В сообщении, выложенном Айман аз-Завахири в Интернет, главарь боевиков говорит: «Американцы, русские, иранцы, «Хезболла» и алавиты координируют свою войну против нас – так неужели мы не можем прекратить борьбу между собой и направить свою деятельность против них?» Однако дата записи данного послания остается неизвестной, но можно сказать, что это временной промежуток после 30 сентября, когда ВКС РФ по просьбе президента Башара Асада начали операцию по уничтожению террористов в Сирии.
Стоит отметить, что «Аль-Каида» не признаёт халифат и лидера ИГ (обе организации запрещены в РФ решением Верховного суда – прим. ФАН) Абу Бакра аль-Багдади. Террористы предложили боевикам «Исламского государства» перейти на их сторону и бороться против России и Запада вместе.
Военный эксперт считает, что в первую очередь «Аль-Каида» взывает к группировкам суннитского толка. «Аль-Каида» – это всего лишь одно крыло очень большого движения «Глобальный джихад Салафи», который изначально сформировался в ходе операции Советского Союза в Афганистане в 80-е годы, – рассказал корреспонденту ФАН Игорь Хохлов.
Эта организация финансировалась по линии Саудовской Аравии, и тогда из нее выросла «Аль-Каида». Она получила свою известность в 90-х годах в ходе теракта, проведенного против американского эсминца «USS Cole (DDG-67)», а также при взрыве двух американских посольств в Африке и, конечно же, в ходе терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне.
«Второе дыхание группировка получила по скудоумию Вашингтона и европейских столиц, когда были скинуты режим Каддафи в Ливии, режим Бен Али в Тунисе и Мубарака в Египте, – объясняет собеседник агентства. – Это позволило «Аль-Каиде» заполнить сформировавшееся пространство. Но нужно понимать, что ситуация изменилась радикально, и сейчас вот такие огромные неконтролируемые пространства, в частности территории Ирака, которые в значительной степени находятся под контролем «Исламского государства», Сирии, где война была развязана против Башара Асада при непосредственном участии США и европейских союзников по НАТО».
Это привело к тому, что появилось «Исламское государство», которое фактически является полноценным — со своей дорожной полицией, налоговой службой, социальными программами и так далее. Сейчас угроза со стороны террористов сопоставимо выше, чем она была 15 лет назад. «Аль-Каида» в настоящее время — это фактически полуподпольная группировка, имеющая гораздо меньшее влияние, чем ИГ, которая отпочковалась от нее.
«Это прямое следствие абсолютного скудоумия людей, которые руководят в Вашингтоне и пришли вместе с Бараком Обамой. В плане объединения – это желание, в первую очередь, со стороны «Аль-Каиды» опять стать лидером джихадистского движения. Я думаю, что это невозможно. По моему мнению, основную угрозу представляет именно ИГ, – говорит Хохлов. – Российское руководство понимает характер этой угрозы лучше, чем любая другая страна в мире, и это видно по тому, как Россия взялась активно за решение проблемы в Сирии. Я так думаю, что объединение джихадистов невозможно, это слишком разные спонсоры и слишком разные повестки дня. Необходимо в первую очередь бороться с расширением влияния ИГ. То, что делают союзники США по НАТО, например, Турция, которая торгует с ИГ, используя контролируемую ими территорию для транзита нефтепродуктов с территории Ирака. Вот это совершенно недопустимо. Турция могла бы нанести удар очень эффективно по ИГ, не сбросив ни одной бомбы, тупо перекрыв кран на своей границе».
К сожалению, те действия, которые Россия ведет против «Исламского государства», позволяют решить ситуацию только на территории Сирии. Понятно, что восстановление законного правительства в виде Башара Асада на территории Сирии существенно уменьшит возможности ИГ. Информация об объединении террористов может быть не более чем утка, которая отвлекает внимание от более важной проблемы – союзники США по НАТО ведут чуть ли не открытую торговлю с боевиками.
Если же то, что к чему призывает Айман аз-Завахири, все-таки осуществится, то Россия будет ждать помощи от союзников по коалиции «до морковкиного заговенья» или «пока рак на горе не свистнет». Разумеется, США представляют собой очень мощную в военном отношении силу. Одной рукой они с ИГ воюют, а другой гладят.
«Мы видим, как они воюют – больше шести тысяч самолетных вылетов, а территория ИГ увеличилась в несколько раз. С другой стороны, США, безусловно, заинтересованы в сотрудничестве с ИГ, потому что это способ шантажировать союзников по НАТО, заполняя Европу беженцами и создавая экономические проблемы для главного конкурента Америки – Евросоюза. Они могут шантажировать Турцию нестабильностью на своих юго-восточных регионах и границах. Эта возможность, безусловно, играет на политических противоречиях, которые возникают, например, в Израиле из-за того, что Израиль весь полыхает, и так далее. Говорить о том, что США будут с кем-то объединяться в войне с террористами… Я думаю, что это просто утопия. Возможно, США просто неправильно понимают выражение «воевать с террористами»: воевать нужно не «с», а «против террористов».
Надо понимать, что союзники США по НАТО полностью зависят от администрации Обамы и в плане обороны, и в плане материально-технической составляющей. Объединение возможно с такой страной, как Германия, которая технически имеет возможность проводить собственную политику в этой сфере.
«Но Германия полностью зависима от США с 1945 года. Поэтому в этой ситуации та позиция, которую Россия занимает, предлагая свое сотрудничество всем заинтересованным сторонам — и США, и союзникам по НАТО, и в частности региональным державам, таким, как Турция и Иран, – она адекватна. Иран проявил здравомыслие и готов оказывать помощь законному правительству Сирии. Россия сотрудничает с законным правительством Сирии. Дождаться какого-то сотрудничества от США и их союзников – это утопия, но предлагать его нужно. Никто не говорит, что те решения, которые Россия приняла в этой ситуации, — что они отличные. Но они хорошие, а все остальные варианты еще хуже».