И пока говорящие головы коллективного Запада, пораженного подобной наглостью, на всех языках мира призывали, принуждали, предупреждали, обвиняли и обличали Россию за непростительное вмешательство во внутренние дела Сирии, лидеры ближневосточных государств устроили полноценное паломничество в Москву. Исход арабов и евреев на Север начался аккурат после первых сообщений об усилении российского военного присутствия в Сирии, то есть в августе. Только за последнюю неделю лета с Владимиром Путиным встречались: король Иордании Абдалла II, заместитель верховного главнокомандующего ОАЭ Мухаммед аль-Нахайян, вице-президент Ирана Сурна Саттари, министр по делам национального примирения Сирии Али Хайдар, президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси. Уже в сентябре в Москву прибыли президент Турции Реджеп Эрдоган и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Обе последние встречи крайне симптоматичны, но в то же время – диаметрально противоположны друг к другу по содержанию диалога. Но наибольший интерес представляет визит израильского премьер-министра.
«Ведь там - на четверть бывший наш народ»
Прошедшие между Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньяху переговоры вызывают неподдельный интерес, так как они уникальны в контексте истории российско-израильских отношений. Россия кратно усиливает свое военное присутствие с намеком на проведение масштабной боевой операции в стране, которая имеет общую границу и спорную с Израилем территорию. Помимо этого, Россия вписывается за коалицию, состоящую из трех экзистенциальных противников Израиля – Ирана, «Хезболлы» и Сирии. То есть мы одним фронтом выступаем с той страной, в которой еврейское государство шутливо называют «страной одной бомбы» (Иран); с группировкой, которая устроила апокалипсис на севере Израиля («Хезболла, 2006); и со страной, которая только за последние 70 лет пять раз участвовала в боевых действиях против государства Израиль (Сирия). В советский период истории подобная практика почти наверняка закончилась бы разрывом дипломатических отношений и как минимум боевыми столкновениями в воздухе между нашей и израильской авиацией (что уже было в Египте и Сирии).
Однако в современных российско-израильских отношениях господствует здравый смысл, а не идеологические установки. Второе, скорее характерно для политики Соединенных Штатов.
Целью визита израильского премьер-министра и сопровождающей его делегации, состоящей из высокопоставленных представителей военно-разведывательных структур, являлась необходимость ознакомиться с российским видением возможностей разрешения сирийского конфликта, степенью вовлеченности наших вооруженных сил и стремлением к предотвращению боестолкновений между российской и израильской авиацией. Обе стороны обозначили сферы своих интересов и обменялись необходимой для тесного сотрудничества информацией. Далее приводим несколько выдержек из переговоров:
Нетаньяху: «Наша политика — это сделать все, чтобы сорвать переброску оружия «Хезболле», и сделать все для того, чтобы предотвратить открытие второго фронта против нас на Голанских высотах». Тут стоит отметить, что Израиль после компании 2006-ого года страдает от перманентной паранойи в отношении Ирана и его союзников в регионе, одним из которых является «Хезболла». В представлении жителей еврейского государства, персы покоя не познают, пока не сотрут с лица земли Израиль. Что в целом, не полностью соответствует действительности.
Путин: «Мы никогда не забываем, что в государстве Израиль проживает очень много выходцев из бывшего Советского Союза. А это откладывает отпечаток на наши межгосударственные отношения. Все действия России в регионе всегда были и будут очень ответственными».
Помимо этого, Владимир Владимирович попытался уверить израильского премьер-министра в том, что Сирия не представляет для еврейского государства никакой угрозы: «Что касается Сирии, то мы с вами понимаем, что сегодня сирийская армия и Сирия в целом в таком состоянии, что им не до открытия «второго фронта», им бы спасти свое собственное государство».
По итогам переговоров, при главном штабе ВВС Израиля, а так же возможно и при командном штабе российской группировки в Сирии, был создан центр для координации и обеспечения взаимодействия с нашими ВВС, участвующими в борьбе с исламистами. Как уже говорилось выше, функционал данного центра будет сводиться к предотвращению различных инцидентов, в частности связанных с возможными столкновениями российской и израильской авиации в сирийском воздушном пространстве, а так же пересечением сирийско-израильской границы военно-воздушными силами обеих стран.
Отдельно стоит отметить, что в сотрудничестве на основе данного центра особняком будет стоять вопрос «Хезболлы», а конкретно – ее материально-технического оснащения. Израиль, как известно, неоднократно наносил удары по территории Сирии, где, согласно данным разведки, складировалось вооружение для данной структуры. С уверенностью можно сказать, что в материально-техническом обеспечении «Хезболлы» Россия участвовать не будет.
Итогом визита израильского премьер-министра стало финальное заявление: «Моя цель заключалась в том, чтобы предотвратить недопонимания между израильскими и российскими военными. Мы создали механизм для предотвращения подобного рода недопониманий. Это очень важно для безопасности Израиля». Можно предполагать, что Нетаньяху и делегация остались в полном удовлетворении от прошедшей встречи. Ведь с нами договориться то не сложно, если речь идет о честном разговоре. Чего до сих пор не понимают наши западные партнеры.
Не повторяя старых ошибок
Данная встреча крайне симптоматична по ряду причин. Не в последнюю очередь из-за того, что произойди сегодняшнее обострение вокруг Сирии с российским военным вмешательством буквально несколько лет назад, израильское военно-политическое руководство моментально десантировалось бы в Вашингтоне, а не Москве. С целью получить поддержку и гарантии безопасности. Проще говоря, еврейская делегация обратилась бы к тем, кто ее крышует. Сегодня же, израильтяне не только вылетели в Москву, но и не поставили об этом в известность Соединенные Штаты, которые находятся в определенном смятении от подобного демарша.
В связи с подобным разворотом израильской политики в сторону Москвы, крайне удивляет аналитика отечественных обозревателей, отдающая откровенным политическим антисемитизмом. Мол, Россия с Израилем находятся по разные стороны баррикад, и взгляды на будущее сирийского государства и правительства Башара Асада в частности, у нас расходятся полюсами.
Подобные экспертные заключения строятся на смутных представлениях об Израиле и его понимании о национальной безопасности. Еврейское государство пять раз встречалось с сирийской армией на поле боя, и трижды стояло на грани физического уничтожения. На северных границах Израиль имеет аналог современной Западной Украины, только профессионально подготовленной, хорошо вооруженной и высоко мотивированной. Иранское руководство и вовсе не стесняет себя в словах, и уже неоднократно обещало «евреев сбросить в море».
Опуская ряд других конфликтных факторов, связанных с палестинским терроризмом, отметим, что ввиду всего перечисленного выше, Израиль имеет полное право на свое понимание проблемы национальной безопасности. В контексте сирийского кризиса здравый смысл (что в целом спорно и весьма сомнительно) подсказывает израильскому военно-политическому руководству, что бесконечная война разномастных религиозных фанатиков на территории Ирака и Сирии для Израиля куда выгоднее, нежели сохранение и благополучие существующих в этих странах режимов. Можно бесконечно спорить о целесообразности подобного похода израильтян, но опять же – это их представления о своей национальной безопасности. С нашей точки зрения они ошибочны, хотя небезосновательны.
Возвращаясь к вопросу мнимого антагонизма России и Израиля по сирийской проблеме. Вопреки расхожему заблуждению, у обеих сторон существуют точки соприкосновения.
Во-первых, ни Россия, ни Израиль никак не заинтересованы в усилении Ирана. В частности в Сирии. Оказывая посильную поддержку сирийскому правительству и сирийской армии, иранские советники плотно интегрировались в вертикаль силовых структур Сирии, что вызывает вполне справедливое негодование со стороны «ветеранов». На сегодняшний день планирование военных операций и координирование боевых действий разномастных военизированных подразделений, выступающих на стороне Башара Асада, находится под плотным контролем Ирана. Что категорически не устраивает Израиль, видящего в этом угрозу для своей национальной безопасности. Усиление Ирана в Сирии у России также не вызывает восторга, потому что есть все основания предполагать, что наше военное вмешательство в кризис обусловлено отнюдь не желанием оказать интернациональную помощь во имя света и добра. Скорей всего речь идет о стремлении установить контроль над весьма ценными активами в регионе, в том числе выхватить за бесценок военные базы и регулярное присутствие в Средиземном море. С шельфовой и пустынной разработкой нефтяных и газовых месторождений, разумеется. Всяко лучше, чем в Арктике.
Во-вторых, существование оси Иран – Сирия – «Хезболла» по вполне естественным причинам вызывает опасения у Израиля. Для России подобный нерушимый союз хоть и не представляет никакой угрозы, однако и пользы от него нет. Потому что, опять же – это проецирование иранского влияния в регионе. Несмотря на весьма теплый период в наших отношениях, ни о каком стратегическом союзе речи и быть не может. Ибо живы еще слова Александра III. Игра в одни ворота, в данном случае персидские – это не наш метод.
В-третьих, есть все основания для предположения о том, что сирийские курды при посредничестве России войдут в обсуждаемую коалицию. Почти наверняка подобное условие будет (или уже было) выдвинуто с нашей стороны Башару Асаду, который, судя по имеющейся информации, готов закрепить за ними автономию. Так как Израиль активно работает по данному направлению, включая командирование в иракский и сирийский Курдистан своих военных советников, намечается очередной объект приложения совместных российско-израильских усилий.
Таким образом, военное вмешательство России в сирийский кризис оказывает колоссальное влияние на израильскую политику в отношении своих экзистенциальных противников в регионе. Так как Москва берет под свою полную опеку режим Башара Асада и скорей всего будущее Сирии, Израиль получает гарантии безопасности по данной проблеме. Следствием нашего опекунства над Сирией является негласный режим препятствования распространению российского вооружения, в первую очередь – его передача «Хезболле». Предполагаемая стратегия России, подразумевающая под собой установление контроля над сирийскими активами, и разделением нынешнего театра военных действий с Ираном (Тегеран забирает себе Ирак), почти гарантирует невмешательство персов во внутренние дела Сирии, что столь сильно беспокоило Израиль.
В случае успешной реализации российской стратегии в рамках антитеррористической коалиции в Сирии, сотрудничество между нами и государством Израиль сможет приобрести принципиально новые очертания. Что крайне привлекательно в контексте израильского разочарования в политике своего неизменного партнера в лице Соединенных Штатов, и российской долгосрочной миротворческой миссии в регионе, нацеленной на оформление пресловутого многополярного мира.