Мелкие предприниматели, которые до последнего времени ездили в Украину за товарами, после начала блокады полуострова отказываются от закупок на материке. Говорят, опасно и дорого. Виктор из Симферополя на днях ездил на очередные закупки одежды в Одессу.
«Ехали группой на микроавтобусе. Когда возвращались в Крым, водитель посоветовал отдать товар проверенным людям. Они, мол, гарантированно провезут его в Крым. Мы согласились и не прогадали, — рассказыват Виктор. — Минут за десять до КПП нас остановили на блок-посту «Правого сектора» и проверили весь микроавтобус. Обращались вежливо. Но у водителя потребовали документы, а всех пассажиров попросили выйти из микроавтобуса и открыть все большие сумки, которые были. Перед нами стояла легковая машина, так там перевернули весь багажник. Особенно интересовались продуктами питания».
Виктор рассказывает, что до симферопольцев в Крым проехал микроавтобус с севастопольцами. Они решили никому не отдавать товар и везли его с собой.
«Забрали все, — возмущается Виктор. — У нас, правда, ситуация не лучше. У меня товар был в большой сумке на колесиках. За то, что она проехала в обход якобы блок-постов «Правого сектора» и через украинскую, и российскую таможню, с меня взяли тысячу гривен и три с половиной тысячи рублей. Передали, правда, на следующий день, но ездить в Украину теперь уже просто невыгодно. Теперь я сам убедился в том, почему большинство наших предпринимателей теперь ездят в Москву или Турцию за товаром».
Крымская блокада началась раньше положенного
О том, что украинская граница с Крымом не на замке, сегодня заявили и в Россельхознадзоре. В ведомстве сообщили, что на крымском перешейке развернули из Украины шесть грузовиков с растительной продукцией. На нее не было документов. Ранее российские пограничники заявили, что задержали две фуры, в которых находились 40 тонн алкоголя.
Более жесткая реакция российской стороны на украинскую продукцию связана не только с борьбой с контрабандой, но и с ужесточением правил провоза. Об этом говорят и мелкие предприниматели. По их словам, крымских татар на блок-постах по блокаде Крыма почти не видно. А вот боевиков добровольческих батальонов стало больше. Впрочем, как и пограничников и таможенников на российском КПП.
«На переезде из Крыма в Украину и обратно теперь полноценно работают правила пересечения границы. Если раньше особенно не требовали, то теперь всех заставили заполнять таможенные декларации, что вывозим».
К слову, со своей блокадой Крыма украинские активисты сыграли на опережение. С 2016 года в Украине начинает действовать зона свободной торговли с ЕС, и на все украинские товары в РФ введут те же ограничения, под которые попадает продукция стран Европы и США: ввозные пошлины, квоты…
Попали под блокаду Крыма и рядовые украинцы. Они рассказывают, что после курортного сезона и блокирования грузопотока границу можно пройти за полтора часа и даже быстрее, но проехать мимо проверок «Правого сектора» невозможно.
«При выезде из Чонгара в сторону Крыма стоят два блок поста, между ними расстояние метров 100. На обоих постах стоял знак STOP и бетонные блоки поставлены так, что мимо не то что фура, а легковушка еле пролазит», — написал в соцсети Андрей Порсев из Мелитополя. Сергей Путилов из Донецкой области пишет, что в его машине даже аптечку перешерстили.
Боевики досматривают личный транспорт граждан и могут забрать даже консервацию и овощи, чтобы не кормили «оккупантов». «Моих родителей сегодня не пустили — сказали, что «много продуктов» (везли овощи и фрукты на 1 семью из 5 человек) — перешерстили всю машину», — написала в соцсети Светлана Коцубанова из Донецкой области.
Тем, кто возмущается незаконностью проверок, «Правый сектор» обещает «длительный» досмотр. Большинство предпочитает не спорить. «На вопрос, какое вы имеете право досматривать, настоятельно порекомендовали: «Лучше откройте и через 10 секунд уедете или …». Что или — не стали выяснять. Их очень интересовало, везем ли новые вещи», — делится своими впечатлениями харьковчанка Яна Игнатова.
Напомним, что инициаторы блокады Крыма заявили, что будут пускать на полуостров не более 50 кило продуктов на каждого въезжающего. Впрочем, находятся те, кто не сдается и умудряется провозить и больше.
«Вчера моего папу не пускали в Крым активисты «Правого сектора». По их мнению, он вез много продуктов — больше 50кг. Притом, что продукты — это домашняя консервация и немного урожая с дачи. Они приклепались, спрашивают: крымчан кормить едете. После долгой беседы все же пропустили», — написала в сети Ирина Горобец.
Сейчас в соцсетях украинцы обсуждают, как провезти в Крым и обратно продукты питания для родственников, чтобы боевики «Правого сектора» их не забрали. Часть, правда, говорит, что не все так жестко, но многие хотят обезопаситься. Делятся советами. Например, Катя Козлова советует по провозу консервации так: «Пусть мама банки в полотенце обернет….как тубус….Даже, если и будут открывать, то ничего страшного)) не переживайте! Может быть, что и не будут смотреть сумки)) Смотрят все дешевые сумки в клетку …из ткани как мешки… Их полностью досматривают) Сумки дорожные и спортивные, бывает, что и не смотрят».
Елена Побережная при этом рассказывает свою историю: «Передавали в Киев 3 банки варенья и 2 банки огурцов+ ялтинский лук. Все было в коробке. Коробку проверили (передавали знакомым с машиной, он еще и не смог ответить, что там), и пропустили».
Кому сейчас следует быть особо осторожным при прохождении границы в Крым, так тем, кто живет на Донбассе, пишут в соцсетях. Причем, даже не с «Правым сектором», а уже с пограничниками на украинском КПП.
«Только что проехали друзья со стороны Украины. На украинской таможне копались в телефонах, просили показать содержимое ноутбука, — написал Роман Руденко из Донбасса. — Смотрели фотографии. Это что — новое развлечение у таможенников!? Казалось, у них нет таких полномочий. Или я ошибаюсь? Кто-нибудь владеет информацией о правилах досмотра гаджетов и защитой личных данных?»
На вопрос жителя Донбасса многие ответили, что так происходит с теми, кто едет из Донецкой и Луганской областей и имеет тамошнюю регистрацию. В самой погранслужбе законность проверок не комментируют, но говорят, что проверяют в основном молодых людей — выявляют тех, кто воевал или помогал ДНР и ЛНР.