Майдан в Подгорице начинался очень по-черногорски: люди аккуратно поставили разноцветные палатки на бульваре св. Петра Цетиньского, пили кофе и разговаривали о насущном. Неспешное отношение к действительности — черта национального характера, сильно отражающаяся на политических процессах. Полиция курировала митинг первые две недели (посты по периметру, усиление в переулках вокруг центральных улиц), а потом устала и уехала, поскольку никакой агрессии со стороны митингующих не было — и не предвиделось. Но теперь ситуация может измениться, поскольку накал обстановки вокруг визита Столтенберга и 28 послов уже перерос разумные пределы.
Организатором антиправительственного митинга стал Демократический фронт и глава его парламентской фракции Милутин Джуканович (однофамилец премьер-министра). Между тем изначально его лидеры отказали главе международного движения «Нет войне, нет НАТО» («Ne u rat — Ne u NATO») Гойко Раичевичу в использовании антинатовских лозунгов, после чего Раичевич был вынужден поставить отдельную палатку, вокруг которой постепенно и вырос «антинатовский городок».
Как сообщает российский информационный портал в Сербии «Русский экспресс», 12 октября один из лидеров Демократического фронта Андрия Мандич обратился с открытым письмом к послам 28 стран альянса, в котором заявил, что «вступление Черногории в НАТО, проводимое нелегитимным правительством Джукановича, не может быть признано легитимным и законным, так как большинство граждан страны против вступления в НАТО и это решение никогда не признает». На сегодняшний день черногорские активисты «Ne u rat — Ne u NATO» уже призвали всех неравнодушных прийти на акцию протеста в день приезда в страну делегации НАТО.
В связи с событиями, происходящими в Черногории, заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк заявил, что настоящей причиной гражданских выступлений стало «накопившееся недовольство негативными последствиями многолетней политики передачи под внешнее управление элементов национального суверенитета Черногории, в результате чего за фасадом обновления государственности и процессов, именуемых евроатлантическими интеграциями, внутри страны создалось большое количество внутренних проблем и конфликтов». Он также отметил, что, в отличие от сценариев «оранжевых революций», на выступлениях в Подгорице отсутствуют зарубежные заказчики и спонсоры, а протесты носят общенациональный и общегражданский характер, поэтому требования протестующих заслуживают внимания и уважения.
«Проблему негативных последствий вступления в НАТО для Черногории следует скорее рассматривать в качестве катализатора всего комплекса социально-политических и экономических противоречий в этой стране. В создавшейся обстановке визит руководства НАТО только подливает масла в огонь разгорающегося социально-политического конфликта. Исключительно логикой блоковой экспансии можно объяснить те усилия, с которыми НАТО вербует в свои ряды небольшое балканское государство, в то время как наши предложения по сотрудничеству в борьбе с реальной угрозой ИГ остаются без внимания.
К каким тяжелым и даже трагическим последствиям приводят эксперименты по созданию протекторатов НАТО, хорошо известно в самой Черногории и на всем постъюгославском пространстве, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Грузии и на Украине. Поэтому не случайно, что против вступления в НАТО в Черногории последовательно выступает не только большинство парламентской оппозиции, но и Сербская православная церковь, многочисленные общественные организации и средства массовой информации. Этого ничего бы не было без поддержки этих усилий гражданами Черногории», — подчеркнул он.
Отдельного упоминания достойна позиция митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. Он лично прибыл на площадь, где происходит антиправительственный и антинатовский митинг, и заверил всех в своей поддержке. Конечно, от предстоятеля церкви нельзя было ожидать радикальных политических заявлений, но позиция православной церкви в Черногории и Сербии серьезно отличается от ее положения в России.
К слову, на митинге в Подгорице видны флаги не только Черногории, но и Сербии, России и Греции, а большинство лозунгов сопряжено с православным представлением о развитии страны. Митрополит Амфилохий считает, что «НАТО — национал-фашистский пакт, продолжающий дело Гитлера и Муссолини», так что власти должны сперва спросить мнение народа. «Как это вообще возможно, чтобы в Черногории приняли решение вступать в пакт НАТО? Против чего и кого будут тогда воевать черногорцы? Против России? Но это же сумасшествие!
Вся история Черногории всегда была историей братства и сотрудничества с Россией. И вдруг — власти Черногории принимают какие-то экономические санкции против России! 99 процентов населения страны против этих санкций. Однако для своих корыстных интересов администрация Черногории решила таким образом «повоевать» с Россией. И чем эти санкции могли напугать Россию? В Черногории смеются: «Что такое санкции Черногории против России? Это когда черногорцы не будут играть на гуслях!» — заявил митрополит.
Со своей стороны представители ДФ требуют создания переходного правительства, в котором не будет Мило Джукановича, олицетворяющего собой коррупцию и политическое лавирование, которое в стране принято обозначать хлесткими эпитетами. Парламентское меньшинство намерено добиваться пересмотра базовых соглашений с альянсом, даже несмотря на то, что пока не имеет никаких технических возможностей, помимо майдана, повлиять на атмосферу в Скупщине. Но возможности переизбрания парламента именно сейчас достаточно велики, поскольку его нынешний состав даже приблизительно не отображает реальное соотношений позиций в обществе.
Другое дело, что российские представительства по факту игнорируют сложившуюся в республике предреволюционную ситуацию. Уже несколько недель длящийся майдан пророссийского характера никак не засвечен в российских СМИ, и главная информация из Черногории последних дней — концерт Бориса Гребенщикова в Будве. Сюда же можно добавить активность проживающего в Черногории Марата Гельмана. Вообще жизнедеятельность россиян, по дешевке скупивших недвижимость в Черногории, стала вызывать в последние дни интерес даже у главы МИДа Сергея Лаврова.
Среди этих людей оказалось множество случайных персонажей, которые дискредитировали и первых покупателей так называемых русских сел вокруг Свети Стефана, и Россию вообще. А если прибавить к этому своеобразное поведение старого состава посольств в Подгорице и Белграде, получится чудотворный эффект, в результате которого черногорское пронатовское меньшинство оказалось способно перебороть подлинные чувства народа и склонить парламент к так называемому натовскому выбору.
Конечно, вхождение Черногории в НАТО со стороны НАТО уже представляется неизбежным. Летом будущего года республика, которая официально заявила в 1999 году о своем нейтралитете, но все равно получила от альянса свою порцию ракет (так, по горе Ловчен — высшей точке Черногории, где тогда стояла телевышка, было выпущено несколько «Томагавков»), в этот самый альянс теперь может вступить. На очереди Сербия. И на российском телевидении достаточно лоббистов этой позиции, в том числе из числа бывших государственных сотрудников в Белграде. Очень жаль ипотерянного времени, и того, что люди в Подгорице столь горячо отстаивают свою позицию, а ни одно российское средство массовой информации ни сказало об этом ни слова.