ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 74 +18


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 74 +18

Сообщений 391 страница 400 из 1000

391

ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ!
ОДЕССКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЗЯЛО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗРЫВ СБУ

Об этом говорится в заявлении, распространенном «Одесскими партизанами». В сообщении утверждается, что взрыв произошел в 04:41, и «данная акция даёт понять, что в Одессе не существует полностью защищённых объектов киевского режима». «Под угрозой уничтожения находятся транспортные узлы, инженерные сети и административные здания. А тот факт, что все атаки обходились без человеческих жертв, говорит о высоком уровне организации и подготовки операций», — уверяют диверсанты.

0

392

ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ!
Яценюк рассказал о «гибридной подлости» России

Россия ведёт беспринципную внешнюю политику, но однажды ей придется понести за это наказание. Такую точку зрения премьер-министр Украины Арсений Яценюк высказал во время выступления на телевидении 27 сентября.

«Оправдания и прощения режиму Путина нет и не будет. Наказание наступит. Украина должна твердо и ясно сказать, что одна из крупнейших проблем безопасности мира – агрессивная и воинственная политика нынешнего Кремля. Разжигая пламя, Россия строит из себя пожарного. Завтра именно такую роль президент России Владимир Путин будет выполнять на заседании Генассамблеи ООН»,– предупредил Яценюк.

Также он назвал несколько принципов, которые, по его словам, традиционно используются российской дипломатией.

«Гибридная подлость, неправда и обман – традиционные принципы внешней политики России, без чести и совести»,– заявил премьер.

0

393

ПОРОШЕНКО БЕРЕТ НА ИСПУГ: ДАЙТЕ ДЕНЕГ, А НЕ ТО ВЗОРВЕМ АЭС
Понедельник, 28 Сентябрь 2015      Ольга Талова

Первое выступление Порошенко в ООН, было, конечно же, о деньгах. Все привыкли, что на любом международном форуме Украина клянчит деньги, и нынешний визит президента дефолтной страны, не стал исключением.

«Шоколадный король» первым делом заявил, что Украина тратит $5 млн в день на войну. А вторым делом обвинил в этих расходах Россию. Президент отметил, что агрессия РФ увеличила количество бедных в Украине, а война отбирает средства, необходимые для решения социальных проблем. Об этом он заявил во время выступления на саммите по целям устойчивого развития в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН.

Свернутый текст

"Внешняя агрессия привела к появлению новой формы бедности - внезапной или неожиданной бедности, которая влияет на жизнь около 1,5 млн внутренне перемещенных лиц в Украине. Каждый день войны на украинском Донбассе стоит нам около $5 млн, которые мы могли бы вкладывать в процесс устойчивого развития. И кризис внутренне перемещенных лиц, число которых составляет 1,5 миллиона, является самой большой проблемой не только Украины, но и всего региона", - отметил Порошенко.

Он сообщил, что в результате агрессии РФ Украина потеряла 1/5 экономического потенциала, резко выросли угрозы эпидемий и техногенных катастроф. В общем, тонко намекнул западным партнерам, что надо платить не только за войну, но и за разруху, которая стала следствием гражданского военного противостояния, развязанного режимом Порошенко.

Кстати, впервые режим Порошенко обнародовал почти правдивые цифры украинских экономических потерь без соуса «патриотизма». И эти данные показывают, что Украина достигла финансового дна. Ей необходимо гораздо больше денег, чем планировали ЕС и США для поддержания украинских «штанов». По сути, это завуалированный ответ Вашингтонскому обкому, который все чаще обвиняет украинские власти в хищениях, коррупции и непрофессионализме.

При этом Порошенко умело «напомнил» миру о том, что в Украине 15 ядерных реакторов, и трагедия ЧАЭС, вполне может повторится - и привести к техногенным катастрофам: особенно, если атомные станции будет охранять, как обещал, «Правый сектор». Фактически, теперь президент Порошенко шантажирует Запад ядерными угрозами (!!!), пытаясь получить под это дополнительную финансовую помощь. А также снова привлечь внимание мира к украинской проблеме, которая ушла на второй план с «радаров». Недаром же, президент Украины Петр Порошенко на конференции "Глобальная инициатива Клинтона" в Нью-Йорке заявил, что вопрос Сирии в мировой политике не может заменить вопрос Украины, которая борется за демократические ценности всего мира. Это именно то, чего смертельно боится нынешний режим: переключение внимания геополитических игроков на другой объект, и как результат забвения - остановку финансовых потоков в сторону Киева.

Подробнее: http://antifashist.com/item/poroshenko- … z3n0Uche5m

0

394

Россия спутала карты Турции в Сирии: Эрдоган покинул Москву с «пустыми руками»

Россия и Турция остаются каждая при своём мнении в вопросе урегулирования сирийского конфликта. Рабочий визит турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана 23 сентября в Москву засвидетельствовал этот факт со всей очевидностью. За официальными заявлениями сторон о разделении ими общих целей в Сирии, на что указывалось по итогам всех предыдущих контактов России и Турции на высоком уровне, скрывается целый пласт турецкого недовольства действиями Москвы в арабской стране.

Визит Эрдогана был приурочен к открытию Соборной мечети российской столицы. О том, что главы государств проведут переговоры за рамками дипломатического церемониала стало известно за считанные часы до прибытия турецкого гостя в Москву. Развёрнутая повестка российско-сирийского саммита готовилась ближе к концу года, когда должно состояться очередное заседание двустороннего Совета сотрудничества высшего уровня. Именно на этой межгосударственной платформе предполагалось обсудить весь круг актуальных вопросов, в том числе и по газовому проекту «Турецкий поток», и касательно ближневосточной проблематики. Открытие Московской соборной мечети предоставило президентам удобный повод обменяться мнениями по некоторым региональным проблемам, оставляя другие вопросы для отдельного, более обстоятельного разговора в расширенном межправительственном составе. Именно таковым стал вопрос Сирии, где необходимость сверки часов России и Турции диктовалась последними развитиями.

Свернутый текст

До встречи президентов подготовительную работу 17 сентября в Сочи провели главы МИД двух стран. Уже тогда Сергей Лавров и Феридун Синирлиоглу зафиксировали сложившуюся формулу подходов России и Турции по Сирии. Данная формула гласит: Москва и Анкара преследуют общие цели по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке, несмотря на «некоторые различия в подходах».

Насколько различные, можно было понять до и незамедлительно после встречи Владимира Путина с Эрдоганом 23 сентября. К усилению военного присутствия России в Сирии, наращиванию военно-технического сотрудничества Москвы с Дамаском в Анкаре отнеслись с нескрываемым раздражением. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу 21 сентября в телеэфире заявил о постигшей официальную Анкару «глубокой озабоченности» в связи с появлением российских военнослужащих и техники в Сирии. Само военное присутствие России в САР турецкий премьер назвал «очень опасным». Вернувшись из Москвы, уже президент Эрдоган, хотя и весьма дипломатично, но с отчётливым проговариванием своего недовольства заявил, что он «не увидел определённости во взглядах России на сирийскую проблему».

До броска России в Сирию, стартовавшего в минувшем августе, турецкое руководство не раз ставило российским партнёрам в упрёк поддержку режима Башара Асада. Анкара взяла под своё крыло так называемую «умеренную» сирийскую оппозицию, предоставила её главному политическому выразителю в лице «Национальной коалиции сил сирийской революции» площадки для проведения заседаний на турецкой территории. Спецслужбы страны вступили в сотрудничество с рядом антиасадовских группировок, действующих на севере Сирии, в том числе и с теми, которые можно уверенно причислить к экстремистским. А Россия как поддерживала Асада, так и осталась на тех же позициях, но с существенным наращиванием данной поддержки к концу минувшего лета.

Москва пошла на прорыв в Сирии и спутала здесь многим противникам Дамаска все карты. В числе «пострадавших» — Турция, для которой действия российской стороны в соседней арабской стране пришлись крайне не по душе. Рушится давнишний каприз Турции о создании на севере Сирии «сектора безопасности» — наземного буфера и бесполётной зоны. Ещё до активного вовлечения России в сирийские дела американские партнёры Турции выражали нерешительность, а зачастую просто саботировали настойчивые призывы Анкары к созданию такого «сектора». С началом же осени в Вашингтоне вовсе демонстрируют неприемлемость предлагаемого Анкарой плана. Глава Центрального командования ВС США на Ближнем Востоке Ллойд Остин 16 сентября на слушаниях в сенатском Комитете по вооружённым силам заявил, что предложения Турции невозможно воплотить в жизнь без отправки в Сирию американских наземных сил. Но, подчеркнул американский генерал, рекомендовать подобный шаг политическому руководству США он не будет.

Очевидно, скептическое отношение американцев к домогательствам турецкого союзника по НАТО в части создания в Сирии бесполётной зоны возросло после решительных действий России. Если в сирийском небе появятся российские пилоты, наносящие удары по позициям боевиков «Исламского государства», к чему Вашингтон, заметим, проявляет интерес, то установление запретных для полётов зон чревато военным столкновением мировых держав. Важно отметить, что техническое обеспечение создания таких зон — системы ПВО-ПРО «Пэтриот», ныне расположенные на южных рубежах Турции, — американское командование спешно решило вывести с боевого дежурства в ближайшие месяцы.

Россия цементирует устойчивость власти Асада на остающихся под его контролем сирийских территориях. Президент Путин открыто заявляет о необходимости сохранения действующих в Сирии государственных структур, армии и органов безопасности, дабы не допустить ливийского сценария погружения ближневосточной страны в полный хаос. Разве это не стратегическая определённость в политике России на сирийском направлении, которую Эрдоган решил поставить под вопрос?

Идея сохранения сирийской армии и её служб безопасности с одновременными попытками создать временное правительство, запустить мирный процесс воспринята с пониманием в западных кругах. США склоняются к тому, чтобы Асад мог бы остаться у власти на некоторое время, так как первоочередным делом американцы задекларировали борьбу с ИГ. Другой вопрос, насколько искренне заверения Вашингтона в приверженности скорейшему разгрому ИГ. Но сирийские «умеренные» оппозиционеры, за которыми стоит Турция, отказываются принимать во внимание эти нюансы. Они опасаются, что перемены в политике США в сторону возможной координации действий с Россией могут означать намерение администрации Барака Обамы оставить Асада у власти на неопределённое время. А, если точнее, то до прихода в Белый дом в январе 2017 года нового президента со своей командой. Ощущая перемену настроения американского партнёра, Эрдоган намекнул ему, что может пойти ва-банк. 25 сентября турецкий лидер призвал опекаемых им сирийских оппозиционеров не соглашаться с пролонгацией правления Асада на обозримую перспективу и продолжить вооружённое противостояние с Дамаском до победного конца.

Соединённые Штаты добились от Турции всего, что хотели под вывеской «борьбы с ИГ». Авиабаза «Инджирлик» поступила в распоряжение американской ударной авиации, на турецкой территории разбиты лагеря подготовки бойцов сирийской оппозиции. Вашингтон подписал с Анкарой пакт о совместных действиях в Сирии, который, фактически, принуждает турецкие власти смириться с присутствием в своём южном подбрюшье легитимной вооружённой курдской силы — «Отряды народной самообороны» (YPG). Взамен турки не получили ровным счётом ничего. Возможно, именно в этом следует искать одно из объяснений постигшего вдруг Европу кризиса с беженцами. Напомним, мигранты с Ближнего Востока выдвинулись на европейский континент главным образом из Турции, где они пребывали все последние годы. И произошло это тогда, когда турецкое руководство явственно ощутило себя в числе региональных «лузеров»…

Эрдогана и его правительство можно понять, и даже в чём-то посочувствовать. Земля пока не ушла из-под ног действующего политического руководства Турции, но признаки надвигающегося «землетрясения» проступают. Не добившись с 2011 года, по сути, ни одного значимого результата в своей политике жёсткого неприятия режима Башара Асада, Турция получила целый букет проблем. Причём, не только внешнеполитического свойства. Страна погрузилась во внутренний вооружённый конфликт с собственным курдским населением. Война на турецком юго-востоке принимает затяжной партизанский характер. Дело дошло до того, что ряд муниципалитетов в преимущественно курдонаселённых регионах Турции в одностороннем порядке объявили о своей автономии. В турецких провинциях Диярбакыр, Тунджели, Агры, Ширнак, Хаккяри от курдских активистов, не состоящих в Рабочей партии Курдистана, а лишь сочувствующих этой организации, можно даже услышать слово «независимость».

Эрдоган не смог удержать сирийский конфликт от его проецирования на турецкую территорию. Он не добился выгод для Турции ни в вопросе скорейшего отстранения Асада от власти, ни в нейтрализации курдского фактора на севере Сирии, ни в деле придания своим ставленникам в Сирии дееспособного вида. Разочарование Эрдогана усиливается внутриполитическими проблемами страны, стоящей на пороге досрочных выборов 1 ноября. Спровоцированная война с курдами не принесла ему внутренних политических дивидендов, не расширила электоральную поддержку за счёт привлечения на свою сторону националистически настроенного электората. Последние опросы турецкого избирателя говорят о несущественном росте рейтинга правящей Партии справедливости и развития — с 40,9% по результатам выборов 7 июня до 41,4% к настоящему моменту. А значит, перед Эрдоганом и его командой вновь замаячила перспектива недобора того количества голосов, которое необходимо для продолжения однопартийного правления.

Как пишет близкая к правящим кругам Турции газета Yeni Safak, главный вопрос сегодняшней Сирии, а с ней, возможно, и всего Ближнего Востока, отныне не заключается в том, «уйдёт Асад или останется». Судя по всему, данный вопрос окончательно приобрёл свой концептуальный вид и ныне формулируется так: какую форму примет новый Ближний Восток? Перед нами картина, на которой мы видим образы ИГ, сирийской «умеренной оппозиции», алавитов Сирии, суннитских племён Ирака, шиитов Ливана, Турции с её внутренними и внешними тревогами, курдов и многих других конфликтующих между собой акторов. При всём этом конфликтогенном многообразии отсутствует алгоритм преодоления избыточных линий разделения на Ближнем Востоке.

Движение России в Сирию стало катализатором ряда процессов, которые ранее представлялись маловероятными. Среди них, хотя и тактическое, если не сказать робкое, но сближение взглядов Москвы и Вашингтона в том, что победить общее зло можно только совместными усилиями. Россия даёт подсказку США, например, созданием в эти дни в Багдаде информационно-разведывательного центра координации действий в борьбе с ИГ. Антитеррористический центр формируется с участием представителей России, Ирака, Ирана и Сирии. Внемлют ли США подсказке или сделают вид, что не обратили на неё внимания — покажет время.

В складывающемся на Ближнем Востоке новом геополитическом уравнении своё место усиленно ищет Турция. Данный поиск пока далёк от результативности. Анкара продолжает ощущать последствия собственных ошибок, завышенных ожиданий от некогда взятой на вооружение политики неоосманизма. В планах турецких стратегов значилось выведение страны в лидеры ближневосточного региона, реальность же оказалась намного скромнее. К своему 100-летнему юбилею, который попадает на 2023 год, Турецкая республика подходит с ещё большим багажом проблем, который был на момент начала 13-летнего правления Эрдогана.

http://cont.ws/post/126817

0

395

В мире возникает запрос на крупный военный конфликт

У российских границ создаются очаги военной напряженности, при этом многие видят в этом предпосылку к глобальному военному конфликту, предопределенному попытками ревизии Ялтинско-Потсдамского порядка и мировым финансовым кризисом. О том, как его избежать и зачем такой конфликт может быть нужен США, мы поговорили с политологом-международником, доцентом факультета мировой политики МГУ Алексеем Фененко.

— Алексей Валериевич, чего можно ждать от грядущего выступления Владимира Путина на Генеральной Ассамблее ООН?

- От него ожидают чего-то судьбоносного, сопоставимого с Мюнхенской и Крымской речью. И это не случайно – в середине 2015 года стало понятно, что украинский кризис, несмотря на все трудности, вступает, видимо, в стадию «подморозки». Отыгран важный этап в отношениях России и стран НАТО, начавшийся на его фоне зимой 2013/2014 годов. Возникает вопрос: как сторонам выстроить отношения в новом, «постукраинском», мире?

— А каков этот мир? Какие основные тенденции современных международных отношений можно выделить?

-

Свернутый текст

Несмотря на все подвижки, мы продолжаем жить в Ялтинско-Потсдамском порядке: по правилам, установленным державами-победительницами в 1943 году. С тех пор многое изменилось, но четыре базовых принципа мирового порядка остались неизменными. Это формально ведущая роль ООН, состав постоянных членов Совбеза ООН (все они остаются державами-победительницами во Второй мировой войне), стратегический паритет России и США и Бреттон-Вудская система мирового экономического регулирования. Сохраняются и ограничения суверенитета двух побежденных держав – Японии и Германии. Пока действуют эти условия, мир не перешел в новое качество. Как ни парадоксально, но наш мир – это до сих пор «мир 1943 года».

Но с тех пор Ялтинско-Потсдамский порядок пережил две трансформации. Первая произошла в середине 1950-х годов, когда СССР и США демонтировали Британскую и Французскую империи. Только с этого времени началась полноценная советско-американская блоковая конфронтация и их системное соперничество в третьем мире: борьба за британское и французское наследство. Вторая трансформация произошла в конце 1980-х годов в связи с демонтажем «социалистического содружества» и СССР. Позиции России заметно ослабли по сравнению с позициями СССР 1970-х годов. Но радикально соотношение сил не изменилось. Россия сохранила статус постоянного члена Совбеза ООН и ракетно-ядерный паритет с США. Можно сколько угодно повторять мантры об экономической слабости России, но в реальности американцы осознают: создать альтернативный США силовой потенциал можно только на основе российского научно-технического потенциала. Ни Китай, ни Индия такой способностью пока не обладают.

— Однако современный мировой порядок часто называют «однополярным»...

- «Однополярный мир» пока не более чем фигура речи: он еще не существовал никогда. Для установления полноценного однополярного мира США и их ближайшим союзникам необходимо выполнить три условия: ликвидировать Совет Безопасности ООН в его нынешнем качестве, демонтировать российский военно-промышленный потенциал и добиться международного признания своего права на вмешательство во внутригосударственные конфликты. Минувшие четверть века американцы создавали для этого череду прецедентов, пытаясь утвердить концепции «гуманитарных интервенций», «смены режимов» (с последующим осуждением лидеров суверенных государств) и «принудительного разоружения» определенных стран. Но без решения «российской проблемы» американский проект глобального мира обречен на пробуксовку. Россия, в свою очередь, пытается (насколько позволяют возможности) ограничить американское продвижение. Еще в 1997 году лидеры России и КНР подписали Декларацию о многополярном мире, в которой заявили о своем непризнании проекта «однополярного мира». Создание формата БРИКС стало заявкой на построение экономического центра, альтернативного «группе семи». Были попытки Москвы и Пекина привлечь на свою сторону ряд стран ЕС, причем иногда весьма успешные. Россия также пытается реализовать интеграционные проекты в СНГ, что воспринимается в США как попытка Кремля взять реванш за 1991 год. Присоединение Крыма к России было воспринято в Белом доме как начало пересмотра итогов распада СССР. Между тем вся идеология современного мирового порядка строилась на признании незыблемости итогов 1991 года.

Думаю, мы приближаемся к опасному моменту мировой политики: в мире возникает объективный запрос на крупный военный конфликт. Ялтинско-Потсдамский порядок, его институты объективно исчерпывают свой ресурс. Обратите внимание: в унисон с украинским кризисом лидеры Британии и Франции вбрасывают различные проекты реформы СБ ООН за счет ограничения права вето его постоянных членов. В ближайшие 10–15 лет великие державы будут, видимо, стремиться пересмотреть «правила 1943 года», закрыв соответствующую страницу истории. Подобные трансформации, однако, всегда происходили через крупные военные конфликты. Добавим 70 лет к Венскому конгрессу 1815 года – и попадем в конец 1880-х годов: время, когда великие державы Европы начали подготовку к Первой мировой войне. Не уверен, что ревизию Ялтинско-Потсдамского порядка удастся осуществить без крупного военного конфликта.

— Как вы прокомментируете ряд заявлений, сделанных главой Совета безопасности России Николаем Патрушевым по поводу нарастающих внешних угроз против нашей страны?

- Еще осенью 1993 года администрация Уильяма Клинтона провозгласила концепцию «расширения демократии»: принятие бывших социалистических стран и республик бывшего СССР (кроме России) в общие трансатлантические институты. Американцы тем самым закрепляли геополитические итоги распада ОВД и СССР. Поддерживался тот сегмент элит этих стран, который выступал за максимальное дистанцирование от России. Вот почему американская дипломатия сквозь пальцы смотрела на возрождение националистических и даже откровенно профашистских движений в Прибалтике, на Украине и в Грузии: главным для Белого дома было сократить российское влияние в бывшем соцлагере. Между Россией и НАТО появилось спорное пространство – Балто-Черноморский регион. Ситуацию взорвала программа ЕС «Восточное партнерство», которую активно поддерживала администрация Барака Обамы. На первый взгляд речь шла о технической проблеме: подписать соглашения о свободной торговле Евросоюза с шестью странами (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина). На деле это была заявка на передел границ в Балто-Черноморском регионе. Во-первых, перед Россией и странами Евразийского экономического союза вставала задача выстроить таможенную границу с государствами – партнерами ЕС. Во-вторых, обострялась проблема «непризнанных» (Приднестровье) и «частично признанных» (Абхазия, Южная Осетия) государств, которые не хотели ассоциации с Брюсселем. Где должна проходить таможенная граница между партнерами ЕС и странами Евразийского союза?

Украинский конфликт вывел проблему на новый уровень. В 1997 году был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО, в котором страны альянса заявили об отсутствии у них намерений размещать крупные воинские контингенты на территории новых членов альянса. Уэльский саммит 2014 года постановил, что НАТО отказывается от этого подхода. В Балто-Черноморском регионе начинается размещение реальной военной инфраструктуры США, а в перспективе, возможно, Британии и Германии. Но Балто-Черноморский регион насыщен реальными и потенциальными этнополитическими конфликтами. Американская поддержка дает националистическим силам в этих станах надежду (мнимую или ложную – другой вопрос), что можно проводить жесткую антироссийскую линию и даже вернуть контроль над «непризнанными государствами». Американцев в данном случае такие воинственно-националистические режимы вполне устраивают: они и создают проблемы с Россией, и ссорят ее с Германией как с главным инициатором расширения сферы влияния Евросоюза на Восток. Последнее выгодно также Британии, которой российско-германская ссора помогает укрепить собственные позиции в ЕС.

— Есть ли связь между попытками пересмотра послевоенной системы и тем, что целая плеяда политиков резко усилила антироссийскую риторику применительно к празднованиям 70-летия окончания Второй мировой войны?

- Разумеется. Тема Второй мировой войны до предела политизирована, ведь вся легитимность современного мирового порядка завязана на ее итоги. Если страны Запада берут курс на ликвидацию Совбеза ООН в его нынешнем качестве (а сигналы к этому есть), то необходимо создать для этого идеологический задел. Почему на Западе так популярна тема сталинизма, хотя Сталин умер в середине прошлого века? Потому что это задел для трансформации ООН. Если мы на мгновение признаем, что «Сталин и Гитлер одинаково ответственны за войну», следом сразу встанет вопрос: «А что, собственно, делает Россия в Совете Безопасности ООН?» В Германии и Японии, думаю, встанет еще один вопрос: «А справедливы ли границы, установленные Сталиным?»

Нечто подобное уже было в истории. В XIX веке не меньший раскол вызывала фигура Наполеона Бонапарта. Разбитого императора обожали и всячески романтизировали во Франции – стране, мечтавшей пересмотреть итоги Венского конгресса 1815 года. Бонапарта боготворили национальные движения – итальянские, польские, венгерские, ирландские, коль скоро у них не было шансов создать свои государства без нового потрясения в Европе. И наоборот, Наполеона не любили державы-победительницы: Россия, Великобритания и Австрия. Дело было не в Наполеоне, а в спорах о необходимости пересмотреть итоги Венского конгресса. Сегодня мы инстинктивно ощущаем подобную опасность от споров вокруг проблем сталинизма и начала Второй мировой войны: речь идет не о Сталине как таковом, а о возможности трансформации Совбеза ООН в объективно невыгодном для России ключе.

— В рамках военных учений в Европе НАТО отрабатывает практические сценарии военного конфликта с Россией. То есть европейских членов НАТО готовят к военному конфликту именно на их территории?

- Боюсь, угроза вооруженного конфликта между Россией и НАТО в ближайшие 10–15 лет будет возрастать. Ситуация сейчас даже более опасная, чем в годы холодной войны. Тогда у лидеров СССР и США был устойчивый дефицит причин для начала настоящей войны. У каждой из сверхдержав был свой мир: у нас – «лагерь социализма», у них – «страны демократии». Спорных территорией, затрагивающих интересы друг друга, между нами не было после частичного разрешения «немецкого вопроса» при Вилли Брандте. Вести войну друг с другом СССР и США было предельно сложно ввиду географической отдаленности. Единственным сценарием советско-американской войны мог быть только иррациональный обмен ядерными ударами без возможности их капитализации в политическую победу. Но ни в США, ни в СССР не было политиков-фанатиков, готовых рискнуть всем ради призрачной победы в «ядерном Армагеддоне».

Теперь ситуация изменилась. Россия и США выстраивают отношения в едином «глобальном мире», притом что Москва не признает претензии Вашингтона на лидерство. Меж тем американцы со времен первой войны в Заливе 1991 года отработали новый тип войн: «война-наказание» неугодного режима (по-английски это называется peace-enforcement operation – операция по принуждению к миру). Есть и прогресс в технических средствах. Создание военно-транспортных самолетов большой грузоподъемности, крупных воздушно-десантных подразделений, неядерного высокоточного оружия и различных типов региональных систем ПРО делает российско-американский региональный конфликт технически более возможными, чем в 1960-х годах. Не исключаю, что войны в Грузии и на Украине были только репетицией, отработкой сценария будущего российско-американского конфликта.

Ситуация в самом деле напоминает конец XIX века. Как писал замечательный французский писатель Марсель Пруст, «войны еще не было, но мы росли, осознавая с раннего детства ее неизбежность». В Европе началась «игра без правил», военные примеривались, как будет выглядеть новый военный конфликт. Аналогия слишком очевидна, чтобы заострять на ней внимание. Можно, конечно, уповать на всесилие ядерного оружия. Но давайте вспомним опыт Второй мировой войны: все ее участники в Европе имели большие арсеналы химического оружия, только его никто ни разу не применил даже под угрозой полного разгрома и потери суверенитета.

— Почему власти США хотят видеть в России именно врага, а не партнера?

- Англосаксонское мышление резко отличается от нашего, евроконтинентального. Для русских и немцев «безопасность» – это неугрожаемое состояние. Для англосаксов – это комплекс мер, чтобы угроза не появилась на перспективу. Британская и американская политика строилась на том, чтобы выявить наиболее сильную державу Евразии и заранее разукрупнить ее ресурсы. И здесь приоритет американцы отдают России, а не Китаю. Ведь Россия остается единственной страной мира, обладающей потенциалом для уничтожения США и ведения с ними войны на базе обычных вооружений. Холодная война кончилась для американцев плохо: советский военный потенциал не был демонтирован по образцу Германии или Японии после Второй мировой войны. Поэтому в «Обзоре ядерной политики США» 1994 года указывалось, что приоритетной угрозой национальной безопасности остаются российские стратегические ядерные силы.

Показательно отношение американцев к фигуре Бориса Ельцина. Администрация Клинтона поддерживала его в противостоянии с Верховным Советом, надеясь получить два дивиденда. Первый: быстрое сокращение российского ядерного потенциала через реализацию договора СНВ-2. Второй: доступ к приватизации российского ТЭК. Как только Ельцин отказался от выполнения этих условий, он в американских СМИ сразу превратился из «первого демократа» в «нового царя» и «русского империалиста». Интересный вопрос: какого президента России хотели бы видеть американцы, если Ельцин образца 1995 года уже виделся им «русским империалистом»?

У любого претендента на лидерство есть две стратегии. Первая: наращивать свои ресурсы. Вторая: подрезать возможности потенциальных конкурентов. Примерно до середины 1970-х годов Соединенные Штаты действовали согласно первой стратеги. Затем перешли ко второй – и следуют ей до настоящего времени.

— Во всех предыдущих мировых войнах отчетливо прослеживается финансовая подоплека. Каждой из них предшествовал глобальный кризис, выходя из которого некоторые государства серьезно укреплялись и обогащались. Декабрь 1913 года – создание Федеральной резервной системы США, июль 1944 года – Бреттон-Вудская конференция, закрепившая статус американского доллара в ранге мировой резервной валюты. Еще один финансовый кризис мы наблюдали совсем недавно...

- Все верно. Финансовый кризис 2008–2009 годов поставил проблему: как далеко мы готовы идти в реформировании нынешней финансовой системы. Американцы в рамках «группы двадцати» реализовали вариант «косметических реформ»: усилили контроль за банковским сектором и допустили часть развивающихся стран к обсуждению финансовых проблем при условии, что те признают незыблемость принципов свободной торговли. Иной подход предложили станы БРИКС. Еще на саммите в Екатеринбурге в июне 2009 года тогда еще БРИК поставил вопрос об изменении принципов деятельности МВФ и введении альтернативной доллару мировой резервной валюты. В июне 2010-го на саммите «двадцатки» в Торонто американцы заблокировали этот проект: дискуссии отложили на более поздний срок. Вместо реформы на Сеульском саммите в ноябре того же года был принят набор положений, который назвали Сеульским консенсусом. Название было громким, но по сути это был набор декларативных обязательств: «Да, надо что-то менять в мировой финансовой системе». Итоги саммитов в Торонто и Сеуле закрыли путь к легальной реформе Ямайской валютной системы. Это подтолкнуло страны БРИКС действовать самостоятельно, выстраивать альтернативу вроде «банка БРИКС», «азиатского банка» и так далее.

Рубежным стал саммит БРИКС в Дурбане в 2013 году. После него американцы стали осознавать, что проекты БРИКС – это серьезно. Встал вопрос: как сыграть против них? Инструмента, судя по всему, у Вашингтона два. Первый: торпедировать российские интеграционные проекты в СНГ и китайские – в Восточной Азии. Второй – отвлекать страны БРИКС от финансовых проблем, усиливая кризисы на Украине или в Южно-Китайском море. Ставки в игре повышаются. Но одно можно сказать точно: без крупного конфликта США не сдадут статус доллара как мировой резервной валюты. Точно так же, как сто лет назад Великобритания не сдала статус фунта как мировой резервной валюты без Первой мировой войны.

Кстати, о фунте. Мы как-то забываем, что формально он до сих пор – вторая мировая резервная валюта. Недавно в интернете массово иронизировали над заявлением Владимира Путина о возможности «дедолларизации» СНГ. Спрашивали: «В какой валюте будем продавать нефть и газ?» Один из возможных ответов – в фунтах стерлингов. Здесь у БРИКС может начаться интересная игра с Британией. Напомню, что Дэвид Кэмерон провозгласил осенью 2011-го курс на всемерное возрождение «британского величия». Не факт, что получится, но поразмышлять можно.

— Каким образом Россия может минимизировать общие международные угрозы и разрядить этот мировой накал страстей?

- Тут важно определиться – что мы считаем «угрозой» и для кого это «угроза». С конца 1980-х годов американцы активно распространяли тезис о наличии в мире «общих угроз». Идея была проста: перед лицом «глобальных проблем» все страны должны сплотиться под американским лидерством. Примерно с середины 2000-х годов и у нас, и в странах ЕС начались дискуссии: а так ли это? Есть ли в мире в самом деле «общие угрозы» – или это угрозы для определенной группы стран?

Американская дипломатия за минувшие четверть века раскрутила проблему нераспространения ядерного оружия до уровня одной из глобальных угроз человечеству. Для США это верно: коль скоро они в 1993 году провозгласили себя гарантом режима нераспространения, любое распространение ядерных технологий будет провалом Вашингтона. А для России? Сильно ли нам будет угрожать, например, создание ядерного оружия Бразилией, Германией или Южной Кореей? Или, допустим, если Израиль оставит политику «ядерной непрозрачности» и провозгласит себя ядерной державой? Лично я не вижу прямой угрозы российским интересам. В том же ряду проблема «ядерного терроризма». Десять лет американцы нас пугали, что «террористические сети» вот-вот захватят ядерный арсенал Пакистана. Ни одной попытки, правда, зафиксировано не было. Зато ради борьбы с «ядерным терроризмом» нам активно предлагали ввести самоограничения на поставки ядерных технологий. Поэтому пора самим определять, что для наших интересов угроза, а что – в лучшем случае периферийная проблема, которую, однако, можно эффективно использовать как козырь на переговорах с США, коль скоро американцы так чувствительны к этой теме.

— Но можем ли мы вообще на что-то претендовать с сырьевой экономической моделью, полностью зависящей от мировой финансовой системы, которой заправляют наши антагонисты?

- Это преувеличение. Россия – не только страна с сырьевой экономикой. Это еще и страна с монополией на пилотируемые космические полеты и лидер вывода спутников на орбиту. Россия обладает единственным в мире ВПК, альтернативным американскому. Россия – третья страна в области атомной энергетики после Франции и Японии. Как я уже упоминал, в современном мире есть только две страны, покрывающие весь спектр фундаментальных наук: Россия и США. Попытки Франции создать подобный третий спектр в 1970-х годах закончились неудачей. «Гиганты Востока» тоже пока не создали своих фундаментальных научных школ, они ведут только прикладные научные исследования, копирование американских или российских технологий. Китайский «рывок в космос» 2003 года был бы невозможен без российско-китайского межправительственного протокола 1996 года, который открыл Поднебесной доступ к российским ракетно-космическим технологиям. Почему, говоря о российской экономике, мы стесняемся вспоминать об этом?

Другое дело, что наш бюджет сильно зависит от экспорта углеводородов. Все попытки изменить положение, предпринимавшиеся со времен пребывания у власти Андропова, пока закончились неудачно. У нас принято винить в этом правительство, но давайте будем честны сами с собой. «Слезание с нефтяной иглы», о котором у нас не говорит только ленивый, предполагает некую форму мобилизации. Однако мобилизация – это снижение стандарта потребления, снижение оплаты труда и урезание личных свобод (прежде всего – за счет сокращения свободного времени). Готовы ли мы к «новым 1930-м» или хотя бы к «новым 1950-м»? Другого пути отказа от сырьевой экономики у нас нет: у России нет ни дешевой рабочей силы (как в Восточной Азии), ни контроля над мировыми финансовыми потоками (как у стран ЕС и США). Некоторые эксперты надеются на «креативный класс» как на потенциальный источник модернизации. Однако при этом забывают, что в российских крупных городах именно средний класс ведет «антимобилизационный» образ жизни. Работа часто совмещается с пребыванием дома или в кафе, высокий стандарт потребления (от свободного общения в интернете до путешествий в экзотические страны) рассматривается как естественный образ жизни. Готов ли такой «средний класс» к мобилизационным проектам? Не уверен. Возможно, что сырьевой сектор выступает своего рода страховочным поясом социальной ситуации в России: доходы от углеводородного сырья позволяют держать потребительский рынок.

— А насколько актуальна так называемая прогрессивная ресоветизация, выстроенная на базе опыта достижений СССР?

- Я бы поставил вопрос шире: во всем мире происходит осторожный поворот к социалистическим идеям. Американский политолог Иммануил Валлерстайн метко заметил: крах КПСС привел к глобальному кризису левой идеи. С конца 1970-х годов сначала в США и Британии, а затем во всем мире стала утверждаться либертарианская модель экономики, предполагавшая демонтаж социального государства («сброс неэффективных обязательств»). На этом, собственно, и строился Вашингтонский консенсус 1989 года, которые предполагал доступ развивающихся стран к кредитам МВФ только при условии проведения ими либертарианской политики. Но к началу 2000-х стало понято, что либертарианство с его идеями возвращения в XIX век столкнулось с пределами. Латинская Америка ответила бунтами и формированием модели «ресурсного социализма». Китай и Япония сохранили модель социального государства – настолько, насколько позволяют условия. В России и других бывших республиках СССР большинство населения не приняло результаты приватизации 1990-х годов, то есть отвергло основной либертарианский лозунг: «Победитель всегда прав». Думаю, одной из причин греческого кризиса было стремление ведущих стран ЕС осуществить на примере самой слабой страны – Греции – демонтаж социального государства. Но не получилось: греки отвечают массовым протестом, точно так же, как британцы в 1980-х годах.

Ситуацию изменил мировой финансовый кризис. Поворотный момент настал в сентябре 2008 года, когда министр финансов США Генри Поллсон заявил, что государство должно корректировать и контролировать банковскую систему. За американцами последовали остальные: все антикризисные планы в той или иной форме дублировали «план Поллсона», а «двадцатка» постановила расширить контроль за движением транснационального капитала. Идея государственного вмешательства в экономику была реабилитирована. На очереди – реабилитация идеи социального государства. Все это не случайно. В современном мире есть серьезная проблема – падение темпа научно-технического прогресса. Мы говорим об инновациях, но живем на научном потенциале 1940-х, в лучшем случае – 1950-х годов. Новых фундаментальных открытий почти нет. В этом смысле «инновационной экономики» сегодня нет нигде. Инновационной была экономика первой половины ХХ века с ее гонкой открытий и технологий. И это не случайно. Совершать технологические прорывы могут только крупные государственные проекты – самостоятельно (как в СССР) или во взаимодействии с крупным бизнесом (как в США и Германии). Только государство и крупный бизнес могут финансировать долгосрочные проекты, которые сразу не будут приносить отдачи. Если мы в самом деле хотим «инновационной экономики», нужно возрождать систему финансирования крупных долгосрочных проектов, которые будут прибыльными далеко не сразу.
http://cont.ws/post/126815

http://s3.uploads.ru/t/JGFDv.jpg

0

396

Израиль нанёс очередной авиаудар по базе 90 бригады армии аль-Ассада в Сриии

Израиль в преддверии завтрашнего выступления Путина в ООН, где он должен объявить о вступлении РФ в сирийскую войну против исламистов на стороне аль-Ассада, как сообщают сразу несколько сирийских источников например демонстративно нанёс сегодня мощный авиаудар по расположению базы 90 бригады сирийской армии на юге от Дамаска, где по подтверждённым данным находятся иранские военные советники и военнослужащие и по неподтверждённым данным, так же могли находиться и российские военные советники

Сложно предположить, как будут развиваться текущие события, если подтвердится, что Израиль в результате преднамеренного провокационного авиаудара израильских ВВС, действительно уничтожил, или пытался уничтожить группу российских военнослужащих в Сирии.

Напомню, что израильские ВВС уже неоднократно бомбили расположения сирийской армии, включая и 90-ю бригаду, в текущем году.
http://cont.ws/post/126759
http://f19.ifotki.info/org/08956289e037b031b04b3ac6a283db8db06d25226077535.jpg

0

397

АнтиМайдан
Кэмерон пригрозил Асаду международным судом

Президент Сирии Башар Асад должен предстать перед международным судом, даже если примет участие «в переходном политическом процессе» в САР, заявил британский премьер Дэвид Кэмерон.

«Асад не может быть частью долговременного политического решения в Сирии, — сказал Кэмерон по прибытии в Нью-Йорк для участия в сессии Генеральной Ассамблеи ООН. — Ему нет роли в будущем страны, и здесь наша позиция не изменилась».

«Люди, которые нарушают международные законы, должны иметь дело с международным судом», — утверждал британский премьер, назвав Асада одним из виновников военного конфликта в САР и нынешнего миграционного кризиса в Европе. В то же время Кэмерон заявил о готовности «сотрудничать с Москвой» по вопросу сирийского урегулирования и борьбы с группировкой «Исламское государство» (ИГ).

Свернутый текст

«Россия страдает от исламского экстремизма в той же мере, что и другие, и нам необходимо (вместе) искоренить экстремизм и его причины», — подчеркнул он.

При этом Sunday Telegraph сообщала, что Кэмерон в своем выступлении на 70-й сессии Генассамблеи ООН заявит, что не против президентства Башара Асада в Сирии «в краткосрочной перспективе». В четверг канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что в переговорах о разрешении конфликта в Сирии должен принимать участие и Асад.

http://s2.uploads.ru/t/K3n4A.jpg

0

398

СМИ: авиапарк президента РФ получит два новых самолета

Специальный летный отряд "Россия" в скором времени пополнится двумя самолетами Ил-96-300 ПУ, которые используются для перевозки президента, пишут "Известия".

"Это следует из тендера "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) на "проведение технико-экономического анализа и экспертизы стоимости работ по строительству двух самолетов Ил 96-300 ПУ (М1) в условиях поставки в 2017-2018 году", — сказано в материале.

По словам источника издания, управделами президента запланировали покупку двух Ил-96-300 ПУ (М1). Отмечается, что речь идет о президентском резервном самолете.

При этом цена каждого самолета составляет около 5 миллиардов рублей. По данным газеты, если покупка состоится, то к 2018 году в СЛО "Россия" будет семь самолетов Ил-96-300 ПУ.

Специальный летный отряд "Россия" обеспечивает полеты высших лиц государства, в том числе президента РФ.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/news/smi-aviapar … denta-404/
http://s2.uploads.ru/t/CtxP0.jpg

0

399

Bank of America фиксирует признаки оздоровления экономики РФ

Американский банковский гигант Bank of America Corp. (BofA), анализируя данные о прибыли российских корпораций, заявляет о признаках оздоровления экономики РФ, сообщил ведущий экономист офиса банка в Москве Владимира Осаковский.

По словам Осаковского, замедление темпов роста капиталовложений уменьшается, прибыль корпораций растет — эти факторы, сигнализируют о наступлении переломного момента для экономики РФ.

"Прибыль корпораций в России с начала года до настоящего момента довольно хорошая, мы рассматриваем устойчивый рост прибыли корпораций как главный потенциальный стимул стабилизации и оздоровления (экономики) в ближайшем будущем", — рассказал агентству Bloomberg Осаковский.
При этом, экономист прогнозирует позитивную динамику макроэкономических показателей.

"Мы, возможно, увидим, что главные макроэкономические показатели начнут улучшаться в этом году по сравнению с предыдущим годом, но, очевидно, нам придется подождать, пока увеличение объёмов прибыли корпораций перейдет в рост инвестиций", — отметил Осаковский.

По данным агентства, прибыль корпораций возросла на 43% в первой половине 2015 года по сравнению с предыдущим годом и на 38% в период с января по июль текущего года.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/news/bank-of-america-711/

0

400

Украина удивляет ЕС

Кажется, в Европе постепенно начинают осознавать, с какой капризной девчонкой все эти годы приходилось иметь дело России. Финансовую помощь или скидки на газ Украина воспринимает как обязанность страны, с которой она вступает в деловые отношения. Поэтому не способна испытывать благодарности.

Любопытно, как долго Евросоюз готов терпеть украинскую манеру брать и требовать?

Свернутый текст

Украинская журналистка Алена Гетьманчук, побывав в Германии, сделала вывод, что немецкие политики, в общем и целом, Украину любят. Хотя и недостаточно сильно. «Даже в Христианско-Демократическом Союзе (CDU), где Украину больше склонны рассматривать сквозь призму именно Украины, а не по принципу «сначала Россия» (Russia first), многие депутаты считают, что Киев пока что не оправдывает и той помощи, которую ему предоставляют. «Скорость реформ неудовлетворительна», — как мантру, повторяют с разных сторон. «Нужны истории успеха», — настойчиво рекомендуют рецепт завоевания немецких сердец. Однако на уточняющий вопрос, какие именно истории успеха нужны, чтобы убедить Германию, что реформы в Украине — это всерьез и надолго, ответить не готовы», — удивляется корреспондент Зеркала недели плохой подготовке к интервью местных политиков.

В самом деле, пусть Германия сначала определится с критериями, потом высказывает претензии. На всех не угодишь.

Справедливости ради замечу, что Алена Гетьманчук все же догадывается, что дело не в четких критериях, а в общем впечатлении. «Те, кто занимается борьбой с коррупцией в Украине, не могут прийти в себя от истории с руководством Государственной службы занятости. Ярослав Кашуба, которого 11 сентября задержали на взятке, еще 3 сентября проходил вместе со своими сотрудниками по приглашению немецкой стороны в Бонне тренинг... правильно, по предотвращению коррупции. Этакий небольшой, но очень символичный штрих. Как, скажите, после этого у международных партнеров и доноров могут не опускаться руки?» — задается риторическим вопросом журналистка.

То, что на Украине считают мелким штрихом, на Западе вполне может восприниматься как катастрофа, сводящая на нет все усилия. Никогда не знаешь, с кем имеешь дело, с вором, которого со дня на день посадят, или с руководителем, с которым можно выстраивать долгоиграющие связи.

Хотя, мне кажется, тут и думать нечего: в случае с Украиной всегда нужно иметь в виду именно первый вариант. Причем, при общении даже на самом высоком уровне. «Мы видим, что Порошенко и Яценюк скатываются к поведению, когда главным становится получение выгоды от того или иного решения», — услышала корреспондент интернет-газеты в Бундестаге от одного друга Украины.

По мнению старающейся быть объективной Алены Гетьманчук, страны Евросоюза, особенно Германия как самый богатый спонсор, должны разделить политическую и экономическую ответственность за незалэжную державу, стремящуюся стать членом семьи цивилизованных стран. Но у них впереди много работы. «Должны быть не только мониторинг, но и прессинг по поводу реформ и большая финансовая помощь при более жестких условиях. Провал Украины в реформах должен толковаться как провал Евросоюза», — немножко назидательно пишет журналистка.

Другими словами, сами украинцы не могут навести порядок в собственной стране — например, расстрелять каждого второго коррупционера, а остальных посадить. Германии следует прислать своих киллеров и передвижные тюрьмы.

Но больше всего, я думаю, напрягает новых украинских партнеров умилительная привычка нэньки воспринимать солидную финансовую помощь как почетную обязанность. ЕС приложил немало усилий, чтобы Киев и Москва пришли к газовому соглашению до начала отопительного сезона, и, в частности, предоставил для этого Украине кредит в 500 млн евро. На Украине же благодарности не испытывают. «Почему мы должны быть благодарны за это соглашение? В конце концов, России тоже выгодно поставлять газ в Киев», — обозначил газете Tagesspiegel украинскую позицию один из членов правительства.

Правильно так: экспортировать газ (еду, автомобили, одежду) на Украину и платить ей за то, что она согласилась его принять. Что, европейцы, не знали? Ну, тогда попробуйте получить свои полмиллиарда обратно.

Павел Шипилин
http://cont.ws/post/126847

http://s3.uploads.ru/t/S8qWD.jpg

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 74 +18