1. Азербайджан. Страна, которая своим существованием обязана одному человеку – Гейдару Алиеву. Азербайджан сплачивает история успеха – огромные деньги были получены от бурения шельфа Каспийского моря, и вложены правильно – в себя. В итоге – Баку вот-вот войдет в число «международных городов», то есть городов в которых делается постиндустриальная экономика, встав в один ряд с такими городами как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Дубаи. И тем не менее…
Угрозы
- не решенный конфликт с Арменией за Нагорный Карабах – за последние месяцы стороны вплотную подошли к повторной войне за Карабах.
- ваххабизм – для ваххабитов Азербайджан лакомый кусок. К сожалению, есть граждане Азербайджана, которые выехали на джихад в Турцию.
- возможное использование Азербайджана в войне США с Ираном – с передачей части территории Ирана Азербайджану и образованием т.н. Великого Азербайджана
- передача власти – у власти Ильхам Гейдарович Алиев, сменяемости власти нет. При этом – идя по пути европеизации, Азербайджан неизбежно идет по пути к майдану. Усугубляется это и резким падением цен на нефть – основного экспортного товара Азербайджана
- есть территориальные споры с Дагестаном за три приграничных района, есть проблема самоопределения лезгин.
Угроза майдана – пока невысока, но повышается
2. Армения – к сожалению, ее историю никак нельзя назвать успешной. Армения живет бедно, есть огромный клубок нерешенных проблем – даже закольцевать армянскую железную дорогу не на что хотя надо всего несколько километров пути проложить.
Угрозы
- не решенный конфликт с Азербайджаном за Нагорный Карабах – за последние месяцы стороны вплотную подошли к повторной войне за Карабах.
- майдан – нормальной сменности власти в Армении тоже нет. У власти находится клан выходцев из Нагорного Карабаха, участников войны. При этом – народ безмолвствует все громче, угроза майдана уже выше средней
Угроза майдана - выше средней
3. Беларусь – страна, которая прыгнула выше головы. Но дальше идти не может – нужны инвестиции, а их нет
Угрозы
- майдан, змагары – нормальной сменности власти в Беларуси нет, Лукашенко – двадцать лет у власти. Совершенно понятно, что Беларусь – следующая цель для организаторов майданов и к дестабилизации Беларуси – они приложат все силы. Что хуже всего – Лукашенко испугался нашей реакции на украинские события, и сам начал католицизацию Беларуси – была делегация Святого престола, договорились об открытии элитного католического университета в Минске. То есть – в извращенном виде повторяется история Пакистана – когда англичан заменили пакистанцы, но воспитанные англичанами и желающие быть англичанами. В Беларуси – будет православное и русскоязычное большинство, которым будет править католическое, беларусскоязычное, русофобское меньшинство. Которое уже есть и рвется к власти. Чем это чревато – пояснять надо?
Угроза майдана – средняя, растет
4. Казахстан – страна, в которой власть не менялась ни разу за всю историю. После смерти Назарбаева – возможен внутриэлитный раскол
Угрозы
- майдан, нормальной сменности власти в Казахстане нет, Назарбаев – четверть века у власти.
- этнические конфликты – в Казахстане педалировалась и педалируется тема казахского языка, есть агрессивное, озабоченное, русофобское меньшинство – ничуть не лучше, чем в Украине. Хуже того – оно берет пример с Украины, налаживаются связи (пока непрочные).
- массовое переселение людей в крупные города из мелких и из степи. В итоге – в городах концентрируется взрывоопасный элемент из селян, не имеющих нормальной занятости, постоянно находящихся в состоянии стресса из-за непривычной им городской жизни – но не забывших сельскую солидарность. Этот элемент усиленно обрабатывается всеми – от русофобской интеллигенции до вербовщиков ИГ. Это те же селюки, что и в Украине.
- последовательная исламизация Казахстана с распространением в среде молодежи радикального ислама
- Потенциальный Донбасс в виде депрессивных городов севера, в которых проживают в основном не казахи. Павлодар – это второй Донбасс. Конфликт в Уральске с казаками уже был. Хуже того, Назарбаев начал программу переселения с юга на север, что добавит межнациональной напряженности
- падение экономики из-за падения цен на нефть и рост социальной напряженности
Угроза майдана – средняя, растет
5. Кыргызстан – уже произошли два майдана, на повестке дня третий. Устойчивый раскол страны на север и юг. Тотальная нищета населения.
Угрозы
- майдан, как результат постоянной вражды между северными и южными кланами
- массовое переселение людей в города из мелких и из гор. Просто потому, что в городе есть хоть какая-то работа. В итоге – в городах концентрируется взрывоопасный элемент из селян, не имеющих нормальной занятости, постоянно находящихся в состоянии стресса из-за непривычной им городской жизни – но не забывших сельскую солидарность. Этот элемент усиленно обрабатывается всеми – от русофобской интеллигенции до вербовщиков ИГ. Это те же селюки, что и в Украине.
- последовательная исламизация Кыргызстана с распространением в среде молодежи радикального ислама. На джихад едут целыми семьями. Хуже того – особенность исламизации Кыргызстана в том, что там работают как шииты, так и сунниты, что чревато уже религиозными столкновениями
Угроза майдана – высокая
6. Молдова – уже произошли беспорядки, в Кишиневе стоит Майдан. Тотальная нищета населения, страна разграблена и проспидована.
Угрозы
- майдан, как результат тотального тупика и повального воровства.
- повторная дестабилизация Приднестровья как результат подрывных действий Украины
- острый социальный конфликт между сторонниками вхождения Молдовы в Румынию и сторонниками независимости
Угроза майдана – высокая, там он уже есть.
7. Россия – лидер постсоветского пространства, при этом Запад лидерскую роль России не признает. Страна показала высокую устойчивость к майданным провокациям – но угроз немало из-за постоянного давления с Запада и ущербной территориальной структуры страны, совершенно не учитывающей ошибок СССР.
Угрозы
- угроза майдана невысока, но она есть.
- повторная дестабилизация Кавказа как результат сознательных действий Турции, США, Саудовской Аравии и контролируемых ими террористических групп
- существующая и потенциально опасная структура управленческой пирамиды, при которой местным элитам объективно выгодно стремиться к независимости. Независимость – для них обозначает безнаказанность, невозможность привлечения к ответственности. До сих пор не сформировано никакого действенного противовеса чиновничьим элитам в виде крупного негосударственного бизнеса, которому выгодно работать в единой, не имеющей барьеров стране – крупнейшей при этом в мире. Нет нормальных, идущих снизу политических партий, кроме КПРФ
- постоянное давление со стороны международного сообщества
- потенциально очень долгий конфликт с Украиной с появлением украинского терроризма в России
Угроза майдана – невысокая.
8. Таджикистан – страна нищеты и гастарбайтеров. Потенциальный Афганистан
Угрозы
- угроза майдана есть, но со своей спецификой – в виде исламистского мятежа
- наличие конфликтов как между территориальными кланами, так и по линии: традиционный (читай, государственный) и радикальный ислам
- риск прорыва вооруженных банд из Афганистана
Угроза исламского майдана – выше средней.
9. Туркменистан – коммунизм с восточной спецификой
Туркменистан – это Таджикистан, но с газом. Запасы газа огромны что позволяет выручать деньги достаточные для поддержания социальной стабильности и какого то развития. Единственная страна в мире, где каждый гражданин может получать бесплатно определенное и довольно большое количество бензина, воды и газа в месяц.
Угрозы
- риск прорыва вооруженных банд из Афганистана
- риск переворота – небольшой, но он есть. В сущности, дестабилизировать Туркменистан может лишь дестабилизация всего региона
Угроза исламского майдана – ниже средней.
10. Узбекистан – страна, которой нет в новостных сводках, но напряжение там медленно, но верно растет
Угрозы
- майдан, нормальной сменности власти в Узбекистане нет, Каримов – четверть века у власти и ему 77 (!!!) лет. Сына тоже нет – только дочери. Смена власти может вылиться во что угодно, в том числе в кровавую бойню.
- В Узбекистане – нет этнических конфликтов, а есть взрывной рост населения, для которого нет работы. Есть раскол на вестернизированное, в основном живущее в Ташкенте меньшинство и большинство из небольших городов… а то и из Ферганской долины, потенциально очень взрывоопасного места. Есть успешно до поры подавляемый агрессивный ислам. В момент слабости власти поднять людей на мятеж можно даже тем, что пообещать прописать всех кто захочет в Ташкенте.
- Узбекистан – полицейское государство, там огромное количество полиции – но это лишь отталкивает туристов, создает отчуждение между европеизированной частью общества и властью и создает ложную гарантию безопасности для самой власти.
- Узбекистан – борется за майку регионального лидера с Казахстаном – но это чревато, так как ресурса для лидерства, прежде всего финансового – у Узбекистана нет.
Вообще, будь я президентом России, я бы особое внимание в международной политике уделил бы именно Узбекистану. Потому что Узбекистан – это почти удавшийся проект построения европейской страны с европеизированным населением в Средней Азии. Важно это не потерять – это плод как минимум столетнего нашего труда. Если удастся не допустить скатывания Узбекистана в исламизм с одной стороны и обеспечить уровень цивилизованности, хотя бы как в Восточной Европе (убрать толпы ментов, что-то сделать с экономикой, открыть страну туризму, обеспечить регулярные выборы и нормальную политическую жизнь) – Узбекистан может стать локомотивом цивилизации всей Центральной Азии, опорным камнем в барьере для ваххабизма с Ближнего Востока и источником мигрантов в Россию – но не гастарбайтеров, а русскоязычных, готовых интегрироваться в наше общество людей. В Узбекистане – нет ненависти к русским и русскому языку – это важно.
Кто-то сейчас забился в истерике. Но надо понять, наконец, что и Узбекистан, и Таджикистан – как и Украина будут всегда рядом с нами, мы на Луну не улетим от них. Россию на другой континент не переместить и стеной не отгородить. И к нам будут приезжать мигранты – если там взрывной рост населения. Тоже никуда мы не денемся от этого. И нет в этом ничего плохого. США – это страна мигрантов, и поди ты – мировой лидер. Но мы – можем выбрать кого и как к нам пускать. И от нас зависит, будут ли они приживаться у нас или станут подобно пороху, рассыпанному по полу.
Угроза майдана – средняя, растет
11. Украина – надо еще что-то говорить – или все сказано? Это пример полномасштабной национальной катастрофы.
Угроза майдана – майдан уже не поможет.
12. Грузия – это мини-СНГ, страна со всеми болячками, какие только могут быть
Угрозы
- майдан, как реванш саакашистов. Истинная же проблема Грузии в том, что массовый потребитель для нее – может быть только российским. И экономика, которая строится против России – неэкономна, какой бы красивой и европейской она не была.
- Этническое противостояние – с осетинами, с абхазами, в перспективе – могут быть и другие народности. Грузия очень неоднородна
- Грузия – борется за звание форпоста НАТО на Кавказе со всеми вытекающими. При этом – НАТО для Грузии это не безопасность, а наоборот – попадание под прицел. Но ни до кого это не доходит.
Угроза майдана – высокая
В целом:
1. Не решена проблема языка. Совершенной дикостью является то, что русский язык преподносится во многих странах как средство оккупации, порабощения, хотя в нормальном, цивилизованном мире, знание языка позволяющего общаться на такой огромной территории, вообще знание любого «глобального языка» - это не минус, это огромный плюс! Но националисты (которые часто себя еще «европейцами» называют) – просто взрываются, когда поднимается вопрос о языке. И это не шутки – Украина так в гражданскую войну скатилась! Безумное стремление заставить людей, которые никогда не говорили на украинском выучить украинский… что это, как это вообще понимать? Это не свобода, не демократия, свобода тут и близко не лежала. Это не Европа – нигде в Европе политики не выступают на предвыборном митинге в футболке «Вчить, б…, нашу мову!». В Беларуси легализовано двуязычие – но змагары никак не унимаются, даже видя страшный пример Украины.
2. Не решена проблема нормального сосуществования народов. Когда говорят о европейском правиле неприкосновенности границ, хочется ткнуть носом в тех же неграждан в Прибалтике. В совершенно дикую бытовую ксенофобию. В марши под крики «Москалей на ножи!»
Неприкосновенность границ – сопровождается (должна) еще и полным табу на любые темы, способствующие унижению одного из проживающих в государстве этносов, на деление людей на людей первого и второго сорта. Если же это есть – а на постсоветском пространстве это есть везде, включая и европейскую Прибалтику – то о какой неприкосновенности границ можно говорить?
3. В девяносто первом году – пятнадцать республик стали пятнадцатью суверенными государствами. Но до сих пор та же Украина считает, что суверенитета у нее нет. По крайней мере, часть украинцев, мнящих себя патриотами, так считает. Но как же так? Кто-то все эти годы – получал зарплату в гривне, исправно ходил на выборы и майданы, пел украинский гимн. Какой еще суверенитет вам нужен? Да, и деньги кто-то брал взаймы…
Почему то под реальным суверенитетом подразумевается отторжение от России. В Прибалтике оно полное (то есть закрылось все что только можно, не работают порты, никто не покупает шпроты), в Украине оно на марше. В Беларуси – змагары мечтают о том дне, когда Беларусь запретит русский язык и вступит в конфликт с Россией.
Простите, но это тоже не Европа, и не Азия даже. Это уже Африка. Те же финны – специально вешают указатели на русском в порту и ценники на русском в магазинах, чтобы русским было удобно приезжать и тратить деньги. А знание русского это не минус, а плюс – ты сможешь лучше устроиться на работу. И что? Финны неправы, финны должны помнить войну 39-го года, потерянные территории и ненавидеть, ненавидеть, ненавидеть? Да, только в Финляндии почему то дворник получает две тысячи евро, а украинцы на польских трассах унижаются, чтобы им заплатили два доллара в день. Так кто из них прав?
Современный мир – это мир экономический. Каждая страна, каждый народ продает себя и то что у него есть. Каждый народ стремится заработать. Кто-то торгует своими побережьями и пляжами. Кто-то своими нефтью, газом, зерном. Кто-то высокими технологиями. И конечно же, все кроме Северной Кореи и Зимбабве принимают туристов. Финны, когда был СССР – зарабатывали на перепродаже товаров между СССР и капстранами, на этом заработали достаточно денег, вложили в свою индустрию, сейчас зарабатывают продажей телефонов, винтовок, водки, масла, постройкой ледоколов, предоставляя свои порты для разгрузки товаров в Россию. И конечно же принимают туристов – а как иначе. И мы тоже. Питер вон сейчас на туристах поднялся – рубль упал, съездить в Питер стало очень дешево, и повалили туристы на паромах желающие за недорого провести день – два в России. А чем зарабатывает Литва? Русофобией и русофобскими заявлениями Грибаускайте? А чем планирует зарабатывать Украина? Проституцией? Стать гей-центром СНГ и задницей торговать?
Вот этот вот дикий, внеэкономический иррационализм – не только не изжит, в молодом поколении он едва ли не сильнее. В этом смысле – Россия намного ближе к Европе, чем Украина или Прибалтика. Русофобия – делает эти страны безумными.
4. Проект СНГ провален, проект ТС фактически дискредитирован. Ничего другого на замену – нет. Нет и формулы совместного существования на постсоветском пространстве.
Последней была Чечня, а те конфликты, которые вспыхнули еще во времена СССР – удалось погасить к середине девяностых. В основном – погасить за счет чудовищного экономического спада и усталости целых народов не только от войны, но и от жизни вообще. Но не решить. Была надежда на то что экономический рост нулевых как то пригасит все проблемы в отношениях между народами. Но после Украины – от надежды не осталось и следа. Не только не пригасили – подспудно копившаяся годами злоба в один момент вырвалась наружу, обернувшись гражданской войной. Вчерашние продавцы и менеджеры накрывают Градами города, пытают людей на подвалах. А взрыв ненависти между русскими и украинцами в Интернете – это вообще что-то невероятное.
Але, народ! Европа пришла к миру и прозрачности границ через две мировые войны! Нам тоже надо? Или ограничимся чужим опытом?