Итоги хит-парада ZD-Awards-2015: всё лучшее в музыке
Читатели назвали победителей в 19 номинациях
Хит-парад «ЗД»-2015, в котором читатели «МК» по традиции коллективно подвели итоги музыкального года, напомнил актуальную историю про МКЖД — когда нам с таким воодушевлением рассказывали, оправдывая миллиарды на стройку века, какой замечательный городской транспорт мирового уровня появится в столице, а в итоге оказалось, что по старому-новому кольцу поедут все те же старые-новые, то есть грохочущие, скрипучие электрички советского образца, а совсем не суперсовременные «Сапсаны». В общем, тоже по традиции: хотели одно, получилось другое. Под гнетом этой грустной аллюзии ведущие «ЗД» комментируют сегодня итоги всенародных музыкальных выборов, в которых на этот раз принял участие 47 791 избиратель.
Лица стёрты, краски тусклы…
С нашей попсой тоже так: каждый год ждём одно и что-то новое, а получаем другое и всегда поеденное в отдельных местах жадной молью. Ожидания в минувшем году нарастали, в том числе из-за тотального засилья в телеэфире всевозможных шоу талантов (тренд не новый, но в последнее время как-то истерично обезумевший), где грозились открывать не только новые имена, но и новые горизонты шоу-бизнеса и поп-музыкальной культуры.
С именами как-то что-то, конечно, наскреблось. Ведь если вспомнить, то лет 20 назад в хит-парадах, скажем, не было никакого Билана, Лазарева, Земфиры, «Мумий Тролля», а теперь они почти как Киркоров с Пугачевой, Успенская с Леонтьевым, Ротару с Валерией, не говоря уже про Кобзона с Газмановым — на веки вечные. Яркими вспышками с начала века ослепляли нас то Басков с «Винтажем», то Лепс с Ваенгой, то Михайлов с «Корнями», то «Фабрика» с Гагариной, то Дубцова с Елкой, то Глюкоза с «Серебром», а совсем недавно — те же M-Band, Крид или Наргиз… Другие, ярко вспыхнув, успели уже и затухнуть — t.A.T.u., «Демо», «Братья Гримм», «Смысловые галлюцинации» и др. и пр.
В общем, процесс как бы идёт, горячие пирожки на музыкальном рынке, так или иначе, выбрасываются, ибо публика всегда жаждет зрелищ, а меню надо разнообразить. Однако системной трансформации шоу-бизнеса (и здесь не спасут шоу талантов, даже если их крутить 24 часа в сутки) так и не происходит, отчего и поп-музыкальная культура со всеми ее жанрами (от массовых до продвинутых и андерграундных) пребывала, пребывает и, видимо, будет еще долго пребывать в коматозном состоянии, как история с поездом, если не проводить другие параллели — с экономикой, политикой, вертикалью власти... Всё же взаимосвязано, как учили классики.
Достаточно посмотреть, как подпитывается «свежей кровью» вся современная музыкальная культура на Западе, какое колоссальное движение происходит там на корневом уровне продюсерской «клубно-разыскной» деятельности и художественной, так сказать, самодеятельности, чтобы понять всю безысходную печаль собственной ситуации, которую не спасут ни «голоса», ни «главные сцены», ни «фабрики звёзд», ни «новые волны», ни старые кони… Старые кони здесь могут только нагадить и истоптать газончик там, где ещё росла какая-то трава у дома. Достаточно вспомнить главный в этом году «системный» передел рынка шоу-бизнеса дубиной «патриотического медиахолдинга». Всю канитель закрутил как раз один из «старых коней», неожиданно возникший этаким зомби с кладбища музыкальной истории. А причина сыр-бора ведь была ничтожна: поющее семейство этого зомби — от детей до жены — отчаянно хотело голосить в федеральном эфире, а сам глава — заодно и отщипнуть жирный кусок бюджетного пирога. Разумеется, под патетическим прикрытием «патриотического воспитания». Теперь загадка: у такого «шоу-бизнеса» есть будущее?
■ ■ ■
Результаты прошлогодней ZD Awards 2014, так или иначе, были повторены в течение года с небольшими вариациями в версиях всех других масштабных национальных музыкальных премий и хит-парадов. При всей мизансцене, описанной выше, в этот раз читатели «МК» достаточно сильно перетасовали колоду известных карт. Что-то развеселило, удивило, а местами озадачило.
Неожиданно, скажем, снизился вес (по процентам голосов) непререкаемых, казалось бы, на сегодня авторитетов — Григория Лепса, Филиппа Киркорова или Земфиры, хотя с точки зрения «кассы» (к которой всегда, и не без основания, апеллирует г-н Киркоров) — это как раз люди первого эшелона. То ли наши музизбиратели не из тех, кто делает кассу на концертах, то ли те, кто всё ещё «голосует рублем», стали уже задавать самим себе вопросы и мучиться сомнениями.
С другой стороны, вновь актуальной стала стародавняя примета Сергея Лазарева, который еще лет восемь назад вывел формулу: «Голосуй, не голосуй — все равно получишь Билана». В те годы Киркоров ещё метал на Димона недобрые взгляды, сильно кипятясь из-за какой-то взбалмошной выходки этого «выскочки»: мол, «ты с мое на сцене попой, а потом и выделывайся!». Прошли годы. Билан таки перешел в категорию «вечных» и просто с феерическими результатами аннексировал (не в первый, надо признать, раз) сразу три номинации ZD Awards 2015 вкупе со своим новомодным данс-электронным проектом Alien 24. Сразу и не разберешь — то ли время застыло, то ли, наоборот, расцветилось новыми красками.
Билан, скажем прямо, и в ушедшем году работал ярко, честно и много. Однако если результат голосования объяснить не только «чистыми» голосами, но и активностью фан-клуба, то сразу возникают вопросы к поклонникам его прямого конкурента — Сергея Лазарева. В прошлом году он даже дважды получил награду «Певец года» (на ZD Awards 2014 в феврале и месяц назад на Первой национальной музыкальной премии), а теперь так неожиданно «просел» — в самый канун долгожданного похода на «Евровидение»-2016! Остается с замиранием наблюдать за развитием ситуации…