После превращения СССР в Российскую Федерацию пионерлагерь «Журавленок» превратился в одноименный детский оздоровительный лагерь-пансионат и просуществовал вплоть до начала-середины 2000-х годов, когда по какой-то причине оказался закрыт.
«Первый СМТ» никуда не делся, в отличие от владельцев большинства прочих почивших пионерлагерей, а «Журавленок» было решено отремонтировать, достроить, модернизировать и превратить в базу отдыха «Михайловское».
Однако, дальше переименования и кирпичных пристроек над пожарными лесенками жилых корпусов дело не пошло, и в настоящее время этот большой и превосходный лагерь заброшен.
Я, по свойственной мне привычке, крайне подробно отсняла всё то, что довелось осмотреть, – однако предлагать вам смотреть почти 200 фоток пионерлагеря – не слишком гуманно. Поэтому обзор составлен из наиболее информативных и симпатичных снимков.
Итак, в настоящее время территория лагеря представляет из себя спокойное и уютное место, заросшее травой и кустами.
У лагеря было своё собственное футбольное поле с трибунами, бассейн с двумя саунами, летняя веранда (почему-то представляет из себя закрытое здание), теннисный корт и прекрасный крытый бассейн.
На фото – заросшие трибуны возле футбольного поля и бетонные столы для настольного тенниса (там был еще корт для большого, но мы к нему не пошли)
Пять жилых корпусов (совершенно одинаковых) слегка изменились с советских времён – в 2000-е их уличные (пожарные) лестницы были обстроены кирпичной стеной с новой красной крышей и большим световым окном.
Однако, внутри жилых корпусов делать в общем-то нечего, поэтому мы начали осмотр территории с посещения бассейна.
Бассейн представляет из себя простое одноэтажное здание с очень красивым холлом.
Ровно за ресепшном расположена дверь в машинное отделение.
Справа и слева от ресепшена – две сквозные раздевалки «для мальчиков» и «для девочек» с выходом к бассейну.
Сам бассейн большой и светлый, к сожалению, без воды…
Также в здании находится химлаборатория для отслеживания санитарной обстановки.
И две сауны (финские бани) с парилками, мини-бассейном и банкетным залом.
Покинув здание бассейна, идём к столовой. Здание типовое, двухэтажное, совмещенное с библиотекой, досуговым центром и актовым залом.
Нетипичным в данном случае является то, что под лестницей столовой находится спуск в убежище. Почему-то так сложилось, что противорадиационные укрытия или бомбоубежища в пионерских лагерях предусмотрены не были практически никогда, и наличие такового – редкость и приманка для меня.
Итак, столовая. Находится столовая, как обычно, на втором этаже, подняться на который можно по внешним или по внутренней лестнице.
Трапезная со следами разрушения от времени и сырости. Судя по расстановке, последняя трапеза здесь была больше похожа на юбилей, поминки или свадьбу, нежели на пионерский обед
На кухне очень здорово: в отличной сохранности всё оборудование, включая посудомоечные машины, котлы и плиты, а также большие зеркала возле рукомойников.
На первом этаже этого же здания находилась библиотека, центр досуга и актовый зал. Библиотека здорово сохранилась.
«Центр досуга» представлял из себя кружки и спортивные секции.
Как я уже писала выше, в столовой находится вход в бомбоубежище. Бомбоубежище (хотя в данном случае это всё же противорадиационное укрытие) в этом лагере довольно большое, состоит из двух частей, соединенных переходом, имеет входы из столовой и административного корпуса, а также аварийный выход (тоже около столовой).
Привходовая часть, тамбуры и некоторые помещения были, судя по всему, захламлены неиспользуемым инвентарём еще в ту пору, когда лагерь действовал (но явно после развала СССР).
Весьма неожиданно было столкнуться в убежище со спасательными кругами и лыжами, да еще и в таком количестве.
ФВУ обыкновенная.
Остатки местного «актового зала».
В помещениях связи в приличном состоянии сохранилась кое-какая аппаратура.
Кроме того, оно протекает, поэтому всё добро отсырело, а местами заплесневело.
По убежищу из столовой можно пройти в административный корпус (в нём же расположен изолятор, на втором этаже).
К нашей неожиданности, в административном корпусе обнаружились незапертые обжитые помещения местных вахтёров, которых, впрочем, в них не оказалось.
Эти же вахтёры в холле корпуса устроили «красный уголок» (возле головы Ленина стоят свежие цветы).