Москва намерена сохранить за собой ключевую военно-морскую базу в Тартусе, арендуемую ею у Сирии, поскольку это единственная средиземноморская база, которой может пользоваться российский Черноморский флот. В распоряжении России находится также база ВВС в Латакии, где проживают преимущественно алавиты.
На днях российская авиация приступила к бомбардировкам позиций боевиков как «Исламского государства», так и, по выражению Москвы, «всех прочих террористов». При этом сообщается, что удары были нанесены и по позициям группировок, которым оказывает поддержку Запад. При этом сам президент Путин подчеркивает, что у этого конфликта может быть только политическое решение.
США
США обвиняют президента Асада в том, что он несет ответственность за масштабные преступления, и поэтому, с точки зрения Америки, он должен покинуть свой пост. При этом Вашингтон согласен с тем, что для окончания войны и формирования переходной администрации необходим переговорный процесс. США поддерживают главный оппозиционный альянс Сирии — Национальную коалицию, и оказывают ограниченную военную помощь «умеренным» повстанцам.
С сентября 2014 года США в составе международной коалиции наносят удары с воздуха по боевикам ИГ и другим группировкам экстремистов в Сирии. Однако американцы избегают наносить удары, способные послужить интересам Асада, и не вмешиваются в военные действия, которые армия Сирии ведет против боевиков.
При этом американская программа по подготовке и вооружению 5 тысяч сирийских ополченцев, которые затем сражались бы с джихадистами ИГ, позорно провалилась: до линии фронта добрались буквально единицы бойцов.
Саудовская Аравия
Суннитское королевство полагает, что президент Асад не имеет права участвовать в разрешении сирийского конфликта, а вместо этого должен отказаться от власти в пользу переходной администрации, в противном случае его следует устранить силой.
Эр-Рияд является главным поставщиком военной и финансовой помощи целому ряду группировок, включая боевиков, которые придерживаются исламистской идеологии. Саудовцы всегда призывали ввести зону, запретную для полетов сирийской военной авиации, в интересах защиты мирного населения.
Руководство Саудовской Аравии было рассержено решением администрации Барака Обамы не вмешиваться в военный конфликт в Сирии после применения в 2013 году химического оружия, ответственность за которое многие возложили тогда на Башара Асада.
Позже власти в Эр-Рияде, озабоченные военными победами «Исламского государства» и ростом популярности этой группировки среди определенной части населения Саудовской Аравии, согласились присоединиться к западной коалиции, которая проводит воздушную кампанию против ИГ.
Турция
С самого начала беспорядков в Сирии турецкие власти резко критиковали режим Асада. По словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сирийцы «не могут терпеть диктатора, действия которого привели к гибели 350 тысяч человек».
Турция является главным партнером сирийской оппозиции и уже разместила у себя почти 2 миллиона беженцев. Однако политикой турецких властей, разрешающих транзит через свою территорию боевиков, оружия и беженцев, пользуются иностранные экстремисты, желающие присоединиться к ИГ.
Турция разрешила коалиции во главе с США использовать свои авиабазы для ударов по силам ИГ в Сирии после мощного взрыва, организованного исламистами на территории Турции в июле 2015 года.
При этом Анкара выступает против поддержки западной коалицией Отрядов народной самообороны сирийских курдов (YPG), являющихся крылом запрещенной в Турции Рабочей партии (PKK), которую ЕС и США также причисляют к террористическим группировкам.
Иран
Иран, региональный оплот шиитов, ежегодно тратит миллиарды долларов на поддержку алавитского режима Асада, отправляя в Сирию военных советников, предоставляя кредиты и продавая оружие с большой скидкой. Асад остается главным союзником Ирана в арабском мире, а через Сирию идут поставки оружия ливанским исламистам — движению «Хезболла».
Именно Иран побудил руководство «Хезболлы» принять решение об отправке боевиков на запад Сирии для помощи войскам Асада.
Иранские и иракские ополченцы, утверждающие, что лишь защищают шиитские святыни, на самом деле активно сражаются на стороне сирийских войск.
Иран также предложил мирное решение сирийского кризиса, кульминацией которого призваны стать свободные многопартийные выборы. Однако Иран пока что не принимал участия в многосторонних и безрезультатных мирных переговорах по Сирии, которые проводятся под эгидой ООН.