В военных кругах Запада уже давно прекрасно знают, что у России имеются мощные крылатые ракеты, представляющие собой оружие, оснащенное собственной двигательной установкой, которое способно преодолеть огромные дистанции на сверхзвуковой скорости в зоне, недосягаемой для радаров. Запад знал и о том, что Москва направила четыре своих ракетных корвета в Каспийское море, где ее военное присутствие сохраняется уже в течение нескольких столетий.
Новость заключалась в том, что Россия соединила эти два факта вместе: придала сравнительно небольшим военным кораблям, ракетным корветам «Буян-М» водоизмещением всего 950 тонн, огневую мощь, сравнимую с гораздо более крупными американскими эскадренными миноносцами «Арли Берк» и ракетными крейсерами типа «Тикондерога». Использовав на своих корветах систему крылатых ракет «Калибр НК», Кремль в сущности отправил Америке предупреждение, причем двоякого рода.
Во-первых, Россия продемонстрировала свои существенно возросшие возможности по нанесению так называемого «рассредоточенног летального удара». Таким термином военные аналитики называют стратегию, которая предусматривает лишение противника возможности нанести удар по одной крупной цели за счет рассредоточения вооружений и вспомогательной техники, включая системы наведения и датчики системы управления, по нескольким небольшим точкам базирования. Такая тактика создает для противника два комплекса проблем: меньшие по размеру цели сложнее обнаружить, а кроме того, поражение одной из таких целей не ведет к существенному снижению наступательного потенциала врага. Это отчасти напоминает мифическую многоголовую Лорнейскую гидру, с которой пришлось сражаться Геркулесу, только в масштабе региона или даже всей планеты.
Эта выяснившаяся способность России угрожать Соединенным Штатам из многочисленных точек представляет собой хорошую ответную стратегию, которую Москва может противопоставить американской доктрине «предотвращения доступа враждебных сил к жизненно важным районам» и обеспечения безопасности движения по маршрутам воздушных и морских торговых путей. В то время как Соединенные Штаты строят свои гигантские авианосцы, неподвижные мишени стоимостью в 10 миллиардов за штуку, Китай, например, интенсивно вкладывает средства в противокорабельные ракеты, подводные лодки и системы слежения, а также создает искусственные острова в Южно-китайском море.
Что же касается России, корветы типа «Буян» не являются ее единственной крошечной угрозой, находящейся в стадии разработки. Согласно некоторым сообщениям, Москва восстанавливает и ставит на вооружение подводные лодки проекта «Пиранья» времен холодной войны, которые могут устанавливать подводные мины, осуществлять торпедные залпы и доставлять к месту высадки небольшие подводные боевые группы. Обладая мизерным объемом водоизмещения, всего 390 тонн и корпусом из титанового сплава, они способны двигаться практически бесшумно.
Прошлой осенью шведские военные обвинили русских в тайных испытаниях подводных лодок в территориальных водах Швеции в Балтийском море, что привело к краткосрочному, но напряженному политическому конфликту. Некоторые участники движения за мир применили нетрадиционный способ сдерживания российских вторжений: установили подводный знак, приглашающий в Швецию геев, надо полагать, в надежде отпугнуть российских моряков.
На поверхности Балтийского моря Россия на прошлой неделе устроила еще более впечатляющую демонстрацию своих возможностей, проведя учебную операцию по «обнаружению и уничтожению» подводной лодки противника, в ходе которой три корвета выследили новую субмарину класса «Варшавянка», игравшую роль вражеской лодки.
Другой вероятной причиной, по которой русские произвели эту атаку на объекты в Сирии, была старомодная коммерческая презентация. В условиях спада своей энергозависимой экономики, а также на фоне весьма затратных зарубежных акций на Украине и на Ближнем Востоке, Россия остро нуждается в деньгах. Нет ничего удивительного в том, что объем ее экспорта тяжелых вооружений за период с 2004 по 2015 год увеличился на 37 процентов. Ассортимент предложения включает контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K, версию комплекса «Калибр», который может уместиться в несколько грузовых контейнеров и продается по цене до 20 миллионов долларов. Производитель выпустил рекламный видеоролик, на котором изображен Club-K, поражающий цель, два американских ракетных крейсера. Сюжет заканчивается незамысловатым рекламным слоганом: «Каждая страна имеет право на независимость».
Корвет «Буян», изготовленный на частном предприятии, зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане, также является доступным для того участника аукциона, который предложит самую высокую цену. По данным Международного института стратегических исследований, Россия планирует до конца нынешнего года поставить на вооружение еще два таких корабля из общего запланированного количества в 12 единиц.
Итак, что же Соединенные Штаты намерены противопоставить этой угрозе «рассредоточенного летального удара»? Отчасти речь может идти о копировании сценария противника. В море это означает снижение зависимости от гигантских сверхдорогих плавучих транспортных средств, таких как авианосцы типа «Джеральд Р.Форд», эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» и новые миноносцы типа «Замволт», а также акцент на малых, более маневренных кораблях. (Аналитик из еженедельника «Jane’s Defense Weekly» назвал Club-K убийцей авианосцев).
В более широком смысле, децентрализация наступательного потенциала является частью концепции, стоящей за масштабной инициативой Пентагона, стратегией «third offset», представляющей собой крупнейшее изменение военных приоритетов со времен холодной войны.
Нельзя сказать, что Пентагон полностью игнорировал идею «рассредоточенной ударной силы». Недавно прошли учения, в основе которых лежал подобный сценарий, кроме того в январе независимая организация «U.S. Naval Institute» опубликовала серьезное исследование этой концепции.
Еще один технологический продукт, который должен стать центральным элементом «рассредоточенной ударной силы» — корабль береговой охраны, в высшей степени незаслуженно заброшенный, даже по стандартам Пентагона, тип боевого корабля. Работы по его созданию отстают от плана на годы, бюджет значительно превышен, а кроме того, выявлены многочисленные недостатки конструкции. 122-метровое судно со сменной оснасткой предназначено для выполнения таких задач как разминирование, противолодочные операции и борьба с надводными силами противника. Даже если одна из двух разрабатываемых версий корабля будет когда-нибудь спущена на воду, никаких планов по установке на них тяжелых вооружений, подобных крылатым ракетам, не существует.
Президент Обама может сколько угодно настаивать на том, что вмешательство Путина в сирийский конфликт является признаком слабости, однако запуск крылатых ракет продемонстрировал растущую силу российской армии, даже несмотря на то, что несколько из них не достигли цели. Это является напоминанием о том, что Соединенные Штаты находятся весьма далеко от провозглашенной цели – обладания флотом, в котором почти каждый корабль представлял бы собой наступательную силу. Чтобы этого достичь, необходимо как-то убедить не только генералитет, но и гражданское руководство, а также Конгресс, что когда имеешь дело с такими крупными державами как Россия и Китай, целесообразно помнить о принципе «меньше, да лучше».