Спонсор объявляет, что место для демонстрации картин – Украинский дом недалеко от Майдана, он смог снять всего на три дня, потому что аренда помещения на более длительный период слишком дорога. Но мир, по его словам, должен увидеть, что на Востоке всегда были народы, которые сдерживали натиск русских на Европу – литовцы, поляки и, конечно же, украинцы.
Впрочем, у киевлян другие заботы. Не смотря на то, что страна отмечала новоназначенный вместо советского 23-го февраля «День защитника отечества», на улицах рядом с местом проведения выставки никто не интересуется картинами скачущих на лошадях казаков с окровавленными мечами. Война на Донбассе и героическая борьба украинских войск тоже уже не самая актуальная тема на Украине.
Отвоевать Донбасс или просто удерживать – такой боевой посыл можно прочитать почти во всех предвыборных программах украинских партий. В то время, когда в Европе снова входят в моду заборы, на Украине тоже растет число тех, кто считает, что между страной и захваченными областями стоит просто поставить стену и оставить живущих на Востоке людей на попечение их героя – Владимира Путина. «Ведь они же сами этого хотели и не пытались интегрироваться, они нас ненавидят, так почему мы, а не Кремль, должны платить за восстановление региона?» - такое мнение часто можно услышать в украинской столице.
Даже восторг от моральной схватки между украинским Давидом и русским Голиафом, от противостояния в войне моральных ценностей, сходит на нет. Ощущение опасности возможного российского вторжения также. Страх киевлян от того, что революция, переворот, война были напрасны, имеет другие причины. То, что мы сейчас переживаем, можно называть «умеренной контрреволюцией», говорит Дмитрий Кулеба из украинского МИДа. По его словам «год назад громче всех были те, кто призывали заново изобрести страну». Сейчас же все чаще можно услышать представителей старой гвардии времен Януковича, у которых нет на руках крови – им можно говорить и зарабатывать.
Украинские реформаторы – продукт майданного протеста, а также готовые к реформам силы гражданского общества чувствуют, что их время уходит. Как говорится – окно возможностей начинает закрываться, равно как и сворачивается возможность сломать олигархическую систему.
Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины считает, что уже были осуществлены вполне рациональные реформы, такие как раскрытие структуры собственности или прозрачность при распределении госзакупок. Пивоварский – показательный пример для тех молодых украинцев, которые заработали много денег в свободных экономиках и могли бы спокойно жить, скажем, в Париже или Нью-Йорке. Такие идеалисты еще остались от майданного восстания и они все еще хотят основательно изменить страну. Однако, по словам министра – «у нас есть еще год, потом шанс будет упущен».
Причины недостаточности реформ, и с этим никто не спорит – внутри страны, оправдания беспомощности политики «войной» уже не срабатывают. Правительство и президент не отстранили олигархов от политики, наоборот, наплодили еще больше альянсов. С коррупцией не борются там, где она возникает. Правовая система прогнила насквозь – генеральный прокурор считается тотально коррумпированным: не посажен ни один значительный коррупционер эры Януковича, не осужден ни один ответственный за убийства на майдане в 2014 году.
Издание Kyiv Post посвятило данной теме отдельную большую статью под названием – «Почему стоит уволить генерального прокурора». США, которые во весь голос настаивают на широкомасштабных реформах, также теряют терпение. Однако, президент Порошенко, очевидно, не спешит действовать – ибо в таком случае он может потерять контроль и рискует лишиться волатильного мира с системой выгодополучателей.
В предстоящее воскресенье на Украине пройдут местные выборы, которые продемонстрируют отношение населения к проводимым в последние месяцы реформам. Слишком мало перемен? Или наоборот чересчур много? Более 200 тысяч кандидатов из 132 партий примут участия в выборах мэров городов и местные советы разного уровня. Тем временем украинская избирательная система настолько запутана, что даже те, кто ее придумал, с трудом могут пояснить, как она работает. Как говорят критики, это было сделано специально, для того чтоб сделать систему непрозрачной и дать возможность осуществлять манипуляции. Ольга Айвазовская из группы наблюдателей «Опора» опасается, что хаос будет настолько велик, что «он посеет недоверие избирателей и сомнение в результатах выборов».
Сейчас шанс получить представительство во власти на Украине имеют четыре-пять партий, среди которых больше нет политической силы премьера Яценюка, еще год назад одержавшей неожиданную победу на парламентских выборах. Рейтинг Яценюка, которого считают ответственным за падение уровня жизни – ниже плинтуса. По этой причине глава правительства уже не ведет свою партию на выборы.
В то же время, триумфальное возвращение политическую сцену неожиданно празднует самый талантливый персонаж из всех украинских популистов – Юлия Тимошенко. Если верить результатам опросов, ее партия «Батькивщина» в настоящее находится на втором месте рейтинговых таблиц. На первом – партия президента, хорошие результаты также у партии львовского мэра Садового «Самопомощь», которую, как считают, финансирует Коломойский, также причастный к финансированию проекта УКРОП. С другой стороны почти все украинские политические группировки получают финансовые средства от олигархов, преследующих политические интересы. Закон о прозрачном государственном финансировании партий на Украине хоть и принят, но еще не вступил в силу.