Последние дни Эрдогана
Президента Турции спасет отказ от провокаций против России и прекращение поддержки ИГ
«Исламское государство» (организация запрещена в РФ) прочно пустило корни в Турции. Помимо вербовки и организации терактов радикалы занимаются воспитанием подрастающего поколения. Это происходит в крупнейшем городе Турции — Стамбуле, не исключено, что и в других городах республики. Газета Vatan сообщает, что местная полиция накрыла так называемый учебный центр, где исламисты обучали и тренировали десятки детей из Узбекистана и Таджикистана.
Центр располагался в районе Пендик в подвальных помещениях жилых домов. Подростков готовили к отправке в Сирию для помощи боевикам ИГ. В общей сложности были задержаны 50 человек, из них 24 несовершеннолетних. Научный сотрудник Аналитического центра МГИМО, адвокат, кандидат юридических наук Шарбатулло Содиков констатировал, что «Исламское государство» прочно обосновалось в Турции. ИГ в Турции взяло на вооружение методы талибов по воспитанию детей-смертников. Эксперт не исключает, что проходящих обучение в Турции подростков могут использовать для проведения терактов.
«К примеру, в Афганистане каждый год исламисты используют 40–50 детей-смертников. Для террористов это очень выгодно в плане конспирации. Обучение детей проводят "частные" муллы, внушающие мысль, что после смерти ребенок попадет в рай. А если муллы почувствуют, что ребенок начал бояться, то на него как можно скорее наденут жилет смертника», — рассказал Содиков.
Новая язва на теле Турции
Полицейские рейды в крупных турецких городах возобновились после произошедшего 10 октября теракта в Анкаре. Сейчас можно с большой уверенностью утверждать, что за взрывом в районе железнодорожного вокзала стояло «Исламское государство». В тот день на митинге против насилия из-за турецко-курдского конфликта погибли 102 человека.
Как сообщила прокуратура Анкары, одним из террористов-смертников был Юнус Эмре Алагёз, который прошел подготовку по изготовлению взрывных устройств в Сирии в стане «Исламского государства». Алагёз — старший брат террориста-смертника Шейха Абдурахмана Алагёза, совершившего в июле теракт в Суруче (город, расположенный в провинции Шанлыурфа вблизи сирийской границы).
Статистика терактов в Турции за этот год страшная. С января в городах республики прогремело более 25 взрывов. Большая часть из них лежит на совести боевого крыла Рабочей партии Курдистана. Однако курды организовывали теракты в отношении турецких военных и полицейских, а исламисты целенаправленно действовали против мирного населения.
В 2015 году на кровоточащем теле турецкого государства, помимо курдского сепаратизма, появилась новая язва — исламский терроризм. Заигрывать с радикалами Анкара начала в 2010–2011 годах. Цель заключалась в уничтожении режима президента Сирии Башара Асада и непокорных курдских ополченцев. На приграничных с САР территориях были созданы лагеря подготовки боевиков. Анкара снабжала головорезов оружием и даже поддерживала артиллерией атаки террористов на позиции сирийской армии.
Как пишут СМИ, главное детище турецких властей — «Джабхат ан-Нусра», которая появилась в Сирии и Ливане в 2012 году и считается ответвлением «Аль-Каиды». Как признают эксперты, «Джабхат ан-Нусра» — едва ли не самая боеспособная организация в стане так называемой сирийской вооруженной оппозиции. Боевики одновременно воюют против войск Асада и «Исламского государства». «Джабхат ан-Нусра» официально признана террористической организацией в Турции, РФ, США и других странах.
Содиков подчеркнул, что у Анкары в деле поддержки террористов особая роль: «Страна выступает главным транзитером для "Исламского государства". Через Турцию проходит до 80% человеческих и финансовых ресурсов. Логика поддержки террористов простая: зло для России и стран СНГ — это благо для Турции. Турки думали, что террористы будут воевать с курдами и шиитами, но вышло не совсем так. Спонсоры ИГ — Турция, Саудовская Аравия и Катар — потеряли контроль над террористами и стали осознавать, что сами оказались под ударом».
Москва спутала Анкаре карты
Год назад Анкара стала членом антитеррористической коалиции под предводительством Соединенных Штатов. Эффективность работы авиации союзников США оставляет желать лучшего, что, видимо, устраивало всех членов команды. В связи со вступлением в конфликт России обстановка поменялась. Турция оказалась в крайне неоднозначной ситуации: с одной стороны, Анкаре понравилось покупать по дешевке нефть у исламистов, с другой — теракты против мирных граждан являются серьезной угрозой для действующего политического режима.
Подобные противоречия во многом объясняют спорадическую внутреннюю политику и агрессивные выступления в адрес России. Важным фактором, осложняющим положение турецкого руководства, являются досрочные парламентские выборы, запланированные на ноябрь 2015 года. Еще один теракт ИГ — и президент Турции, основатель Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган может попрощаться с политической карьерой.
В таких условиях главе государства необходимо продемонстрировать твердость и решительность. В принципе, Эрдоган это и делает, однако проявляемая им воинственность касается не только террористов, но и нашей страны, которая их уничтожает. Вместо реальной борьбы с террором, которой занимается Москва, турецкий президент, видимо, пытается за счет русофобии выслужиться перед Западом и одновременно подняться в глазах избирателей.
Анкара выступила с резкой критикой операции РФ в Сирии и устроила грандиозный скандал из-за единичных случаев пересечения воздушного пространства российскими самолетами. В итоге дело дошло до завуалированных угроз Эрдогана в адрес нашей страны. А ведь совсем недавно, 23 сентября, турецкий лидер стоял рядом с президентом РФ Владимиром Путиным во время церемонии открытия Соборной мечети в Москве. Впрочем, Эрдогану не привыкать вести шкурную политику. До 2011 года он с Асадом тоже крепко дружил.
Эрдоган терпит поражение
Помимо политических провокаций Анкара пускает вход и военные. 16 октября СМИ сообщили, что турецкие ВВС сбили неопознанный самолет, нарушивший воздушное пространство Турции со стороны Сирии. Позже выяснилось, что это был беспилотник, якобы произведенный в России. Генштаб Турции посоветовал нашей стране быть более осторожной при проведении воздушной операции в Сирии.
Москва дипломатично не отвечает на бесчисленные выпады Анкары. Представитель МИД РФ Мария Захарова утверждает, что у России в отношениях с Турцией проблем нет. Посол РФ в Турции Андрей Карлов признает, что операция российских ВКС в Сирии влияет на состояние двусторонних отношений. Дипломат надеется, что у Анкары хватит мудрости не портить хотя бы российско-турецкое экономическое сотрудничество, подразумевая под ним строительство АЭС и «Турецкого потока».
Шарбатулло Содиков считает, что Анкара проводит политику двойных стандартов. «Турецкие власти сейчас пытаются очистить от исламистов собственную территорию, при этом продолжая их снабжать. Турция по-прежнему принимает в своих аэропортах грузы и сопровождает рекрутов в ряды ИГ. Мировому сообществу стоит задаться вопросом: с кем оно должно бороться — с Турцией или ИГ?» — сказал эксперт.
Содиков уверен, что выпады Анкары в адрес России лишний раз говорят о том, что она терпит поражение в борьбе с террором. На фоне многочисленных ошибок во внутренней и внешней политике Эрдоган избрал проигрышную стратегию, которая заключается в дискредитации антитеррористической операции Москвы в Сирии.
«Турецкое общество знает, что власти негласно поддерживают терроризм. И турецкому руководству должно быть стыдно за это. Пытаясь продемонстрировать свою силу и готовность бороться с террористами, Анкара стала жестче контролировать границу и поссорилась с Россией. Хотя в столь критической ситуации она могла оказать нашей стране содействие», — говорит Содиков.
Однако, как отметил эксперт, не отказавшийся от помощи ИГ Эрдоган на недавней встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель получил поддержку своего двойственного политического курса. По мнению востоковеда, заигрывание с исламистами обернется крахом для режима Эрдогана. Если так будет продолжаться, то народ когда-нибудь поднимется против власти, поддерживающей террористов.