году, данный проект обещает быть более чем успешным.
«Nord Stream уже является выгодным проектом для акционеров, так что его расширение имеет больший смысл, чем "Турецкий поток"»,— полагает Тьерри Бро из Societe Generale.
На пути к реализации проекта стоит только Еврокомиссия, от которой можно ожидать какого-нибудь «сюрприза», ведь со времен строительства «Северного потока» разногласия между Россией и ЕС лишь усугублялись. Стоит вспомнить газопровод Opal, что является продолжением «Северного потока» в Восточной Германии, начало использования которого Еврокомиссия постоянно оттягивала, требуя все новые и новые документы, несмотря на то, что соглашение по нему уже было подписано Еврокомиссией и владельцами газопровода. До сих пор ЕС так и не одобрил компромиссный вариант, ведь на Opal было распространено действие Третьего энергопроекта. Федеральное сетевое агентство ФРГ предлагало «Газпрому» разрешить проблему получения возможности использовать мощности Opal на 100% путем приобретения права заполнять оставшиеся 50% газопровода на аукционах. Правда, Еврокомиссия и этот вариант не одобрила. Понятное дело, что в ЕС пытаются всеми правдами и неправдами отбросить «Газпром» назад, не предоставив и доли желаемого.Именно для того, чтобы избежать подобных неудобных ситуаций, и были привлечены немцы: в проекте участвуют две крупнейшие энергокомпании Германии. Да, в Евросоюзе не один раз обвиняли «Газпром» в нарушении норм Третьего энергопакета, согласно которому добычу, поставку и продажу газа должны осуществлять разные, не связанные друг с другом компании, а «Газпром» выполняет все эти функции самостоятельно. Так что от ЕС можно было бы ожидать проблем в строительстве сухопутной части газопровода, но…
Но почему же Европа все же не станет вставлять палки в колеса?
Все дело в том, что собственная добыча газа в Европе падает. Вследствие чего ЕС вынужден сокращать потребление газа. Способны ли и готовы ли страны ЕС пойти на это? Нет. Рост немецкой промышленности продолжается, по оценкам экспертов он может достичь в этом году 1,5-1,8%, а это требует увеличения экспорта газа в Европу. И все заявления представителей ЕС о том, что Европа обязательно откажется от российского газа, найдя ему замену, так и остаются пустым звуком. Успехов в поиске поставщиков топлива не наблюдается. С 2010 года по 2014 год «Газпром» увеличил свою долю на рынке Евросоюза с 23% до 30%.«Природный газ будет занимать важнейшее место в энергобалансе Европы еще в течение долгого времени. Реализация новых проектов, подобных «Северному потоку 2», необходима для удовлетворения спроса на энергоносители в Европе, особенно на фоне собственной падающей добычи газа», — сказал главный управляющий директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден.
Да, после России у Евросоюза на первом месте по поставкам газа идет Норвегия, доля норвежского газа на европейском рынке составляет 24%. Но и там добычи газа продолжают сокращаться (по прогнозам норвежского нефтяного директората (NPD)).Так что, в успешной реализации проекта «Северный поток 2» заинтересованы все стороны, а значит проблем на сухопутной части Германии возникнуть не должно.
«Расширение газопровода «Северный поток» позволит нам обеспечивать более надежные поставки природного газа в Германию и ЕС в долгосрочной перспективе. Этот проект укрепит наше успешное партнерство с «Газпромом», которое продолжается вот уже более сорока лет», — отметил член Правления E.ON SE Клаус Шефер.
«Газпромом» было возобновлено соглашение об обмене активами с BASF от 2013 года. Монополия получает:
1. до 100% в совместных компаниях по торговле, а также хранению газа в Европе WIEE, WINGAS, WIEH,
2. до 50% в компании WINZ, которая ведет разведку и добычу углеводородов в Северном море.
Есть еще США, о них-то нельзя забывать. И для Вашингтона строительство дополнительной нитки нежелательно, ведь Америка хочет начать поставку газа в Европу. Джон Маккейн, сенатор от Республиканской партии Штатов, заявлял, что через два года газ из США, который будет поставляться в Европу и на Украину, сможет избавить страны Евросоюза от зависимости от поставок из России, а далее можно будет усилить санкции в отношении Москвы. Он отмечал, что у Штатов имеются все возможности, чтобы удовлетворить нужды населения не только Украины, но и всей Европы. Правда, каким образом через два года Штаты собираются наладить поставки, так и не сказал. Конечно, главное же — желание, а остальное само приложится.
Но всем известно, что битву за американский сжиженный природный газ Европа также проиграла (его цена вдвое дороже российского). Да и если бы цена была приемлемой, то не стоит забывать об Украине, которой в этом году может потребоваться больше газа, судя по заполняемости ПХГ. Так что, проблемы с транзитом газа через Украину возникнут однозначно. Нужны ли они Европе? Вряд ли.
В интересах же Евросоюза перестать заниматься шапкозакидательством и кричать о том, что Россия им не нужна. Нужна-нужна, еще как. Понятное дело, что признавать свое поражение всегда очень трудно, но рано или поздно это сделать все равно придется — хотя бы для самих себя. По самолюбию ударит, не сомневаюсь, но в рамках существующих европейских проблем все же лучше начать сотрудничать. Нет в этом ничего страшного.
Да и вроде не ожидается проблем с «Газпромом». Компания становится лишь привлекательнее для сотрудничества. Скорее, Европа рискует, соглашаясь на невнятный договор со Штатами, чем с Россией, работающей достаточно прозрачно. Однако выбор остается за Европой. Как говорится, наше дело — предложить.
Ева Лисовская