В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Он много снимался в кино и к началу 1970-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров. В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме «Джентльмены удачи». Предложения сниматься после этой роли посыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Крамаров даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений. Потом простить себе не мог, что упустил роль Петрухи в «Белом солнце пустыни» — не разглядел талантливого режиссёра и перспективного сценария.Когда в управлении делами дипломатического корпуса распределяли машины, оставленные уехавшими работниками посольств, начальник управления выдал артисту разрешение на приобретение белого «фольксвагена-жука», на котором тот потом щеголял по улицам Москвы.
В 1972 году Савелий поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, закончив ГИТИС, Крамаров так и не устроился ни в один из советских театров.
В ГИТИСе Савелий познакомился со своей первой женой — однокурсницей Людмилой. Она позже рассказывала, что её очень рассмешил номер с роялем. Но их брак длился совсем недолго. Потом встречался с Марией. С ней Крамаров расписан не был, но вместе они прожили тринадцать лет. Она была архитектором. Савелий нравился ей своей чистотой и наивностью, увлечённостью любимым делом. Они стали жить вместе. Маше нравилось, что Савелий серьёзно заботился о своём здоровье: не пил, не курил, ел пищу без соли, без острых подлив, ложился спать строго по заведённому расписанию.
В советском кино Крамаров стал настоящей звездой. Дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов был смеяться. В 1974 году Савелий Крамаров стал заслуженным артистом РСФСР. Как-то на вопрос о планах на будущее Савелий с присущим ему юмором ответил: «Буду копить на народного!»
Эмиграция в США[ |
Круг общения и дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали Крамарова человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу[ Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.
Савелий Крамаров подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что в Израиле у него единственный родной ему человек — его дядя, но ему отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку»
Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал «Письмо президенту США Рейгану», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».
Савелий Крамаров покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с ним после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал гастроли Крамарова в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии. В Лос-Анджелесе Крамаров стал сниматься сначала в рекламе, затем и в кино.В США Савелий обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — артиста Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл роль кагэбэшника Бориса. В финале Борис появлялся на экране за лотком с хот-догами. Эта сцена позволила на родине артиста говорить, что Крамаров в Америке стал торговать сосисками.
Вскоре Крамаров снялся в фильме «2010», где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.
Потом были фильмы «Вооружён и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Крамаров вступил в американскую Гильдию киноактеров, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в России, его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Люди, поработавшие с Крамаровым, относились к нему с интересом и уважением. Даже такие звёзды, как Уоррен Битти и Робин Уильямс.
В Россию Савелий Крамаров смог приехать только в 1992 году как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году.Крамаров готов был играть в Америке серьёзные роли и вскоре получил бы такую возможность: его утвердили на роль без кинопробы, но у него был обнаружен рак. Крамаров боялся смерти, причём больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью большое внимание — совершал голодовки и занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием, не употреблял алкоголь.
В январе 1995 года Крамаров почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актёр терпел, а потом отправился к врачу. У него обнаружили рак прямой кишки — колоректальную карциному. 2 февраля 1995 года Крамарову удалили опухоль, при этом он получил колоссальную дозу химиотерапии. У него случилось осложнение — полостная операция привела к эндокардиту (воспаление оболочки сердца, при котором деформируются сердечные клапаны). Последовал тромбоз, затем инсульт, началась борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной
Скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульта. Похоронен на еврейском мемориальном Кладбище «Холмы Вечности» (англ. Hills of Eternity Cemetery) в Колма (Сан-Матео) близ Сан-Франциско. 12 октября 1997 года на могиле Крамарова был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.
Фактически Савелий Крамаров был женат трижды. Первой женой была однокурсница Людмила из ГИТИСа. Потом встречался с Марией. С ней Крамаров расписан не был и прожил тринадцать лет. В 1986 году женился во второй раз, жена Марина через год родила дочь, названную в честь матери Крамарова — Бенедикта, по домашнему Бася. После развода с Мариной отношения у Крамарова складывались напряжённо. Последней женой стала Наталья Сирадзе — с ней Крамаров прожил полгода ....Крамаров — яркий самобытный комик конца 1960-х — начала 1970-х годов. Выигрышная внешность (косоглазие, приятная улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли Крамарову создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Герои Крамарова всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Крамаров был ярким представителем советской сатиры. Любой, в том числе неюмористический текст Крамаров умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.
Так как персонажи типажа Крамарова не могут быть главными в фильме, главной киноролью Крамарова можно считать роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из фильма А. Серого «Джентльмены удачи» (1971). Со всей убедительностью Крамаров показывает человека неплохого, не злонамеренного от природы, не до конца испорченного, но ставшего преступником в силу собственной неразвитости, несамостоятельности. Можно предположить, что Федя в юности попал под дурное влияние закоренелого негодяя, что привело его в тюрьму. Для Феди ещё не всё потеряно: видно, как талантливый детсадовский воспитатель, воплощаемый Е. Леоновым, помогает Феде делать существенные шаги к исправлению. В этом фильме Крамаров великолепно вписался в ансамбль мастеров комедии — Евгения Леонова, Георгия Вицина. Фильм имел большой успех, многие фразы из него, в том числе крамаровские, стали крылатыми.
Крамаров участвовал в обеих экранизациях романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», играя у Л. Гайдая одноглазого председателя васюкинского шахматного клуба, а у М. Захарова — слесаря-интеллигента или, как его называл О.Бендер, гусара-одиночки с мотором Полесова.ru.wikipedia.org