Дипломной работой Михалкова стал фильм «Спокойный день в конце войны», также снятый по собственному сценарию, написанному совместно с Рустамом Ибрагимбековым.
Защитил диплом и поехал служить на далекую Камчатку, на Тихоокеанский флот, матросом на тральщике.
Так закалялся характер Никиты Михалкова.
Начиная с первой картины, каждый последующий его фильм тут же становился событием. Сняться у Михалкова мечтали лучшие отечественные и мировые звезды.
Однако Никита Сергеевич обладает не только талантом режиссера, но и редким даром быть Человеком.
Когда на Съезде Союза кинематографистов седовласому Бондарчуку, режиссеру с мировым именем и первому, кто принес стране премию Оскар, коллеги устроили мерзкую травлю, то на его защиту открыто встал один Михалков.
О своей помощи он никогда не расскажет в публичном пространстве, тут у него как в Евангелии «правая рука не должна знать, что делает левая», но я знаю, что его личная благотворительная деятельность безгранична.
Тут и восстановление храмов, и детские дома, приюты, содержание стариков-актеров, с больницами, дорогостоящими лечениями, лекарствами, санаториями, помощь бойцам в зоне СВО, гуманитарная помощь жителям Донбасса.
Когда вандалы сначала в Мытищах, потом в Подольске взорвали памятник Николаю II работы Клыкова, скульптор сделал копию в уменьшенном виде, но из ФСБ приходит запрет на его установку. Тогда Никита Михалков напрямую обращается к Ельцину, убеждает его о необходимости такого памятника в России и от себя лично вносит внушительную сумму на его восстановление.
О благотворительности Михалков молчит, но о своей гражданской позиции высказывается громко и открыто, хотя, поверьте, ему есть, что терять. Собственно говоря, он и потерял, и много.
Казалось бы, немолодой режиссер, сообразно возрасту с кучей болячек, свое слово в кинематографе давно сказал, мировую славу завоевал, мог бы спокойно почивать на лаврах, выращивать на даче розы, писать мемуары и тихо выжидать, чем всё закончится, как это делают многие молодые коллеги по цеху.
А он, как Дон Кихот, с мечом и открытым забралом, защищает честь родного Отечества.
Вы спросите: Зачем он так рискует своим здоровьем, нервами, наконец, своей жизнью…? Столько оскорбительных словесных ударов он получает, как порочат и полощут его имя, а он не сдается. Зачем ему это..?
Тут, я думаю, ответ простой. Прежде всего, «виноваты» корни рода. Это они крепко держат его на земле, не дают согнуться, спрятаться, промолчать. Михалковы, Кончаловские, Суриковы, Голицыны, Глебовы, и даже ветвь знатных шотландцев Бальменов - все они веками, беззаветно и преданно служили Российской Империи.
Расскажу об одном небольшом «воспитательным» эпизоде из жизни юного Никиты Михалкова.
После выхода картины «Я шагаю по Москве», 18-летний мальчик проснулся знаменитым. На него вдруг обрушилась такая слава, совладать с которой не под силу и зрелым, закаленным знаменитостям. Из каждого окна звучала песня в его исполнении, моментально ставшая хитом. Микроб звездной болезни попал в неокрепшую душу. По всей своей комнате он развесил собственные фотографии и афиши.
Тогда мудрая мама, Наталья Петровна Кончаловская, прикрепила под фотографиями стрелки, которые указывали на скромный портрет его прапрадеда Василия Сурикова с надписью «Стыдись».
Так, звездная болезнь была побеждена навсегда. Из мальчишки начал формироваться серьезный, большой режиссер, покоритель кинематографических вершин.
Его удивительно тонкие камерные картины пронизаны духом русской культуры. Но насколько провидческой оказался фильм «Родня». Герои ругаются, разводятся, шумно выясняют и разрушают отношения, а над ними все ниже и ниже тревожно летят самолеты, предвестники войны.
Никита Сергеевич обладает большим мужеством. Уверяю вас, не каждому под силу сознательно завершить карьеру в киноискусстве. Таких примеров единицы. Завершить, но не покинуть своего благодарного зрителя.
В наш век, когда медийное пространство повально засорено бескультурьем, не владеющим русской речью, Никита Сергеевич, пожалуй, остается последним из могикан, хранителем русской культуры.
Его «Бесогон» - образец просветительской и образовательной передачи, подачи материала, внешнего вида и культуры речи. Надо ли говорить, что «Бесогон» Михалков снимает на собственные деньги, без единой государственной копейки.
Никите Сергеевичу исполнилось 80 лет.
Но глядя на него, в это невозможно поверить.
В нем по-прежнему пульсирует мощный имперский дух, под действием которого он крепко гоняет бесов нашей современности.
Удачи, Никита Сергеевич! Помощи Вам Божией на многая и благая лета!