Американский абонент прямой линии, которая, наконец-то, заработала между Пентагоном и российским министерством обороны — исполняющий обязанности помощника министра обороны США по вопросам международной безопасности Элисса Слоткин. Человек она не военный. На связь с Москвой выходила в режиме видеоконференции. "Эта встреча была первым шагом, как договорились президент Обама и президент Путин ранее на этой неделе, — говорит она. – После нее не случайно возникает Россия начала воздушные удары в Сирии". Видеоконференция длилась более часа и была очень теплой и профессиональной.
В США предлагают придерживаться международных правил полетов (насколько это возможно при боевых вылетах). Как и их оборонные ведомства, российские и американские летчики должны иметь канал коммуникации друг с другом. Не созваниваться же каждый раз с Москвой и Вашингтоном.
Телеканал CNN, тем временем, просвещает своего зрителя о том, на чем русские поднимаются в сирийское небо. Начинается ролик так: "Кричит одетый в гражданское. За ним виднеются развалы жилого квартала. Кто снимал, когда — неясно, но это точно не последствия российского боевого вылета".
Военно-космические силы ("Сухие" показывают следом) бьют строго по командным центрам и складам ИГИЛ. Основы программирующего монтажа. Склейка встык посылает однозначный сигнал о связи причины и следствия. То есть, бомбят русские без разбора, убеждают аудиторию. Чтобы она не удивлялась, почему подпись США появляется под совместным с Турцией, Великобританией, Францией, Германией, Саудовской Аравией и Катаром обращением к России с просьбой прекратить неизбирательные удары.
"Выражаем глубокую озабоченность в отношении российского военного присутствия в Сирии, и особенно атак российских ВВС в районах Хама, Хомса и Идлиба со вчерашнего дня, которые привели к жертвам среди мирного населения, а не поразили цели "Исламского государства". Мы призываем Российскую Федерацию немедленно прекратить свои атаки на сирийскую оппозицию и гражданских лиц и сосредоточить свои усилия на борьбе с ИГИЛ", — говорится в обращении.
Доказательств никаких. Это министерство обороны в Москве отчитывается о каждом вылете, а тут все вопросы к Рейтер. В пятницу агентство распространяет сообщение о том, что российские самолеты нанесли удар по городу Эль-Карьятейн в провинции Холмс, что привело к жертвам среди мирных жителей. И тут важно следить за руками. Перед тем, как выдать такое на ленту, редактор звонит в сирийский центр по соблюдению прав человека.
Своими сообщениями о зверствах сил официального Дамаска организация исправно снабжает добрую половину западных СМИ. Все бы ничего, но штат центра — это один единственный Рами Абдурахман. Третий год Абдурахман полезно сидит в Лондоне. Чтобы было, с чем потом выходить хотя бы на такие брифинги.
У Джоша Эрнеста тяжелая рабочая неделя. В день, когда российские самолеты впервые отправились на боевые вылеты и нанесли удар по позициям ИГИЛ, журналисты 46 раз спросили его об отношении США к происходящему. Один из 46 ответов: "Я удивлен, что это кого-то может удивить". Прямо из Белого дома это высказывание отправляется в копилку крылатых фраз американской политики. Так бывает, когда уперлись в тупик, поломали рулевые тяги и заклинило коробку передач.
"Мы унижены переговорами с русскими о безопасности наших полетов в Сирии", — говорит журналист Чарльз Краутхаммер. "Сегодня мы просим русских вести с нами переговоры так, чтобы они не сбили наши собственные самолеты, — выразил свое негодование Краутхаммер. — Самое большое унижение, это сегодняшнее заявление русских, которые назвали себя единственной стороной, имеющей законное право на полеты в сирийском воздушном пространстве. Так как они располагают просьбой и разрешением на это со стороны правительства Сирии, а мы нарушаем международное право, проводя там свои операции против ИГИЛ".
В лучших традициях немецкой психиатрии Der Spiegel помогает справиться с нахлынувшим спектром разнообразных (порой даже взаимоисключающих) тревог и страхов. Вас это беспокоит — давайте об это проговорим. "Вмешательство Путина — наказание за неудачные войны Запада. Горькая правда заключается в том, что мы едва ли имеем право возмущаться вмешательством России в дела Сирии по той причине, что Москва ввязывается в театр военных действий, которого Запад боится. От Вашингтона до Берлина нет никого, кто оказался бы готов действительно "запачкать свои руки". И это — неприятное наказание за неудачные войны Запада в регионе", — пишет Der Spiegel.
Наказаний без вины не бывает. США нужно было вовремя разбираться со своими боевиками и не раздавать оружие кому попало. "Нью-Йорк Таймс" поднимая подшивки прошлых лет (например расследование лауреата Пулитцеровской премии Сеймура Херша 2007 года), доказывает, что "Аль-Каида" изначально была вовлечена в сирийский конфликт.
В какой-то момент Вашингтон просто провел ребрендинг, назвав ее боевиков умеренной оппозицией. Чего же обижаться на Москву, которая сейчас возвращает вещам их имена. По крайней мере, Россия бомбит все эти группы исламистов, перешедших на сторону "Аль-Каиды" и ИГИЛ, или собирающихся это сделать, тем самым, оказывая Пентагону одолжение.
Если бы США действительно вместо поддержки сирийских боевиков хотели нанести ИГИЛ непоправимый удар, они бы перекрыли турецкую границу, через которую боевики "Исламского государства" получают подкрепления, оружие, снаряжение, транспорт и припасы. Закрыв турецко-сирийскую границу на севере и иордано-сирийскую на юге, США могли бы задушить ИГИЛ в течение месяца.
За минувший год, кстати, американская коалиция не нанесла практически никакого урона нефтяной инфраструктуре, подконтрольной террористам. А ведь питаются фанатики ИГИЛ не одними безумными идеями радикальных проповедников.