Как пояснили авторы исследования, рейтинг рассчитывался на основании шести показателей: числа больных алкоголизмом и алкогольными психозами, силе антиалкогольного законодательства, объемов продажи водки, объемов продажи пива, смертности от алкогольного отравления и преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. По шкале исследования каждый регион мог получить от нуля до 600 баллов — до 100 по каждому показателю.
— В качестве критериев для составления Национального рейтинга трезвости мы использовали не один, а сразу шесть показателей, что продиктовано сложностью и многофакторностью проблемы. Таким образом, Национальный рейтинг трезвости касается всех болевых точек данной проблемы, — поясняет руководитель спецпроектов ЦИК «Рейтинг» Екатерина Люльчак.
В группу самых трезвых регионов исследователи включили те, что набрали менее 130 баллов. В их числе 20 субъектов, это почти все северокавказские республики (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край), все города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и южные регионы (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край и др). Как отмечают исследователи, в этих регионах «показатели алкоголизации, алкогольной смертности и преступности, а также объемов продажи водки и пива являются по стране одними из самых низких», а также «эффективно работает антиалкогольное законодательство».
Наибольшая часть субъектов — 43 — была отнесена экспертами во вторую группу рейтинга. В ней объединены регионы, набравшие от 130 до 250 баллов, где «антиалкогольную кампанию нельзя назвать удовлетворительной» и эффект от злоупотребления спиртным «ставит под угрозу здоровье и безопасность граждан». Сюда вошли северо-западные регионы (Калининградская, Ленинградская области и др.), центра (Владимирская, Тульская, Брянская области и др.), южные (Астраханская область, Адыгея), регионы Приволжья (Мордовия, Нижегородская, Пензенская области и др.), Сибири (Иркутская область, Алтайский край, Бурятия и др.).
Наиболее пьющими (набравшими больше 250 баллов) оказались 22 региона, преимущественно дальневосточные и сибирские. Как говорится в исследовании, данные регионы «демонстрируют высокую смертность, заболеваемость и преступность, связанные с потреблением спиртных напитков, а также максимальный объем продажи алкоголя». Последние строчки рейтинга как наиболее алкоголизированным регионам достались Еврейской автономной области, Ненецкому автономному округу, Магаданской области, Камчатскому краю и Новгородской области.
По мнению руководителя «Трезвой России» Султана Хамзаева, рейтинг показывает «целостную картину происходящего» в регионах.
— Мы провели мониторинг, который демонстрирует, какие регионы качественно выделяются в вопросах защиты здоровья своих граждан от алкоголя. Но десятка самых трезвых регионов не должна восторгаться своей победой. Эти регионы должны также профессионально и ответственно продолжать свою работу. А регионы, занимающие следующие позиции рейтинга, должны брать на вооружение практику, которая применяется в регионах-лидерах, — говорит Хамзаев.
Гендиректор центра информационных коммуникаций «Рейтинг» Арсен Аристакесян считает рейтинг трезвости одним из приоритетных проектов.
— Потому что это реальная беда и боль для сотен тысяч российских семей. Алкоголизм в России — страшная социальная и духовно-нравственная болезнь. Если бы эта патология только разрушала здоровье человека, одного этого было бы достаточно, чтобы бить в набат. Но здесь воистину за одним бесом тянется целый легион: резкий рост преступности, обеднение немалой части населения, даже превращение некогда заселенных территорий в безлюдные (посмотрите на судьбу множества вымерших русских деревень). И лечение данной язвы — в системной и целенаправленной государственной политике, — отмечает Аристакесян.
Губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь удивился тому, что его регион оказался в рейтинге самым алкоголизированным.
— Если бы шла речь о наркомании — проблема есть, мы приграничный регион. А что касается алкоголизма — Биробиджан малопьющий город. В еврейской культуре много выпивать не принято, сейчас усиливается мусульманская прослойка — они вообще не пьют. На селе ситуация похуже, но пьяных рабочих я тоже не видел. Доходы населения невысокие, люди в этом случае стараются потратиться на продукты, — рассуждает Левинталь.
Он добавил, что на место в рейтинге могли оказать влияние объемы продажи водки, ведь местное население не занимается самогоноварением, как в некоторых других регионах.
— Для нас это звоночек, мы детально изучим ситуацию, — сказал Левинталь.
У сенатора от Еврейской автономной области Ростислава Гольдштейна информация о позиции региона в рейтинге алкоголизированности также удивила.
— Это не первоочередная проблема. По социологическим исследованиям, население ставит проблему алкоголизации на 15-е место, — заметил Гольдштейн.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз посоветовал не относиться серьезно к результатам исследования.
— Одними из самых пьющих регионов являются Москва и Санкт-Петербург (в рейтинге эти города в числе наименее пьющих. — «Известия»). В столице пьют в 1,5 раза больше водки, чем в регионах, — это данные Росстата. Взяты сомнительные критерии. Алкоголиков больше там, где ниже зарплаты и безработица, на общий уровень алкоголизации это не влияет. Мерить по продажам тоже нельзя: свыше 50% употребляемого крепкого алкоголя — нелегальные суррогаты. Жесткость алкогольного регулирования абсолютно не влияет на алкоголизацию, — критикует Дробиз.
При этом, по мнению эксперта, объективных показателей для вычисления алкоголизации региона не существует.
Председатель правления РОО «Совет по общественному здоровью и проблемам демографии» Дарья Халтурина сообщила, что данные Общественной палаты об алкоголизации во многом совпадают с данными ее организации.
— В целом в нашей стране склонны к очень тяжелой форме потребления, мы пьем аномально большое количество крепких напитков. Они и делают основной вклад в смертность и наркологические проблемы. Если говорить в целом, проблемы с алкоголем усугубляются с юга на север и с запада на восток, — заметила Халтурина.
По ее словам, позиции наиболее «трезвых» и «пьяных» регионов вполне объяснимы.
— В трех самых пьющих регионах влияет фактор образования. Люди с высшим образованием пьют меньше — влияет риск потери работы, имиджевые вещи. В этих трех регионах меньшая доля интеллектуальной занятости. В кавказских же регионах влияет фактор ислама, это защитный фактор от пьянства, — отмечает Халтурина.