Замысел, который Пентогон навязал лауреату Нобелевской премии мира Бараку Обаме с виду прост: рассадить в курдском ополчении американских советников и Эрдоган не посмеет наносить по нему авиаудары, которыми грозит в последние дни. Разговоры о наземной операции турецких войск против курдов, которой Эрдоган также грозит, никто всерьез не воспринимает. Сегодня отряды пешмерга, вооруженные современным немецким оружием, не по зубам турецкой армии. Недавно министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен, отбиваясь от нападок оппозиции, говорила, что вооружение курдов немецким оружием ускорит победу над ИГ. Оказалось, имеются и другие стороны этого вопроса, над которыми Р.Эрдогану, так энергично выпихивающему беженцев в Европу, предстоит поразмыслить.
Тем не менее основной подтекст засылки спецназа в Сирию состоит не в предотвращении нападений турков или в обучении новобранцев. Если иметь в виду, что одновременно на базу Инджирлик в Турции прибывают американские штурмовики A-10 и истребители F-15, всё несколько сложнее.
Командующий силами США и объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав заявил, что США хотят увеличить военное присутствие на базе Инджирлик в Турции в рамках операции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ) и для охраны турецкого воздушного пространства.
Как говорят военные эксперты, грех смеяться над убогим, но мировая практика еще не знала случаев охраны воздушной границы от нарушений её истребителями (имеются в виду истребители ВКС РФ) с помощью вертолетов и тихоходных штурмовиков.
С одной стороны, такие шаги вместе с официальной посылкой военного контингента на территорию чужого государства без разрешения правительства этого государства свидетельствуют о том, что за годы самоуправства на международной арене американская верхушка утратила элементарные понятия о приличном поведении. С другой стороны, те планы, которые сегодня верстаются в Белом доме ближайшим окружением Обамы, вызывают активный протест в кругах политической элиты, уставшей от постоянных провалов американской политики. Поэтому нет недостатка в разоблачениях реальных целей посылки «маленького контингента» спецназовцев в Сирию.
В США не остались незамеченными высказывания главы Пентагона Эштона Картера по поводу возможности начать наземную операцию США в Раке (Сирия) и Рамади (Ирак). В издании Bloomberg View военные эксперты Эли Лейк и Джош Рогин пишут, что Эштон Картер явно лукавит, так как американские силы специальных операций уже давно выполняют определённого рода задачи на территории стран Ближнего Востока. «США пытаются создать впечатление того, что американские войска готовятся принять участие в наземной миссии в регионе, где Обама ранее обещал не задействовать спецназ в наземных операциях. Однако на самом деле спецназ США давно ведёт такую работу, особенно на территории Северного Ирака, где сильны позиции курдских формирований. Силы спецназа успели создать там внушительную инфраструктуру. И это вызывает вопросы по поводу того, что назвали "готовящейся новой операцией"».
На самом деле на севере Ирака уже действует операционный центр, укомплектованный американскими спецназовцами из группы оперативного реагирования, перед которой ставится задача обнаружения высокопоставленных командиров ИГ. Действуют и другие спецназовцы, отвечающие за корректировку авиаударов по автомобилям, лагерям и зданиям боевиков.
Ранее всё это делалось в обстановке секретности, теперь же Вашингтон сделал заявление о том, что он открыто включается в игру. Зачем? Видимо, ответ заключается в том, что без поддержки США правительственные войска Сирии разгромят представителей «умеренной оппозиции» и у американцев просто не будет ставленников для переговоров с Асадом. Ведь посылать на переговоры осевших в Европе эмигрантов, за которыми не стоит вооруженная сила, бесполезно. Их не воспримут всерьез. Поэтому следует внимательно прочитать заявление представителя Пентагона: «...для оказания содействия сирийским курдам и умеренной оппозиции». Здесь и скрыт ключ к разгадке всего замысла. Пентагон попытается усилить Свободную сирийскую армию (ССА) и подобные ей группировки, чтобы создать конкурента Дамаску. Однако замысел имеет серьезный недостаток: ССА и правительственная армия жестоко сражаются не только с ИГ, но и между собой. И, усиливая ССА, американцы, ослабляют возможности армии Асада.
Если на помощь ССА начнут вылетать американские штурмовики и истребители, которые начнут громить позиции ИГ, то правительственная армия утратит возможности для продвижения к границе с Турцией через районы, контролируемые ССА. Таким образом, замысел для штабного творчества вполне дальновидный, но в обстановке на поле боя всё может повернуться по-другому. Например, на первый план могут выйти действующие здесь же сирийские курды, которые, хотя и принимают помощь США, но в первую очередь заинтересованы в победе Асада, так как он уже гарантировал им расширенную автономию после победы над ИГ. А все остальные ничего не гарантировали.
Заинтересованы ли будут курды в том, чтобы остановить продвижение сирийских правительственных войск к турецкой границе? Вопрос на сегодняшний день открытый.
В любом случае становится очевидным, что, потерпев неудачу в попытках свержения Башара Асада, США пытаются взять реванш путём усиления ССА, создав тем самым предпосылки для превращения сирийской эмиграции в политически представительную силу. В рамках этого замысла нельзя исключать втягивания американцев в широкомасштабные боевые действия в Сирии - даже под аккомпанемент протестов в США и во всем мире.