Транстихоокеанское партнерство. Добро пожаловать в дивный новый мир!
На фоне таких знаковых событий, как юбилейная Генассамблея ООН, военная операция России против террористов Исламского государства, встреча нормандской четверки в Париже, СМИ не то, чтобы обошли, но и не сделали информационным поводом №1 подписание итогового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. А ведь это предельно знаковое событие в процессе переформатирования мира, который только и может позволить международным финансовым элитам сохранить свое господство.
Эпоха капитализма объективно подходит к своему финалу. Экстенсивная система, которой для развития нужно вовлекать в себя все новые и новые некапиталистические зоны для ограбления, дала слабину уже в конце 19 века, что вылилось сначала в Первую Мировую войну, уничтожившую конкурентов Великобритании и США. Однако обновленная Россия в виде СССР чудесным образом воскресла как феникс из пепла и гигантские территории с массой полезных ископаемых остались вне зоны досягаемости капиталистического мира. Дальше Вторая мировая и победа СССР, опять не давшая включить российские территории в «зону свободной торговли». Все решила капитуляция советской элиты в холодной войне. И когда капитал наконец-то решил свою давнишнюю проблему, оказалось, что он сам себя загнал в ловушку. Стало просто некуда развиваться, т.к. все рынки оказались в единой мировой капиталистической системе. Накачка внутреннего спроса путем потребительского кредитования и перекредитования завершилась кризисом 2008 года. Появились работы философов о конце истории и т.д. Собственно, что делать для сохранения капитализма и либерально-демократического мира, непонятно.
Тем не менее, очень хорошо понятно, что делать для сохранения господства актуальных мировых элит, т.н. корпоратократии. Вариантов несколько, хоть они все, по сути, и сводятся к единому знаменателю, который пару лет назад озвучил очень крупный западный ученый и философ, автор мир-системного анализа Иммануил Валлерстайн. Он сказал, что капитализм можно сохранить, только отказавшись от демократии. Нет нужды, наверное, напоминать знаменитые слова Георгия Димитрова о том, что такое «открытая террористическая диктатура наиболее реакционных элементов финансового капитала». Ясно, что и Димитров в 20-м веке, и Валлерстайн в 21-м говорили об одном и том же – о фашизме. Не зря Запад дал порезвиться бандеровцам на Украине и создал коллективного Гитлера в исламском мире. Но это одна сторона медали. Вторая лежит в плоскости экономического господства, но не путем развития собственных сил (на развитие уже, по сути, наложено табу), а путем «опускания» всех хоть сколько-нибудь развитых мировых игроков. Речь в первую очередь не о России (для нас еще давно команда Эла Гора придумала концепт «устойчивого развития», который есть неразвитие), а о Евросоюзе и Китае.
Для «опускания» этих двух субъектов разработаны принципы т.н. Трансатлантического и Транстихоокеанского сотрудничества. Это что-то типа региональной ВТО, в которой предлагается свободная конкуренция льва и ягненка. Точно таким же образом Западная Европа «расправилась» с Восточной путем включения ее в экономическую зону Евросоюза. Теперь американские элиты, спасая себя любимых, хотят поживиться за счет Европы. Пока Брюссель и национальные правительства вяло сопротивляются, но, возможно, рост национализма, связанный с проблемой беженцев, сделает необходимое дело.
Пока же нанесен удар по Китаю. Участники соглашения о Транстихоокеанском партнерстве – это 12 стран: США, Канада, Мексика, Перу, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия и Новая Зеландия или 40% мировой экономики и треть мировой торговли. Также присоединиться к блоку выразила желание и Южная Корея.
Истинную цель данных соглашений никто даже не пытается скрыть. Так Обама заявил: «Когда более 95% наших потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила, открывая новые рынки для американской продукции». Также Барак Хусейнович убежден (или делает вид, что убежден) в том, что соглашение будет защищать рабочие места в США и окружающую среду «больше, чем какое-либо другое соглашение в истории».
И действительно, от данных договоренностей выиграют лишь самые сильные экономики США и Японии, которые получат свободные рынки сбыта для своей продукции. Что будет с производством каких-нибудь Перу или Вьетнама, нетрудно предсказать, глядя на пример Болгарии или Греции в Евросоюзе. А по закону Архимеда, коль скоро рынки ЮВА захватят США и Япония, то для Китая в этом регионе, считающимся зоной его интересов, начнутся проблемы.
Профессор Валерий Миронов считает, что «Соединенные Штаты, формируя соглашение о партнерстве, во многом преследовали цель сдержать Китай, не допуская чересчур заметного его доминирования в этом регионе». Но тут убиваются одним выстрелом два зайца. Сдерживается развитие не только Китая, не вошедшего в ТРР, но и стран, подписавших договр. Все это так и свободная торговля здесь вообще не причем. Данный вывод подтверждает лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц:
"Вы услышите много разговоров о важности TPP для "свободной торговли". В реальности же это соглашение об установлении контроля над торговыми и инвестиционными связями стран-участниц партнерства. Это делается от имени самых влиятельных деловых лобби каждой из стран. Не стоит заблуждаться: если посмотреть на наиболее сложные вопросы, по поводу которых еще ведутся споры, станет ясно, что ТРР – это соглашение совсем не о "свободной" торговле".
Тем не менее, мы уже говорили, что проект разрушения экономик стран ЮВА реализуется отнюдь не ради повышения благополучия американских граждан, а для сохранения власти транснациональных (во многом, конечно, американских) элит. Несмотря на Обаму, доказывающего, что соглашение сможет «помочь нашим компаниям продавать больше американских товаров и услуг во всем мире, и мы сможем помочь большему количеству американских рабочих конкурировать и побеждать», с американскими рабочими все не так просто.
Очевидно ведь, что корпорации будут делать то, что делают всегда – перенесут производства в страны, где труд оплачивается минимально, т.е. в ЮВА. Результат все увидели на примере Детройта, превратившегося практически в город-призрак. На сегодняшний день в США порядка 100 млн безработных и продолжение процесса переноса производств только усугубит положение, запускающее цепную реакцию. У безработных проблемы с жильем, они не создают семьи, не рожают детей, не могут дать образование таки рожденным детям и т.д. В Канаде и Австралии многие уже вполне обоснованно говорят о том, что реализация соглашения приведет к потере рабочих мест.
Долго ли можно удерживать первенство в той же науке, основываясь только на иммигрантских мозгах? Ведь в странах-донорах с образованием тоже не гладко. Или, может, в этом заключается цель – темными народными массами легко управлять, а при нынешнем уровне технологий, много квалифицированных работников совершенно не нужно?
Не знаю, насколько эта мысль пахнет конспирологией, но уже известны три момента в данных соглашениях, которые не просто слабо связаны с либеральным принципом свободной торговли и честной конкуренции, но отдают ряд отраслей в как бы суверенных государствах под полный контроль транснациональных корпораций.
1. Защита окружающей среды. Крупные энергетические корпорации получат право бурить там, где раньше это запрещалось из-за экологических факторов;
2. Фармацевтика. Фармкомпании получат монопольное право на фирменные торговые марки на более длительный период времени. Представители организации «Врачи без границ» считают, что «Это даст им возможность дольше поддерживать высокие цены на эти препараты, а также остановить или существенно отсрочить появление на рынке значительно более дешевых дженериков, играющих жизненно важную роль для мирового здравоохранения».
3. Табачная отрасль. Известно, что государства принимают законодательство, призванное бороться с табакокурением и вредом здоровью, наносимым им. По условиям соглашения споры между международными табачными компаниями и государством, корпорации смогут судиться с национальными правительствами в частных арбитражных судах. Получается, что ТНК имеют право оспаривать решения правительств на суверенной территории.
Согласитесь, это какой-то совершенно новый миропорядок, не слишком-то сочетающийся с демократией, принципом национального суверенитета, рыночной конкуренцией, т.е. с классическим капитализмом. Не зря Сергей Лавров сказал, что ТРР может стать причиной обесценивания универсальных принципов ВТО, т.е. той самой свободной торговли и конкуренции. Корпоративное общество без границ, друзья. Прямо как завещали некоторые европейские деятели 20-го века.
Итак, капитализм – демократия = фашизм. Добро пожаловать в дивный новый мир.