Подход второй звучит достаточно маргинально, так как его основным спикером сегодня является обладающий более, чем сомнительной легитимностью, официальный Киев. И все же несколько недель назад он бы проговорен на весь мир. Два громких заявления по этому поводу сделал Петр Порошенко. В начале сентября в интервью "Голосу Америки" он заявил о целесообразности лишения России (хотя бы частично) права "вето" в Совбезе ООН. Лишена РФ этого права, по мнению Порошенко, должна быть в тех случаях, когда она участвует в конфликтах. Честно говоря, логика - более, чем странная. Следуя ей, лишать права "вето" придется не только Россию, но и любую страну по поводу ситуаций, к которым они имеют какое-либо отношение. Но, во-первых, если Порошенко возмущается по поводу войны на Донбассе, то Россия на официальном, организационном уровне к ней никакого отношения не имеет - и это признает даже украинский Генштаб. Ну нет на Донбассе российской армии, есть только волонтеры-добровольцы. Во-вторых, реализация подобной идеи привела бы к практически полному блокированию права "вето" со стороны США, которые участвуют так или иначе в последние десятилетия практически во всех военных конфликтах на Земле. Видимо, именно в связи с этим риторика Порошенко очень быстро поменялась.
Буквально три недели спустя, в своем англоязычном выступлении на Генассамблее ООН, Порошенко зашел к данной теме с другой стороны и назвал передачу постоянного членства в Совбезе ООН от СССР к России "сомнительной процедурой".
И сразу же в информационно-психологическую борьбу, развивая идеи своего "президента", включились тысячи трехгривенных троллей министерства информационной политики Украины, возглавляемого порошенковским кумом Юрием Стецем.
Вконтакте, в Одноклассниках, на форумах популярных Интернет-газет появилось множество, словно под копирку написанных сообщений (с примером можно ознакомиться тут, в обсуждениях) - вырванных из научных статей, в которых упоминался термин "континуитет", мыслей, сопровождаемых безграмотными комментариями. Причем цитаты вырывались таким образом, чтобы на 180 градусов изменить смысл в них написанного.
Перлы феерической лжи, включенные в эти "комментарии" - достойны отдельного обсуждения. Например, утверждение о том, что СНГ на самом деле давно не существует... Но речь сейчас не о том. Основным посылом этой информационной кампании являлось то, что по мнению ученых, специализирующихся в области международного права, одно и то же государство не может одновременно реализовывать принципы континуитета ("непрерывности государства") и правопреемства. Так как первый подразумевает, что государство, несмотря на определенные изменения существует одно и то же, а второй - что первое государство перестало существовать, а ему на смену пришло другое. А Россия, по словам троллей, мол, всего одна из правопреемников СССР, и поэтому прав на место в Совбезе ООН не имеет...
При этом, что Порошенко, что его интернет-миньоны лгут так нагло, что просто диву даешься. Давайте обо всем по порядку.
В отношении правовой связи между СССР и Россией официально используется термин "продолжательство". Некоторые ученые действительно пытаются использовать его, как синоним термина " континуитет ", что вызывает у других ученых в чем-то оправданную критику. "Континуитет" предполагает "непрерывность, идентичность" государства, его беспрерывное существование, его же прекращение, как субъекта международного права исключается. "Правопреемничество" же предполагает наличие двух государств - предшественника (прекратившего свое существование) и преемника. Понятия, получается, по сути, взаимоисключающие. А правопреемниками в случае с СССР стали все союзные республики.
Но вот тут начинает работать один важнейший момент. В ситуации СССР и России с официального одобрения и согласия практически всего мира (и в том числе и ООН), в международном праве появилась новая категория, не являющаяся в полном смысле тождественной ни "континуитету", ни "правопреемничеству" - "продолжательство".
СССР действительно прекратил свое существование, и это было зафиксировано в многочисленных международных актах 1991 - 1992 годов. И сказать, что сегодняшняя Россия - полностью идентична СССР - вроде бы и нельзя. Хотя, если уж очень сильно придираться, то можно найти в истории много примеров того, как государство теряло часть своих территорий, несколько изменяло название, но при этом "континуитет" под сомнение никто не ставил. Но это был бы очень спорный вопрос - так как официальные органы власти России признали прекращение существования СССР (хотя, Госдума позже поставила это под сомнение). В общем, забираться в такие дебри нам совсем не обязательно. Все гораздо проще.
Раздел "внутреннего" имущества Союза производился действительно исходя из того, что все республики являются "правопреемникам" - по территориальному принципу. И все это исключает применение принципа "континуитета". Но можно ли говорить, что все бывшие союзные республики, включая Россию, так и остались в статусе "равновесных" правопреемников? Ни в коем случае!
Дело в том, что Советский Союз имел особый мировой статус. Речь в данном случае идет не только о месте в Совбезе ООН и других международных структурах, но и о ядерном оружии. И в 1991 - 1992 году, не возникни международно-правовых новелл типа "продолжательства", развал Союза мог бы привести к драматическим последствиям для всего мира. И даже лидеры Запада, не пылавшие любовью, что к России, что к СССР, этого побаивались. Понимая, что сделать все постсоветское пространство безъядерным не получится, Запад предпочитал, чтобы ядерное оружие было сконцентрировано в одних руках. По принципу - из двух зол выбираем меньшее.
Но существовал еще один фактор. Не менее важный, чем ядерное оружие. И даже, так сказать, более насущный и злободневный. СССР было подписано более 600 многосторонних и 15 тысяч двухсторонних международных договоров. С кого было по ним спрашивать? Автоматический их разрыв грозил практически всем странам на Земном шаре, как минимум, головной болью. А части - экономическим или юридическим коллапсом. Коллапсом международного масштаба. С кого спрашивать было бы по всем этим договорам, стань все республики "равновесными" правопреемниками? С Узбекистана по Арктике, с Украины по Дальнему Востоку?
Кроме того, на горизонте маячил страшный вопрос государственных долгов. Но об этом - чуть ниже.
И ситуацию спасла сама Россия. Россия перешла к статусу государства, продолжающего исполнять обязательства (и выполнять обязанности) СССР.
Вопрос места СССР в Совбезе ООН и других международных структурах решили сами же союзные республики в Алма-Ате одновременно с созданием СНГ. Совет глав государств Содружества принял следующее решение от 21.12.91:
" Государства Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях ".
Решение подписали все 11 членов СНГ! Сами признали, никаких протестов по этому поводу не было!
Ситуацию с радостью принялись развивать... европейцы. Спустя еще два дня ЕС принимает "Заявление двадцати", в котором члены Евросоюза "приняли к сведению", что международные обязательства и права Союза ССР будут осуществляться РФ. Причем, Евросоюз приветствовал такое решение России! И это было понятно в контексте ситуации 1991 - 1992 года, когда "эксклюзивных" обязательств оказалось больше, чем прав. Заводы-параходы братские республики разделили, а вот обязательства делить особо и не стремились...
Европа по большому счету и признала то самое продолжение реализации РФ международных прав и исполнение международных обязательств СССР.
В ответ на заявление ЕС МИД России опубликовал следующее:
" Эти заявления [стран Европейского союза от 23 декабря 1991 г.] в совокупности с решением государств — участников СНГ о продолжении Россией членства СССР в ООН, СБ ООН, других международных организациях в юридическом плане послужили отправной точкой того, чтобы рассматривать Россию не только как государство-правопреемник, но и как государство, продолжающее осуществление прав и обязательств СССР ".
Президентом России 24 декабря 1991 года Генсеку ООН было направлено сообщение, о том, что членство СССР в ООН и других международных организациях продолжается РФ. А также о том, что Россия несет ответственность по всем обязательствам Союза. Решение РФ было настолько очевидно, логично в свете сложившихся обстоятельств и настолько устраивало всех, что его даже не исследовали официально, а приняли автоматически. Генсек ООН просто направил письмо Ельцина всем членам организации. По мнению юрдепартамента Секретариата ООН, письмо просто уже констатировало реальность и не требовало какого-то дополнительного одобрения. Причем, такие выводы были взвешенными - им предшествовали долгие консультации, в том числе с Международным судом ООН.
Другими странами Российская Федерация массово признавалась именно как преемница СССР. На определенном этапе возник вопрос с аккредитацией дипломатов (как российских заграницей, так и иностранных в РФ). Но иностранные стороны переаккредитацию проводить на стали. Советские дипломаты автоматически были признаны российскими, а посольства и консульства в СССР автоматически стали посольства и консульствами в РФ. Это стало еще одним явным признаком признания России продолжательницей Союза.
Международные правоотношения и международно-правовой статус Советского Союза перенесся на Россию.
13.01.92 Россия фактически уведомила иностранных партнеров о том, что она официально является стороной всех заключенных СССР договоров. С этим все согласились, и никто не выразил протеста.
Кстати, весьма красноречивые формулировки содержаться в решении от 1992 года по поводу советского ядерного оружия. Страны-члены СНГ поддержали Россию в том, что она "продолжила участие бывшего СССР в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, обладающего ядерным оружием, включая осуществление функций депозитария Договора", а остальные бывшие союзные республики взяли на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении от 1968 года уже в качестве неядерных государств. Кстати, из этого решения, а еще - из Лиссабонского протокола (тоже 1992 года) можно сделать еще один очень нелицеприятный вывод о сегодняшнем "официальном Киеве". Его лидеры в 2014 - 2015 годах неоднократно заявляли, что Украина отказалась от ядерного оружия только "в обмен на ряд условий" по Будапештскому меморандуму. Простите, каким образом, если от ядерного оружия Киев отказался еще в 1992 году? Выходит, представители Киева просто нагло и беззастенчиво лгут.
Но сейчас речь немного о другом - о том, что, обсуждая вопрос ЯО, бывшие советские республики в очередной раз признали Россию продолжательницей СССР! Совершенно добровольно и на официальном уровне!
А 09.10.92 в Бишкеке главы бывших союзных республик согласились с "нулевым вариантом", предполагающим преемственность России в отношении, как государственных долгов, так и активов СССР. И это не было позицией одной России, это была позиция всех бывших республик СССР. Даже если до этого у кого-то могли возникать некие разночтения, то теперь они снимались окончательно.
После этого, Указом Президента России был официально зафиксирован международно-правовой статус России:
"Российская Федерация, как государство — продолжатель Союза ССР".
И этот статус перешел в остальные официальные документы. Действительно, статус новый и в своем роде уникальный. Но он есть, и он был признан всем миром. И зафиксирован в огромном количестве не только национальных, но и международных документов.
И все дискуссии по поводу статуса России в международных отношениях носят формальный, научно-теоретических, классифицирующий характер. Но по сути самого статуса практически никаких разночтений нет. Россия - продолжатель СССР и точка. Кстати, еще более жирной эта точка стала после того, как Россия выполнила все обязательства СССР по внешним долгам. "Нулевой вариант" был реализован, доведен до логического конца, и поэтому никакому пересмотру подлежать не может.
Статус же РФ, как "государства-продолжателя СССР" был признан мировым сообществом в целом. И не только "по умолчанию". Он был еще и закреплен дополнительно в двухсторонних актах с Японией, Финляндией, Германией, Испанией, Великобританией, Италией и другими государствами. Около ста государств, с которыми у СССР-России были дипломатические отношения, спокойно перерегистрировали на РФ недвижимое имущество СССР.
По информации ученых, некоторые сугубо формальные вопросы возникли с Мексикой и Австрией. Мехико воздержался от оглашения своей позиции, но согласился с существующим порядком вещей по умолчанию, а Вена имела замечания по поводу двухсторонних договоров (но при этом приняла все, как есть, по многосторонним международным актам и вопросам отказа от переаккредитации дипломатов). То есть, фактически факт того, что "РФ продолжает СССР" был принят и ими.
Единственным государством во всем мире, имевшим замечания "по существу" была как раз Украина. Но не применительно к вопросам членства в международных организациях или сохранения ядерного оружия, а - в вопросах сугубо меркантильных. В частности, Киев занял просто замечательную позицию (проявив что ли особый менталитет?) - не желая платить по долгам, он хотел получить свою долю в зарубежном имуществе Союза...
На Совете управляющих МАГАТЭ в 1992 году Украина заявила, не соглашаясь с "особым статусом РФ" возможно, прагматичную с позиций того времени, но просто самоубийственную с точки зрения сегодняшнего дня вещь: "Единственным исключением является соглашение, достигнутое в рамках СНГ, позволяющее Российской Федерации занять место СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности ". То есть, еще в 1992 году Украина в дополнение ко всем договорам в рамках СНГ дополнительно официально подтвердила всему миру, что считает Россию продолжательницей СССР конкретно в Совбезе ООН! А сегодня вдруг человек, именующий себя президентом Украины, с трибуны ООН что-то мямлит про "сомнительность статуса России". Наглая ложь Киева перед лицом всего мира - это что-то фантасмагорическое.
Нужно сказать, что в плане попыток признания прав даже на советскую недвижимость, иностранные государства никогда не проявляли к Украине никакой благосклонности. Киев пытался подать иски в ряде европейских государств - но везде получал жесткие отказы, чем только еще сильнее подтверждал статус России...
На этом фоне хотелось бы отметить честность и порядочность позиции Казахстана, закрепившего статус России, как продолжателя СССР в ООН в отдельном законе.
Кстати, любопытной является и сугубо моральная, этическая сторона вопроса. Сегодня киевский режим (называть его государством Украина - проблематично, в виду полной нелегитимности его формирования в ходе антиконституционного переворота февраля 2014 года и последовавших за ним событий) пытается оспорить у России многое - от зданий торгпредств и места в Совбезе ООН до права на Победу в 1945 году (вспомним трагикомедию с издевательством над памятью воинов Украинских фронтов). Но при этом Киев умудряется пытаться призвать Россию к какой-то ответственности за сложные моменты в истории СССР - голод в 1930-е - 1940-е годы, репрессии и т.п. Логика где? Как присвоить себе АЭСы, ГЭСы, фабрики, заводы, трубопроводы, дороги, порты и многое другое, созданное Советским Союзом (в котором именно РСФСР являлась крупнейшим экономическим донором) - так "украинские патриоты" - первые, как претендовать на здания в Европе - тоже, а как нужно решать сложные с моральной точки зрения вопросы - так сразу в кусты? Нехорошо получается. Некрасиво. Подленько как-то даже.
В общем, исключать Россию из Совбеза никто не в праве. Недавно заочные инсинуации по этому поводу со стороны Киева вывели из себя даже Генсека ООН Пан Ги Муна, жестко заявившего, что исключить РФ из Совбеза невозможно в принципе.
Но, "если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно"? Говорить о политической самостоятельности Киева сегодня - просто смешно. Судя по всему, кто-то пытается, используя того, кого не жалко, и кого и так всерьез никто не воспринимает, зондировать почву. Кто это может быть? По моему скромному мнению, тот, кто стремится к статусу мирового гегемона и хотел бы использовать Совбез и ООН в целом, как инструмент своего влияния. И кому все карты сегодня смешивает Россия. И поэтому сильная позиция России в Совбезе - в интересах всего оставшегося мира, это гарантия сохранения суверенитета множества стран. Ведь аппетиты гегемона растут...