Однако вот вам, пожалуйста, небольшая подборка новостей о контрактах, над которыми сейчас ведётся работа:
1. Иранские авиакомпании готовы купить 100 лайнеров «Суперджет-100», иранцы дожидаются только снятия санкций, чтобы приступить к подготовке конкретных документов:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2684337
2. С 2018 года планируется начать поставку «суперджетов» в Индию. Речь идёт про 50 бортов, которые будут распределены по разным индийским авиаперевозчикам:
http://ria.ru/east/20151108/1316427362.html
3. Египет, который уже заключил контракт на закупку 12 самолётов, готовится приобрести дополнительно ещё 5-15 наших лайнеров:
http://ria.ru/economy/20151108/1316404658.html
Поставки первых самолётов могут начаться уже в конце 2016 года.
4. Наконец, как вы уже знаете, ещё 50 самолётов закупит наш «Аэрофлот»:
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/158086
Как видите, счёт идёт уже на сотни бортов. Какое-то время назад сообщалось о том, что у «Сухого» есть твёрдые контракты на поставку 200 «суперджетов»:
http://ruxpert.ru/Суперджет
Сейчас этот объём явно выше: я ведь перечислил далеко не все перспективные контракты. Авиакомпаний на планете, как вы понимаете, гораздо больше, нежели производителей самолётов, поэтому раз уж «суперджеты» покупали даже при курсе в 30 рублей за доллар, сейчас, когда оплата рублями стала для иностранцев чуть ли не вдвое выгоднее, конкурировать с «суперджетами» непросто.
Цитирую из интервью с Евгением Андрачниковым, который, собственно, и работает над всеми этими контрактами на поставку лайнеров. Господин Андрачников — старший вице-президент компании «Гражданские самолёты Сухого»:
http://ria.ru/interview/20150417/1059123293.html
У правительства Никарагуа есть идея создания авиакомпании. Мы представили им ряд своих предложений. Никарагуа — исторический партнер России в центральной Америке, это одна из наиболее дружественных нам держав. Страна удачно географически расположена. Плечи, которые соединяют Никарагуа с соседними государствами центральной Америки, идеально подходят под логистику Sukhoi SuperJet-100.
Напомню, Россия и Китай строят сейчас в Никарагуа альтернативу Панамскому каналу, а Вашингтон по своему обыкновению пытается сорвать невыгодную ему стройку — в том числе и полусиловым путём, через организацию беспорядков в стране. Разумеется, в этой ситуации закупать самолёты на Западе с точки зрения властей Никарагуа было бы неразумно.
На основе «суперджетов» производится так же специальная бизнес-модель, со спальными местами и прочими нужными для комфортных перелётов опциями. Неплохой выбор для считающих деньги крупных бизнесменов и для политиков из стран, в которых не принято слишком уж доверять американской и европейской технике:
http://ria.ru/economy/20151108/1316255090.html
Пока что летает только один лайнер в «бизнес» исполнении, на нём авиакомпания «РусДжет» возит представителей наших органов власти.
Теперь по поводу участия иностранных партнёров в производстве «суперджетов». Да, действительно, примерно половина деталей в «суперджетах» в прошлом году была импортной. Но всё же нужно понимать, что доля отечественных комплектующих в лайнерах быстро растёт, а самую важную часть работ — проектирование — делают в России. Например, лаборатория МФТИ на днях завершила разработку программного комплекса для улучшения аэродинамики лайнера:
http://www.aex.ru/news/2015/11/9/144670/
Также много работ над «суперджетом» ведётся совместно с итальянцами. Итальянцы на данный момент сильно заинтересованы в сотрудничестве с Россией, поэтому вряд ли Италия поддержит какие-либо санкции, которые затронут «суперджет». Собственно, даже Штатам мы нужны — «Ростех» имеет целый ряд больших проектов с «Боингом», начиная от поставки «Боингу» титановых комплектующих.
Наверное, можно было бы сделать гражданский самолёт, все 100 процентов деталей которого производились бы в России. Однако главная ли это задача сейчас?
Снова процитирую Евгения Андрачникова из ГСС:
http://ria.ru/interview/20150417/1059123293.html
Вы знаете, всего пять держав в мире из 200 с лишним обладают технологией, культурой, экспертизой и традициями в самолетостроении. Всего пять! В 1970-х годах Россия была номером один среди авиастроительных держав. Выпускались сотни самых передовых гражданских самолетов. Но произошла масса катаклизмов. Сейчас Sukhoi SuperJet-100 — уникальный проект, который за считанные годы был создан с нуля. Пусть скептики поедут в Комсомольск-на-Амуре и посмотрят на производство, они ахнут. Каждый из мировых производителей может поаплодировать, посмотрев, как собираются наши самолеты. Мы говорим о самолете как о планере с огромным количеством высокотехнологичных компонентов. Это российский самолет, который, безусловно, интегрирует в себе лучшую мировую практику, потому что сегодня без мировой интеграции ни одна машина не может быть собрана: ни автомобиль, ни трактор, ни уж тем более самолет. Итальянское партнерство в части международной интеграции — серьезное подспорье для нас.
Ещё одна ниша, в которую идеально впишется «суперджет» — перевозка спортивных команд. Если «суперджет» выпустит модификацию специально под спортсменов, такие лайнеры сразу же получат большой объём заказов — так как сейчас команды летают на чартерах, что не слишком-то удобно. Только под матчи Континентальной хоккейной лиги можно будет сразу загрузить 10-12 машин.
Подведу итог
«Суперджет» однозначно взлетел. Собственно, даже оппозиционеры перестали ныть про «суперджеты», у них сейчас в тренде мифы про скупку Россией гособлигаций США и тому подобная свежая ересь. Теперь осталось теперь наладить серийное производство пассажирских лайнеров других размеров, и можно будет констатировать успешное выздоровление отечественной гражданской авиации.
Ну а с авиацией военной — спасибо агрессивной политике Вашингтона — дела у нас уже и сейчас обстоят весьма неплохо. Последние события в Сирии показали, что наши военные самолёты как минимум не уступают американским, и, думаю, если бы у младших партнёров США был выбор, даже они покупали бы военную авиатехнику именно у России.