Кроме того, в своем письме Юнкер предложил восстановить связи российских парламентариев с Европейским парламентом. В полном соответствии с предложением Юнкера Европарламент нарушил запрет на контакты с российскими официальными лицами. Группа социалистов пригласила посетить Европарламент на слушания в четверг, 19 ноября, двух видных российских парламентариев — Алексея Пушкова и Константина Косачева, а также советника российского президента Михаила Федотова.
Председатель Европарламента Мартин Шульц и глава внешней службы ЕС Федрика Могерини должны были принять участие во встрече с приглашенными россиянами. Однако мероприятие не состоялось из-за протеста семнадцати депутатов Европарламента, преимущественно из восточноевропейских стран. В письме на имя Шульца они заявили, что обеспокоены тем, что пресса истолкует встречу в качестве «бизнеса как обычно» в политически сложное время. Они напомнили, что именно Шульц заморозил сотрудничество с Россией в ожидании выполнения Минска и предложил визовый запрет на приглашение некоторых российских парламентариев. Они также отметили, что социалисты не пригласили на это мероприятие Европарламента представителей от Украины, чтобы те высказали свою точку зрения.
Пророссийская инициатива европарламентариев состоялась на фоне переговоров лидеров Запада — конкретно лидеров Франции, Великобритании и США с президентом Путиным по поводу проблемы «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России — EADaily) после террористических атак в Париже.
Послание председателя Еврокомиссии и происшествие в Европарламенте случились на фоне обострения обстановки на Донбассе. В среду ОБСЕ зафиксировал серьезные нарушения режима прекращения огня. При этом даже некоторые ангажированные украинские эксперты признают, что ни один из пунктов Минских соглашений за весь период после их заключения не был выполнен.
В этой обстановке реакция Кремля на предложение Юнкера была однозначна. Пресс секретарь президента Дмитрий Песков в минувший четверг сообщил, что письмо было получено, но предложение Юнкера нереалистично. «Какая-то увязка с выполнением минских договоренностей, особенно в нынешних условиях, когда видим очередную неготовность Киева выполнять эти соглашения… вряд ли актуальна и вряд ли возможна», — сказал Песков на брифинге для журналистов.
Американский правительственный информационный ресурс «Голос Америки» констатировал: «Россия отвергла идею о сближении ЕС и Евразийского экономического союза после реализации Минских соглашений».
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкевичус заявил, что он был удивлен письмом, которое, по его мнению, не отражает общую позицию стран-членов ЕС. В письме Юнкера, указал Линкевичус, в частности, не содержалось никаких ссылок на санкции ЕС против России.
Ранее председателя Еврокомиссии заподозрили в том, что он выступает за улучшение отношений ЕС и России вопреки текущей политической ситуации. В частности, Юнкера критиковали за один фрагмент в его речи на одном мероприятии в Германии в Пассау 8 октября 2015 года. Председатель Еврокомиссии тогда сказал буквально следующее: «Мы должны прилагать усилия к практическому осуществлению отношений с Россией. Это не сексуально [it's not sexy], но это должно быть тот случай, что мы не можем не идти таким путем».
Прибалтийские и некоторые центрально-европейские государства-члены ЕС обеспокоены тем, что исполнительный орган ЕС и их западноевропейские партнеры готовят сделку с Москвой по снятию санкций с России по Украине в обмен на сотрудничество Запада с Россией на Ближнем Востоке. Аналогичным образом подобная перспектива в немалой степени тревожит и Киев, который не оставляет надежд на возможность военного решения проблемы своих мятежных регионов.
США, несмотря на сложившуюся после Парижских терактов ситуацию, также призвали ЕС придерживаться своих обязательств по отношению давления на Россию. Высокопоставленный американский дипломат Виктория Нуланд заявила на конференции безопасности в Берлине в минувшую среду: «Даже, если мы сосредоточены на проблеме ИГИЛ, мы должны поддерживать давление на Россию и ее сепаратистских сторонников для завершения незаконченных обязательств Минска». «Санкции являются важным инструментом для приведения Россия к ответственности: они должны быть перенесены до выполнения Минска в полном объеме», — сказала Нуланд.
В целом, можно констатировать, что содержательно письмо Юнкера с его предложениями крайне противоречиво. Упоминание выполнения Минска, как условия установления более тесных торговых отношений, можно счесть и за мягкое давление на Москву. Как писалось в западных СМИ, инициатива Юнкера могла бы дать Путину «стимул» сотрудничать в украинском вопросе. Между тем, военная кампания России в Сирии разворачивается на фоне зашедшего в тупик переговорного процесса по Донбассу. В октябре 2015 года стало окончательно понятно, что ни минский, ни нормандский формат не в состоянии разрешить ситуацию на Украине. Под «выполнением Минска» США и ЕС понимается их выполнение в трактовке Киева при полном пренебрежении позиции ДНР и ЛНР. Имитация в подобном варианте Минских соглашений означает безусловную сдачу ДНР и ЛНР.
С другой стороны, письмо Юнкера выражает усталость определенных кругов в «Старой Европе» тупиковой ситуацией конфликта с Россией. Именно с этим обстоятельством очевидно связана упомянутая отрицательная реакция на письмо со стороны «младоевропейцев».
Для нас очевидно, что действительный перелом в политике Евросоюза по отношению кризиса на Украине может иметь место только после публичного признания европейцами того, что именно Киев не выполняет Минские соглашения. Без этого Минский процесс превращается в бесконечный тупик с вялотекущей войной и постоянной угрозой конфронтации конфликта в более масштабные боевые действия. Без выполнения Минских соглашений в полном объеме и так, как они написаны, невозможна нормализация ситуации безопасности России и ЕС.
Письмо Юнкера связано и с более фундаментальной темой: конфликтом двух интеграционных проектов, поводом и причиной которого стала Украина. Россия изначально выступила против проекта продвинутой ассоциации Украины и ЕС, обосновывая это угрозой ее собственному рынку — более широко, рынку ЕАЭС. После того, как, благодаря перевороту в Киеве, ЕС все-таки добился заключения соглашения об ассоциации, Брюссель согласился перенести на год вступление в силу ассоциативного соглашения с Украиной. По замыслу, возникший промежуток времени следовало использовать для переговоров с Москвой для достижения приемлемого соглашения в отношение сопряжения торговых отношений ассоциированной Украины и Таможенного союза ЕАЭС. В более широком плане — ЕС и ЕАЭС. Однако соглашения не было достигнуто, и Украина лишается своих торговых преференций на пространстве ЕАЭС. На пути украинских товаров с 1 января 2016 года ставится таможенный барьер. Более того, из-за санкционной войны Россия уже объявила о введении с этой даты продовольственного эмбарго на поставку украинских продовольственных товаров в Россию. Одновременно к концу 2015 года возникла острая проблема украинского суверенного долга по отношению к России, которая приобрела политический характер. Россия обратилась с предложением, в том числе, и к ЕС дать гарантии по реструктуризации этого долга.
Разумеется, на фоне всех подобных острых проблем письмо Юнкера лишь вселяет надежду, но не является основанием для серьезной экономической политики в отношениях ЕС и ЕАЭС. Это выяснилось сразу же после публикации сведений о письме Юнкера. Главное — проблема санкций ЕС в отношении России в письме Юнкера даже не упоминалась. Это вызвало недоумение адресата и подозрения с протестами со стороны критиков Юнкера в ЕС. Лидеры ЕС собираются в середине декабря обсудить вопрос о продлении санкций в отношение России, срок которых истекает в конце января 2016 года. Санкции будут продлены, поэтому письмо Юнкера не имеет никакого смысла. Отнесем его на счет общего политического зондажа.