Оперировали под обстрелами
Для главврача Центральной городской больницы в Дебальцево Валерия Луценко никогда не стоял вопрос - уезжать из города или оставаться. Здесь он родился, учился, отсюда его провожали на военную службу в армию, тогда еще советскую, и военный опыт он получил, прослужив два года в интернациональных войсках в Афганистане. Эта служба и определила выбор будущей профессии, он стал хирургом после окончания Донецкого медицинского университета. Молодым специалистом вернулся в родное Дебальцево, где благодаря профессионализму и неординарным организаторским способностям занял пост главврача в 2010 году.
Он сохранял свою больницу и во времена незалежности, когда лечебные учреждения в глубинке финансировались скудно. Такие города как Дебальцево, объявлялись депрессивными, предприятия разрушались, то, что можно было вывезти и продать, вывозилось и продавалось, а люди были брошены на произвол судьбы. За 25 лет больница и полотенца не получила, не говоря уже о дорогом медицинском оборудовании, мебели, матрацах, одеялах, комплектах белья и ремонте помещений. Лекарства для анестезии, обезболивающие средства покупались по принципу «с миру - по нитке», но людей лечили.
Войну, которую украинские неонацисты навязали Донецкой Народной Республике, Валерий Иванович встретил за операционным столом. Врачи тогда работали на два, три стола, в зависимости от наплыва пострадавших, и оперировали, не обращая внимания на обстрелы, спасали раненых жителей Дебальцева и ополченцев. На столе за все время боев погиб только один человек – рана была несовместима с жизнью. Больных во время обстрелов прятали в лестничных проходах из-за отсутствия подвального помещения. Оказывали экстренную помощь и лечили, пока не разбомбили саму больницу.
Попадания были в крышу, а от падающих рядом снарядов вылетели все окна. Надо заметить, что больница расположена на окраине города, и поэтому оказалась на ближних рубежах к фронту, она и сейчас находится на расстоянии 12 км. от линии разграничения. 29 июля 2014-го волонтеры вывезли последних 18 тяжелобольных и в город вошла украинская армия.
При оккупации больница тоже работала. Как могли, сотрудники законсервировали помещения, окна зашили, где целлофаном, а где фанерой, поставили буржуйки и принимали больных. Волонтеры с украинской стороны и «Врачи без границ» привозили продукты питания, моющие средства и лекарства. Кто-то помогал с сочувствием, а кто-то – по принципу «возьмите-подавитесь». Но в бедственном положении выбирать не приходилось, ведь от помощи зависела жизнь больных, детей и стариков, которым сидение в сырых подвалах не прошло даром, а пневмония приобрела размеры эпидемии.
Потом начались бои за освобождение города. Нарушилась мобильная связь, из-за полного отсутствия электроснабжения даже подзарядка телефонов стала невозможной. Выставляли наружу генератор, люди приносили дизельное топливо в бутылках, заряжали свои мобильники и фонари. У жителей фронтового города появилась возможность общения с родными и освещения жилья фонариками.
Наконец, 19 февраля, после тяжелых боев, город был освобожден войсками ДНР. Уже на следующий день приехали представители Министерства здравоохранения и больницу начали восстанавливать. Волонтеры «Молодой Республики» вставили окна, отремонтировали крышу, поменяли порванные трубы. Как сказал Валерий Иванович: «Такого патриотизма и такого подъема, я вам честно говорю, я не видел за всю свою жизнь. Двадцать восемь девочек медперсонала за неделю вычистили и выдраили всю больницу. Убрали мусор, а это – и остатки стекла, и промокшие матрацы и мебель, которая не подлежала восстановлению. Включили тепловую пушку, просушили и прогрели стены».
Но появились новые проблемы. Не все врачи смогли пережить ежедневные регулярные обстрелы, многие уехали. Часть персонала оказалась на украинской территории. Они и хотели бы вернуться к работе, и живут в 15 км. от больницы, но блокада не оставила им выбора. Из 230 человек по штатному расписанию на работу выходят 118. Больница потеряла половину персонала. Поэтому Валерий Иванович работает и хирургом, и травматологом, и на приеме сидит, и больницей руководит. В таком режиме работают все, кто остался, а нужны еще и заведующие отделениями, где требуется высокая профессиональная квалификация и опыт руководства людьми.
Первые три дня после открытия больницы ситуация напоминала взятие Бастилии. Появились лекарства, и народ, долгое время занимавшийся самолечением, пошел в поликлинику получить помощь специалистов, пациенты с хроническими заболеваниями, гипертоники, диабетики, онкобольные, пошли потоком. Врачи принимали пациентов от рассвета и до заката, а потом оставались еще и на дежурство. И все это время приходилось работать в помещении без отопления, воды и нормальной канализации.
Теперь жизнь постепенно входит в обычный размеренный режим, в планах - закончить полноценный ремонт, завершить подключение всех коммуникаций. Нужно еще многое поменять: плитку, линолеум, обновить покраску. Раздобыть необходимые для нормальной работы матрацы, белье, которого практически не осталось после военных действий. Приобрести дыхательную аппаратуру, оборудование для стерилизации, как минимум три новых микроскопа для лаборатории, но это уже гражданские хлопоты. Война не окончена, но передышка дала больнице шанс на возрождение.
Людмила Стодеревская, ДНР