В таком неприглядном поведении Штюрмер улавливает сигнал для России, пусть и непреднамеренный: Европа и США демонстрируют свою неспособность «к надёжному антикризисному управлению». Особенно Штюрмер сожалеет о слабости Соединённых Штатов: ведь когда-то они делали мировую политику…
На тему слабости Европы рассуждает не только Штюрмер. Бывший премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен («Le Huffington Post», источник перевода — «ИноСМИ») тоже задался вопросом: «Китай и Россия отодвигают в сторону Европу?»
«Во имя ценностей нашей внешней политики и европейского строительства мы больше не можем позволять, чтобы решением украинского кризиса занималась одна Россия. Франция совершенно правильно вступила в переговоры по урегулированию конфликта в рамках «нормандской четвёрки». Тем не менее этот процесс был запущен слишком поздно», — считает автор.
По его мнению, Франции больше нельзя пускать дело на самотёк, если она не хочет остаться без стратегических союзников. Говоря с Москвой, Парижу следует отстаивать свои стратегические позиции.
Видимо, раньше у Парижа это получалось, а теперь нет: «Сегодня вопрос сближения России и Китая неразрывно связан с независимостью европейской политики, самосознанием Европы и лидерской ролью, которую должна играть Франция. Инициативы должны приниматься не только политическим руководством, но и представителями гражданского общества. Франция смогла это сделать при Франсуа Миттеране, Жаке Шираке и Николя Саркози, объединившись с другими европейскими странами, с которыми необходимо считаться в этом важнейшем вопросе».
Таким образом, точно так же, как Штюрмер упрекает всю Европу и отдельно Германию в «импотенции», Жан-Пьер Раффарен (только в более сдержанных выражениях) ругает Европу и Францию.
Что думают на эту тему российские эксперты? Способна ли вообще Европа принимать независимые решения?
«Самая рациональная и практически реализуемая идея — это создание европейских вооружённых сил, — сказал «Свободной прессе» политолог и гл. редактор издания «Геополитика» Леонид Савин. — Но поскольку основные лоббисты в ЕС представляют американские интересы, пока этот проект вряд ли возможно будет осуществить. Скорее всего, страны, входящие в блок НАТО, будут следовать жёсткой политике, которую навязывает Брюсселю Вашингтон. То есть будут размещать и увеличивать американские контингенты и выделять свои средства на подряды американским компаниям, которые заняты в оборонно-промышленном комплексе. Америка таким образом пытается решить часть своих проблем за счёт европейских партнёров».
Европа не способна играть самостоятельную политическую роль: «Не может как единое политическое целое. Если бы некоторые государства Европы проводили политику, которая отвечает их национальным суверенным интересам, толку было бы больше. Вспоминается басня Крылова о лебеде, раке и щуке, где каждый пытается отстаивать свои интересы внутри единого целого, но никому это не удаётся. Не случайно американские политологи называют Евросоюз small power — маленькая сила. Это отражает те реалии, которые имеют место в ЕС».
Строго говоря, заметим, эксперт ушёл в сторону от темы. Господин Штюрмер вовсе не ратовал за независимость Европы или Евросоюза. Напротив, он сожалел в своей статье о том, что США стали слабы, а ведь когда-то именно они организовали либерально-демократический мировой порядок. Посыл материала Штюрмера и в том, что неспособность Европы «к надёжному антикризисному управлению» сочетается с политическим кризисом США: если б Вашингтон мог, Европе нашлось бы за кем идти, а Германия преодолела бы свою «импотенцию». Недаром Штюрмер особо сожалеет о нынешней слабости Соединённых Штатов.
Директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий считает, что статьи вроде материала Штюрмера направлены на увеличение военных расходов: «Сначала эксперты говорят, что всё ужасно, что потерян контроль над ситуацией, никто ни к чему готов и так далее, а заканчивается всё тем, что нужно продолжать делать то же, что и сейчас, но выделить на это втрое-впятеро больше денег». Причём не важно, «что происходит на самом деле». По мнению эксперта, в ближайшем будущем «можно ждать наращивания военных бюджетов и усиление нажима со стороны Берлина и Брюсселя на своих партнёров».
«Немцы говорят, — сказал эксперт «Свободной прессе», — что не могут полагаться на Америку, но это не значит, что они хотят изменить свою политику. Нет, они планируют делать то же самое, но как бы самостоятельно, а, значит, на это нужно выделять больше денег».
Таким образом, заметим, вопрос свёлся к деньгам: бывший советник якобы выступает в роли просителя денежных сумм, а в политике Европы, как и в политике США, ровно ничего не изменится.
Мы не думаем, что вопрос исключительно в деньгах, тем более что немецкий канцлер денежные вопросы решает на удивление быстро (примером служит выделение миллиардных сумм для беженцев из Сирии, Ирака и прочих, прибывающих в ФРГ). Вопрос скорее в отставании политических элит ЕС, Германии и той же Франции (с её непопулярным президентом, на фоне которого даже Саркози заработал политические очки) от глобальных изменений, сотрясающих мир. Можно сказать, Европа и США проморгали Россию — и это стало шоком для президентов и канцлеров.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин