Проект «Буратино» был почти неизвестен до недавнего времени и считался среди знатоков необычных вооружений настоящей жемчужиной российского оружейного арсенала. Техническое название «Буратино» – ТОС-1, эта система классифицируется как тяжелое термобарическое оружие, предназначенное для многократного уничтожения любых препятствий, возникающих на его пути. Она предназначена для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника, расположенной на открытой местности и в фортификационных сооружениях. Система в чем-то сравнима с реактивными системами залпового огня (РСЗО), однако в отличие от них использует другой тип ракет и обладает меньшим радиусом поражения (около 6 километров). Установка ТОС-1 была разработана в начале 1980-х годов и успешно применялась советской армией в Афганистане, и позже – российскими вооруженными силами в Чечне. Сегодня, судя по некоторым данным, она появилась в Сирии.
Установка «Буратино» оснащена ракетами калибра 220 мм и в соответствии с этим калибром относится к тяжелой артиллерии. На этом типе носителя могут устанавливаться два различных вида боеголовок: первая – с зажигательным составом взрывного типа, и вторая – с топливно-воздушной смесью. Их иногда называют также термобарическими боеголовками. Этот вид боеприпасов при взрыве высвобождает огромное облако воспламеняющегося вещества и производит колоссальные разрушения. Благодаря особой разрушительной силе такая технология применяется для уничтожения укрепленных бункеров и подземных сооружений.Узел управления огнем «Буратино» считается весьма современным, все операции по наведению и захвату цели осуществляются из автоматического транспортного средства с дистанционным управлением. ТОС-1 оборудована оптическим видоискателем, баллистическим вычислителем и лазерным прицелом, измеряющим дистанцию до цели с максимальной погрешностью около 10 метров. Полученная информация автоматически подается в электронный баллистический вычислитель, который производит расчет необходимого угла прицела и смещения. Экипаж состоит из трех членов: командир, стрелок и водитель.
Это поистине кошмарное российское оружие со странным названием воспринимается многими почти наравне с атомной бомбой. Взрыв, произведенный ТОС-1, создает сферу раскаленных газов при крайне высоких температурах в сочетании с разрушительным избыточным давлением. Для обеспечения такого эффекта применяется комбинация специальных взрывчатых веществ в форме геля или пудры и металлических добавок с атмосферным кислородом, действующим как окислитель. После чего смесь способна мгновенно воспламеняться при помощи специального запального устройства. Русские были пионерами в разработке и широком применении вооружений, основанных на подобных принципах, однако американцы также внесли свой вклад, особенно во Вьетнаме, где авиационные бомбы объемного взрыва типа «Daisy Cutter» (косилка маргариток) быстро устраивали на месте джунглей посадочные площадки для вертолетов.
В Сирии такие разрушительные вооружения, возможно, уже применяются для разрушения баррикад, построенных повстанцами или бункеров, где они прячут сторонников ИГИЛ. Какой бы ни была истинная цель Путина в Сирии, нет никаких сомнений, что «Буратино» производит огромный стратегический и психологический эффект. Все, что находится слишком близко к месту взрыва, уничтожается. Те, кто оказался в окрестностях получают тяжелые внутренние увечья, включая разрыв барабанных перепонок и дыхательных органов, различные сотрясения, разрыв легких и других внутренних органов, а также утрату зрения, вызванную мощной взрывной волной. Все виды тканей, вступающие в контакт с ударной волной сдавливаются, разрушаются, деформируются или распадаются на части за счет избыточной нагрузки, обусловленной свойствами металлических добавок, используемых для увеличения взрывной силы. Внутренние органы, в которых содержится воздух (уши, легкие и кишечник) оказываются при взрыве особенно уязвимыми, поскольку микро-фрагменты металлических добавок проникают в эти органы и вступают в реакцию с кислородом, которая сопровождается возгоранием. Система ТОС-1 не предназначена для срыва наступления врага, она применяется для уничтожения живой силы противника еще до вступления в сражение. Подавление эмоциональной стабильности врага является весьма эффективным методом в контексте нынешней ассиметричной войны. Если само наличие подобного оружия не предназначено лишь для оказания сдерживающего воздействия, окажутся ли Путин и Кремль готовы к последствиям его применения?
Здесь уместно вспомнить о так называемой «Магистрали смерти». Такое название получила дорога между Кувейтом и Басрой, на которой американскими самолетами и наземными силами были атакованы и уничтожены отступающие подразделения иракской армии, а также мирные граждане Ирака во время наступления коалиции Объединенных Наций в ходе войны в Заливе. Это произошло ночью с 26 на 27 февраля 1991 года. В результате были уничтожены сотни единиц транспорта и оставшееся неизвестным число иракских солдат и гражданских лиц. Фотографии этой кровавой расправы на дороге стали одними из наиболее узнаваемых изображений войны в Ираке. Как писала в «New York Times» журналистка Элейн Сциолино, они производили впечатление «стрельбы по движущейся мишени» для забавы и сыграли некоторую роль в том, что война вскоре была завершена.
Американцы предприняли такие атаки на двух различных дорогах: от 1200 до 1400 транспортных средств было уничтожено на главной дороге в 80 километрах к северу от Эль-Джахры (она и получила название «магистрали смерти») и, несколько дней спустя, еще 400-700 единиц транспорта – на значительно менее известной прибрежной дороге, ведущей в Басру.
На главной дороге самолеты разбомбили авангард и арьергард гигантской транспортной колонны иракской регулярной армии, загнав конвой в ловушку и превратив его неподвижные мишени для дальнейших авиаударов. Когда на место попали журналисты, дорога представляла собой длинную полосу разрушенной, поврежденной и брошенной людьми техники, которую иногда называли «милей смерти». Вся эта груда изувеченного металла состояла главным образом из украденных гражданских автомобилей (легковых машин, тягачей и автобусов), в которых находились иракские солдаты срочной службы и палестинские боевики со своими семьями, убегавшие от наступающих войск коалиции.