"Управление социального страхования Финляндии (Kela) намерено рассмотреть возможность введения безусловного дохода в размере €800 на гражданина в месяц в обмен на социальные и прочие льготы, сообщает Yle."
У граждан, не обремененных интеллектом и привычкой проверять информацию, новость вызывает мгновенную зависть и лютую ненависть к "антинародному режиму", который не желает обеспечить в России такую же халяву всем желающим. Посыл "В России есть нефть и газ, а в Финляндии нет ничего, и при этом в Финляндии всем дают 800 евро на халяву!" идет на ура.
Халяву любят все. Халяву любят даже бывшие коллеги Навального по псевдонационалистическому движению, которые пытаются представить эту новость как доказательство того, что Финляндия "избавляется от остатков социализма" и переходит в конечную фазу капитализма, когда "все будут богаты и будут совместно эксплуатировать бесконечно расширяющуюся техносферу, обеспечивающую бесконечно растущие человеческие потребности" (это цитата одного из видных "мыслителей" псевдорусского псевдонационализма).
У социалистов, коммунистов и любителей троцкизма во всех позах и проявлениях, конечно же, тоже праздник. Можно с уверенностью предсказать, что мем "800 евро на халяву" займет в пантеоне поклонников западного варианта потребительского социализма такое же почетное место, которое мем "300 сортов колбасы" занимал в пантеоне секты "свидетелей Святого Запада" эпохи позднего СССР.
А теперь проверим математикой мечты финских и российских популистов. Население Финляндии — примерно 5,43 миллиона человек. Рассчитываем сколько денег потребуется на то чтобы финансировать "финскую халяву" в течении года:
Дано:
5430000 получателей
800 евро в месяц
12 месяцев
5430000 * 800 * 12 = 52 128 000 000 евро в год
Итого программа "финская халява" будет стоить 52,128 миллиарда евро в год. Я прошу и даже настаиваю на том, чтобы читатели воспроизвели эти расчеты самостоятельно.
Теперь немного статистики. В качестве источника возьмем электронный правительственный портал Statistics Finland, который является финским аналогом Госкомстата. Нас интересует размер бюджета Финляндии:
Выясняется, что весь бюджет Финляндии с учетом всех налогов, сборов и кредитов, которые активно набирает финское правительство, составляет 53,705 миллиарда евро. Грубо говоря, в этих условиях ВЕСЬ бюджет страны уйдет на "халявные" выплаты.
Факты — вещь упрямая. Получается, что Финляндия действительно может себе позволить платить всем гражданам по 800 евро в месяц "просто так", только тогда все остальные расходы бюджета придется урезать на 97%, то есть придется закрыть школы и больницы, отправить по домам пожарных и полицейских, распустить армию и отправить ученых на вольные хлеба.
В случае реализации финского предложения в той форме, в которой его пересказывает российская разноцветная оппозиция и пресса, финнам придется навсегда забыть о бесплатном образовании, государственной медицине, пособиях по уходу за детьми и таких базовых услугах государства, как безопасность и организация выборов. Про ремонт дорог, строительство инфраструктуры, субсидии ЖКХ и охрану границ тоже придется забыть. В принципе, от европейских стран можно ожидать всего, чего угодно, но маловероятно, что Финляндия пожелает провести экономическое самоубийство столь изощренным образом. Халявы не будет. Это — грустно, но это — правда.
Позволю себе довольно циничный прогноз. С учетом того, что Еврокомиссия активно требует от Финляндии немедленно уменьшить бюджетный дефицит, который превышает максимально допустимые в еврозоне 3% от ВВП, и с учетом того, что премьер-министр Финляндии обещал провести бюджетные сокращения, наиболее вероятным представляется сценарий, при котором финнам урежут пособия и льготы, а взамен некоторым особо обездоленным слоям населения (плюс беженцам) будут делать какие-то незначительные денежные выплаты. С высокой долей вероятности, вся операция направленна не на то, чтобы осчастливить любителей халявы, а на то, чтобы провести незаметный секвестр бюджета. Тот факт, что финские чиновники постоянно упоминают о необходимости "оптимизации социальных платежей", как бы намекает на это.
Отдельно нужно уточнить, что с учетом финских цен, 800 евро в месяц — это мизер, которого не хватит даже для того, чтобы близко дотянуться до черты бедности, а с учетом отмены всех других выплат и льгот можно смело предположить, что немногочисленные получатели этих выплат будут, мягко говоря, не в восторге.
Кстати, у всех специалистов, минимально знакомых с ситуацией в европейской экономике, сама идея о "халяве для всех" изначально вызвала ироничную реакцию. Совсем недавно премьер Финляндии, Юха Сипиля, обратился к согражданам с речью о ситуации в стране. Он остановился на вопросе беженцев, призвав граждан "обеспечить им чувство безопасности", и потом перешел к описанию неутешительного финансового состояния страны.
Премьер подчеркнул, что страна живет в долг: "Каждый час последние семь лет внешний долг Финляндии растет на один миллион евро". Он добавил, что так продолжаться не может, так как "деньги иссякнут". Особое внимание он уделил необходимости бюджетных сокращений. "Я знаю, что правительственные сокращения расходов негативно повлияют на множество людей", сказал он, утешив финнов тем, что жителям Греции и Португалии приходится еще хуже.
"Но как же так?" спросит правоверный либерал, ведь у Финляндии нет Крыма, нет Сирии, нет войны на Донбассе, нет санкций и изоляции? А вот так. В мире бушует кризис, и этот факт невозможно отменить нежеланием российской либерды его замечать.
У нас с экономикой тоже не все ладно, но есть один гарантированный способ угробить ее окончательно и бесповоротно, да так, что ее нынешнее состояние покажется райским. Для этого достаточно просто поверить в возможность простых и эффективных решений, сдобренных игрой на самых примитивных эмоциях. Когда очередной Навальный сладким голосом говорит своей пастве "Финская халява! Взять! Взять!", он призывает своих "бесплатных баранов", да и всех остальных, готовых ему поверить, пройти по пути украинских любителей Майдана. Они тоже верили, что им на халяву могут достаться "кружевные трусики" и ЕС в придачу.
Хочется верить, что мы — умнее или, по крайней мере, опытнее, чем они.