Некоторые «колорады» в соцсетях тоже ответили не менее жестко. «Второй сорт или «не брат ты мне, новоросс». Вчера в Крыму задержали чеченского террориста, которого подозревают в событиях в центре на Дубровке. Там было много жертв. Задержали матерого преступника. Надеюсь, что подлеца осудят, и он ответит за свои преступления. И вот вчера же свободно приехал в Россию и участвовал в программе на «Первом» российском канале другой подозреваемый в теракте в Одессе в Доме профсоюзов, называемом «Одесской Хатынью». Он свободно въехал в Россию, свободно участвовал в программе на самом главном телеканале России и никто его не задерживал, никто не допрашивал. Да и вообще он чувствовал себя вполне комфортно. Почему один подозреваемый в массовых убийствах арестован, а второй нет? Еще пример, почему летчица-налетчица (а впоследствии депутат Верховной Рады) Савченко по подозрению в убийстве российских журналистов задержана и сидит за решеткой, а Гончаренко, подозреваемый в соучастии и организации массовых убийств в Одессе, выступает на «Первом канале» России? У меня создается впечатление, что мы, русскоязычные жители юго-востока Украины, – второй сорт не только для истинных хохло-арийцев, но и для своих кровных братьев-россиян. Мы для них такой же второй сорт, как и среднеазиатский нелегал, жарящий барашка на балконе московской хрущевки. …Приглашение этой мрази в Москву на передачу – это плевок в одесситов и откровенное предательство русскоязычных жителей юго-востока. Точка!!!», – написал возмущенный житель украинского юго-востока.
Оценка, как видим, предельно жесткая. И встали главные вопросы. Во-первых, почему именно Гончаренко стал воплощением российского «плюрализма в СМИ»? Во-вторых, кто и как ищет «друзей России» в Украине в сложившихся условиях и как Россия собирается в новых условиях работать со своими симпатиками в Украине?
На первый вопрос ответ простой и понятный: телевизионщики сработали по принципу Петра Первого – дать выговориться фигуранту, «чтобы дурь каждого была видна». Ну и обнажить подлинное политическое и человеческое нутро новой украинской «элиты». «Первый канал» с этим справился более чем на «отлично».
Все гораздо сложнее с ответом на второй вопрос. И что же сейчас происходит? Источник российского издания «Газета.ру», знакомый с ситуацией в Администрации президента России, несколько недель назад утверждал: «…Пророссийская Украина уже психологически потеряна, назначение иностранных министров из недружественных государств в правительство окончательно поставило точку на этих планах (договориться. – Авт.). Теперь мы ведем информационную войну, пытаемся через блоги, выступления в СМИ, лидеров мнений переломить общественные настроения на Украине. В Киеве может смениться власть, но для этого должно пройти время, и люди должны осознать ошибки и провалы сегодняшних властей».
Что же, это тактика. Может быть, даже правильная. Но кто это делает в России, как минимум четырежды за 10 месяцев меняя политику в «украинском вопросе»? Уже стало достоянием гласности, что в администрации российского президента произошли серьезные кадровые изменения среди тех, кто занимался Украиной и Новороссией. Уволился глава одного из департаментов управления АП по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Владимир Авдеенко. После этого со своего поста ушел замначальника управления Борис Рапопорт. Кроме того, пишут российские СМИ, «начиная с октября из этого управления уволили нескольких рядовых сотрудников. По словам источников, близких к Кремлю, управление «зачистили» из-за фактического провала российской политики на востоке Украины». Им поставили в вину главное – не справились с поставленной задачей. Не смогли увеличить доверие к России со стороны бывших пророссийских регионов. В том числе, с Донбассом и всей Новороссией.
И принципе, иначе и быть не могло. Потому что отпал самый главный вариант создания Новороссии и отторжения ее от Украины вообще или хотя бы из-под влияния нынешних киевских властей. Находясь под прицелом всех мировых недоброжелателей, Россия сегодня вряд ли решится на прямое военное вхождение в Донбасс. От нее только этого и ждут. Хотят спровоцировать на полномасштабную войну с Украиной, чтобы подвергнуть еще большему международному остракизму и изоляции. И под этим «соусом» порешать и свои геополитические проблемы. В частности, приблизить войска НАТО непосредственно к российским границам под видом «защиты территориальной целостности Украины». И, конечно же, максимально, при помощи санкций, ослабить экономически.
В Москве это отлично понимают. И уже не скрывают, что не желают именно такого развития событий. Поэтому-то Россия и не признала результаты выборов в ДНР и ЛНР 2 ноября, а только «зауважала» их страшно и в дипломатическом плане этим и ограничилась.
И в этих условиях остались два варианта помощи мятежному Донбассу. Первый: активно помогать ДНР и ЛНР в военном отношении, экономически и финансово. Вплоть до включения двух самопровозглашенных республик, которым Украина объявила фактически тотальную блокаду, в рублевую зону и постепенного, но системного подключения к народнохозяйственному комплексу. Или вообще до включения в него полностью. Это решило бы великое множество проблем ДНР и ЛНР.
И примеры такие уже есть. Например, в Грузии, от которой откололись и были признаны Россией Абхазия и Южная Осетия. Россия там делает все, чтобы максимально приблизить экономики двух новых республик к своей экономике и к Евразийскому экономическому союзу (ЕЭС) в ближайшей перспективе. В Сочи 24 ноября этого года был подписан новый договор о сотрудничестве между Россией и Абхазией, который, в частности, предусматривает создание общей военной группировки (для защиты от возможных эксцессов), гармонизацию таможенного законодательства с требованиями ЕЭС и повышение уровня социальных выплат жителям Абхазии до уровня российского в Южном федеральном округе РФ. Такой же договор Россия планирует заключить и с Южной Осетией, по словам ее президента Леонида Тибилова, уже в начале 2015 года.
Точно так же и в Донбассе. При поддержке России было завершено создание дублирующей энергосистемы ЛНР, благодаря чему самопровозглашенная республика избавилась от зависимости от ТЭС в городе Счастье, контролируемой украинскими карателями. Как сообщил журналистам руководитель Центра управления восстановлением ЛНР Александр Дробот, теперь республика фактически обрела полную энергетическую независимость. И в ней невозможен крымский вариант шантажа при помощи отключения электричества Украиной. «Теперь попытки украинской армии обесточить Луганск и районы нам не страшны. Если по каким-либо причинам Счастьинская ТЭС будет выведена из строя, тогда вся территория ЛНР перейдет на российское энергопитание», – сказал он. И добавил, что сегодня четыре бригады электриков продолжают ежедневную круглосуточную работу, восстанавливая поврежденные электросети. А значит, даже массовые подключения обогревателей в жилых домах и квартирах больше не вызовут сбоев в сетях.
Но, похоже, благодаря старым новым «кураторам Украины», взят на вооружение более медленный и умеренный вариант сотрудничества с ДНР и ЛНР. Республики поддерживают исключительно лишь для того, чтобы Украина не могла задушить их военным способом и экономически. А главная работа развернута по «умиротворению» киевских властей и поиску среди них тех «прагматиков», которые поймут выгоду сотрудничества с Россией.
И как всегда, повторяю, делается ставка не на тех, кто симпатизирует России, а на действующих политиков и бизнесменов, в том числе и олигархов. Причины этого понятны. России нужны еще два-три года, чтобы окончательно перейти на программы импортозамещения и избавиться от импорта с Украины. Плюс олигархи, имеющие долгие и тесные связи и в разных долях дерибанящие доходы от украинско-российского сотрудничества, не хотят терять прибыли и доходы от этого налаженного дела. Кроме того, повторяю это в сотый раз, олигархам России, как и их коллегам с Украины, крайне невыгодны ДНР и ЛНР, строящиеся как антиолигархические государства социальной справедливости. Это ненужный пример и для российских толстосумов-нуворишей, которые так или иначе влияют на политику Кремля в отношении Украины.
А приводит все это к тому, что Россия в лице своих «кураторов Украины» по-прежнему не хочет продуктивно и системно воплощать в жизнь поддержку своего так называемого «третьего сектора» в Украине, настроенного пророссийски. И не может проводить политику «народной дипломатии», воспитывать и взращивать своих «агентов влияния» и создавать структуры так называемой «мягкой силы», которая влияет на политику любой страны изнутри. Через создание и форматирование соответствующего пророссийского общественного мнения и электоральных настроений.
Другими словами, делать то, чем в Украине с момента обретения ею независимости занимались американцы и курируемые ими европейцы через свои фонды и структуры. И на что, по словам помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, в Украине «для поддержки демократии» было потрачено 5 млрд. долл. Причем американцы не стеснялись учиться на собственных ошибках. После победы «оранжевой революции» в 2004 году США посчитали, что «дело сделано», и начали сворачивать проамериканские структуры и СМИ, работающие на их успех. И «оранжоиды» проиграли все уже через год-полтора. Но и опыт этот, печальный, пропагандистами демократии и свободы из США был учтен в полной мере. Во-первых, американцы быстро восстановили подготовку своих агентов влияния в виде «громадськых актывистив» (гражданских активистов), в состав которых включили всех – от журналистов до общественных деятелей и просто грантоедов-нахлебников и прочих «полезных идиотов». Во-вторых, подкрепили их обучением боевиков и штурмовиков, которые завершили «евромайдан» госпереворотом, а «хромадськи актывисты» выступили их массированным информсопровождением. И наконец, в-третьих, чтобы не было каких-нибудь случайностей, похожих на 2005 год в стане «оранжоидов», американцы после госпереворота-2014 не стали распускать структуры, работающие на них. Все они сегодня в строю. А «хромадськых актывистив» массово инкорпорировали в парламент и органы исполнительной власти, чтобы они там по-прежнему следили за выполнением западного «домашнего задания» украинскими политиками. Те и контролируют, обещая новой украинской элите новый майдан, если что-то пойдет не так…
Согласитесь, это умная и практичная постановка вопроса. А Россия ничего из этого по-прежнему как не делала системно, так и не делает. И, в принципе, тоже понятны причины торможения создания пророссийских структур в Украине. С одной стороны, кремлевские пропагандисты и агитаторы, похоже, элементарно боятся развития «третьего сектора» не только в России, но и в Украине, если его нельзя жестко контролировать. И люди эти, жаждущие все контролировать в Украине, частично уже известны. Уволенный Рапопорт рассказал журналистам «Московского комсомольца», что управление по взаимодействию с Украиной активно взаимодействует с экспертными и гуманитарными структурами, которые и должны отвечать за сотрудничество по общественной линии. В России это, в частности, Фонд землячества Донбасса, который возглавляет Александр Ферберт, и Центр политической конъюнктуры некоего Алексея Чеснакова. Уверен: в России есть и другие, в славном деле украинско-российской дружбы нахлебников – хоть пруд пруди
А в Украине? А в Украине – пустота. Лопнули или прекратили свою работу практически все пророссийские организации и объединения, в которые были вовлечены граждане Украины. Есть руководство ДНР и ЛНР. Но это, так сказать, официальная линия и в переделах самопровозглашенных республик. А в остальной Украине, даже в Новороссии, «кураторы» сегодня напоминают сталинских пропагандистов, перед которыми была поставлена задача «умиротворить» Адольфа Гитлера и подписать с ним мирный договор. И советские коллеги легко и непринужденно сдали гестапо немецких коммунистов и социал-демократов, чтобы те своей критикой изнутри не раздражали «фюрера немецкого народа» и не отвлекали его от подписания нужного Иосифу Сталину договора. Так у них все и сладилось тогда, перед Второй мировой войной. Гитлер попросил «унять критиков», Сталин и «унял»: много немецких коммунистов и эсдеков закончили свою жизнь в концлагерях. Гитлеровских и сталинских…
Нечто похожее происходит сейчас и в Украине. «Киевские прагматики», которых ищет Москва и с которыми хотят наладить сотрудничество российские «кураторы Киева», требуют унять критиков и оппонентов нынешнего украинского режима. Дескать, нас тут называют «неонацистами» и «неофашистами», скажите им, чтобы они этого не делали, а то «якось нэвдобно». И «кураторы» идут им навстречу: практически вводят жесткую цензуру на критику киевского режима, требуя, например, согласовывать журналистские тексты с ними, «смягчать формулировки» и «не дразнить» киевских политиков. А с теми, кто не согласен, поступают жестко: СБУ пока не сдают, но нарушают договоренности о сотрудничестве. Вот банальный пример: или вообще отказываются поддерживать финансово (в Украине-то людям надо как-то жить), или резко урезают гонорары, ссылаясь на то, что «в России кризис, рубль обесценился в два раза». А люди ведь думают, что это российская политика такая…
Но это – чистый шантаж. И свидетельствует он о еще одной причине такого поведения – элементарном воровстве и стремлении нажиться на «дружбе двух сестер». На выдаче грантов подворовывают все. Американцы перед «оранжевой» революцией 2004 года вообще шикарно освоили украинский «опыт» и выдавали гранты под 50% отката. Но все равно никогда не позволяли себе прекращать сотрудничество, полностью разворовывая выделенные «на демократию» средства, и всегда выполняли свои обязательства перед агентами влияния. Те и приносили им результат.
Россия, уверен, выделила на «завоевание Украины» не меньше, чем американские пять «ярдов», упомянутых Нуланд. Но разворовывали их, похоже, на пороге казначейства. Они даже не выходили из Москвы. А те жалкие крохи, что оказывались в распоряжении «кураторов», уже дерибанились ими. Зачастую тоже не по назначению – не для создания пророссийской атмосферы в украинском обществе.
В этом и вся разница. Поэтому, повторяю, американцы добились своих целей в Украине, а Россия по-прежнему «ищет прагматиков». Она их обязательно найдет. И ее обязательно «кинут». И скажут, что «ничего личного, это политика, а «Украина – не Россия»…
…Результат известен: России и россиянам в Украине доверяют все меньше и меньше. И не президент Путин в этом, увы, виноват. Упомянутый выше автор соцсетей, недовольный приглашением Гончаренко на «Первый канал», написал: «Прекрасно понимаю Лукашенко (президента Беларуси. – Авт.), который в последнее время старается дистанцироваться от византийской политики Москвы и меньше зависеть от России экономически». Это звучит и как диагноз, и как приговор. Дружбе и любви, которых нет – испарились…
P.S. Есть обнадеживающая информация: русским и русскоязычным гражданам Украины пока есть куда сдрыснуть. Глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский сообщил журналистам, что его страна не планирует вводить визовый режим с Украиной. Но будет рассматривать украинцев наравне с другими гражданами. «Украинские граждане въезжают в Россию пока по внутренним паспортам. С 1 января вводится другая система разрешительных документов на работу. Граждане Украины в общем порядке должны будут получать патенты для работы у физических и юридических лиц. …В 2014 году мы шли навстречу и крайне либерально подходили к гражданам Украины. Наверное, в 2015 году мы вернемся на свои рельсы и будем рассматривать граждан Украины в общем плане. За исключением тех, кто выехал с территории Украины вынужденно и по объективным причинам вернуться не может», – сказал Ромодановский.
Это означает, что для безвизовых мигрантов пребывать на территории России без разрешительных документов – патента на работу, разрешения на временное проживание и других – можно 90 дней в течение 180 дней. По словам Ромодановского, в настоящее время в России находятся около 850 тысяч человек, покинувших территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом. И более 40 тысяч украинцев уже стали участниками госпрограммы переселения соотечественников.
P.P.S. Российские же патриоты уверены, что их президент Путин хорошо знает историю. И понимает, что никогда половинчатая политика не приводила Россию к успеху и что слабости России сейчас не простят. Они верят в решительность, напор и уверенность президента в своих силах и своих действиях. И, как говорится, блажен, кто верует…
Владимир Скачко